- Урок в 5 классе.
- Тема: Имя прилагательное
- Учитель: Ачмиз Марина Гиссовна
- п. Яблоновский
- Тахтамукайского района
- Республики Адыгея
Тема: Имя при лаг ательное как часть речи учитель русского языка МБОУ СОШ№3 Ачмиз Марина Гиссовна
Цели урока:
1. Способствовать формированию понятия об имени прилагательном как части речи, опираясь на знания учащихся, полученные в начальной школе;
2. Расширить знания учащихся о морфологических признаках прилагательного;
3. Показать синтаксическую функцию прилагательных в предложении.
Задачи:
- Обучающая : пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
- Развивающая : совершенствовать орфографические умения и навыки; развитие логического мышления.
- Воспитательная : формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания уважения к слову.
Имя прилагательное -
эпитет
Живет у нас в лесу птица. Это птица с пестринками, а на затылке у нее перышки. У птицы клюв.
Давайте поставим вопрос к словам: (какая?) чёрная, (с каким?) – белым, (какие?) – яркие, красные, (какой?) – сильный, острый, прямой.
Признак предмета
Значение
Посмотрим предложения, определим признаки прилагательных и какими членами они являются в предложении. Он ( каков?) счастлив. Шея у жирафа (?) длинная. Мы долго не видели (?) любимую учительницу. Тихо падали (?) осенние листья. Лисий (чей?) след ведёт к норе.
Вопросы
Какой?
(какие?)
Чей?
Каков?
А давайте определим признаки прилагательного.
Счастлив (муж.р., ед. ч. ?)
Длинная (жен.р., ед.ч., в им. п.)
Любимую (жен.р., ед.ч., в вин. п.)
Осенние (? мн.ч, в им. п.)
Лисий (муж.р., ед.ч., им.п.)
Морфологи-ческие признаки
Род(в ед. ч.), число, падеж.
Синтакси-
Сказуемое
ческая роль
Определение
Какие прилагательные включены в названия следующих произведений
1. А. Погорельский «… курица» ------------------------
2. В. Гауф «… Мук» -----------------------------------------------
3. А. Линдгрен «Пеппи … чулок» ----------------------
4. А.М. Волков «Семь … королей»---------------
5. Л.Н. Толстой «… пленник» -----------------------------
6. Х.К. Андерсон «… королева» -----------------------
7. Х.К. Андерсон «… утенок» ---------------------------
черная
маленький
длинный
подземных
Кавказский
снежная
гадкий
Стихотворение С. Есенина. А кругом р..са ж..мчужная Отл..вала блестки алые, И над оз..ром серебряным Камыши, скл..нясь, ш..пталися…
Подберите к существительным соответствующие прилагательные
Имена существительные
Прилагательные
- Счастливой
- Ласковым
- Гнедом
- Длинной
- Ярким
- летящем
Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый…..
Круглое, душистое, вкусное – превкусное, сочное, ароматное, краснобокое….
Задание «Подари предмету признак».
1 команда
2 команда
Отгадайте загадки.
2 группа
1 группа
- Не барашек и не кот,
- Носит шубу круглый год.
- Шуба серая для лета,
- Для зимы – другого цвета.
- Бурный, мохнатый, косолапый?
- Хитрая плутовка,
- Рыжая головка,
- Пушистый хвост – краса.
- Кто же это?
- Зеленый, сладкий, сахарный.
Поэтому прилагательные о себе говорят так:
- С существительными подчас
- Не жизнь, а просто скука.
- Ни цвета нет у них без нас,
- Ни запаха, ни звука.
- Но если нас к ним приложить
- Им веселее станет жить.
Цели:
1. Способствовать формированию понятия об имени прилагательном как части речи, опираясь на знания учащихся, полученные в начальной школе;
2. Расширить знания учащихся о морфологических признаках прилагательного;
3. Показать синтаксическую функцию прилагательных в предложении.
Задачи:
- Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратите внимание на роль прилагательных в речи.
- Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки; развития логического мышления.
- Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитания внимания уважения к слову.
Домашнее задание:
с 228, упр. 573