СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст и его структура

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учащимся при изучении темы "Текст"

Просмотр содержимого документа
«Текст и его структура»

ТЕКСТ И ЕГО СТРУКТУРА  УЧИТЕЛЬ МБОУ «СШ №39» г.Смоленска  Костюченко Любовь Григорьевна

ТЕКСТ И ЕГО СТРУКТУРА

УЧИТЕЛЬ МБОУ «СШ №39» г.Смоленска

Костюченко Любовь Григорьевна

Текст - это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью.

Текст - это осмысленное речевое произведение, представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью.

 Текст имеет следующие основные признаки: Членимость. Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение, текстом не является ; Смысловая цельность . Это качество текста проявляется, во-первых, в том, что любой текст - это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых - в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, что он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста); Относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец; Связность. Связанность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.

Текст имеет следующие основные признаки:

Членимость. Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение, текстом не является ;

Смысловая цельность . Это качество текста проявляется, во-первых, в том, что любой текст - это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых - в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, что он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста);

Относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец;

Связность. Связанность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.

Выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); Отграниченность (автономность) - каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы - начало и конец. Еще одним важным признаком текста считается его цельность . Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое, для понимания структуры текста важнейшее значение имеет взаимосвязь содержания и формы. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией.

Выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме);

Отграниченность (автономность) - каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы - начало и конец.

Еще одним важным признаком текста считается его цельность . Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое, для понимания структуры текста важнейшее значение имеет взаимосвязь содержания и формы. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией.

Содержание текста раскрывается только через его словесную форму. При этом содержание соотносится с темой.  Тема  - это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог и т. п. В нехудожественных текстах тема, как правило, обозначается в названии. Названия художественных произведений могут быть прямо связаны с темой («Горе от ума»0 Художественные произведения, даже относительно небольшие по объему (например, рассказы), могут раскрывать несколько тем, а повести, романы, пьесы практически всегда многотемны.

Содержание текста раскрывается только через его словесную форму. При этом содержание соотносится с темой.  Тема  - это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог и т. п. В нехудожественных текстах тема, как правило, обозначается в названии. Названия художественных произведений могут быть прямо связаны с темой («Горе от ума»0 Художественные произведения, даже относительно небольшие по объему (например, рассказы), могут раскрывать несколько тем, а повести, романы, пьесы практически всегда многотемны.

Следует различать:  - внешнюю (композиционную) структуру текста,  - внутреннюю структуру текста. На композиционном уровне выделяются:  - предложения,  - абзацы,  - параграфы,  - разделы,  - главы,  - подглавы,  - страницы и др.

Следует различать: - внешнюю (композиционную) структуру текста, - внутреннюю структуру текста.

На композиционном уровне выделяются: - предложения, - абзацы, - параграфы, - разделы, - главы, - подглавы, - страницы и др.

 Различают:  - устные тексты,  - письменные тексты. Текст создается двумя сторонами, двумя субъектами. Один играет роль пишущего лица или говорящего, а другой - слушающего или читающего. С этих позиций текст есть артефакт, т.е. искусственно созданный объект.  В каждом тексте есть четыре цели:  1. Сообщить информацию.  2. Побудить к действию.  3. Убедить в точке зрения.  4. Доставить удовольствие. Выделяют пять стилей текста:  1. Научный (монографии, статьи).  2. Публицистический (радиопостановки).  3. Художественный (романы, повести).  4. Официально-деловой (приказы, законы).  5. Разговорный (беседы)

Различают: - устные тексты, - письменные тексты.

Текст создается двумя сторонами, двумя субъектами. Один играет роль пишущего лица или говорящего, а другой - слушающего или читающего. С этих позиций текст есть артефакт, т.е. искусственно созданный объект.

В каждом тексте есть четыре цели:

1. Сообщить информацию. 2. Побудить к действию. 3. Убедить в точке зрения. 4. Доставить удовольствие.

Выделяют пять стилей текста: 1. Научный (монографии, статьи). 2. Публицистический (радиопостановки). 3. Художественный (романы, повести). 4. Официально-деловой (приказы, законы). 5. Разговорный (беседы)

Тип текста: Описание 1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.  2) Указание на его принадлежность к классу предметов.  3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.  2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.  3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.  4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.  5) Текст легко свёртывается. Простые и сложные предложения:  а) с прямым порядком слов;  б) составным именным сказуемым;  в) с глагольными формами одновременного действия;  г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;  д) с определительными характеристиками.

Тип текста: Описание

1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается.

Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.

Тип текста: Повествование Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность.  2) Подчёркивается динамизм, смена событий.  3) Композиция хронологизирована. Простые и сложные предложения:  а) с глагольным сказуемым совершенного вида;  б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;  в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности

Тип текста: Повествование

Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.

1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована.

Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности

Тип текста: Рассуждение Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).  2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.  3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.  4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. Простые широко распространённые и сложные предложения:  а) с причастными и деепричастными оборотами;  б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;  в) с глаголами разных видовых форм.

Тип текста: Рассуждение

Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм.