Название предмета – Родной (русский) язык
Класс – 5В
№ урока – 3
Дата – 10 марта
Учитель – Митракова Елена Васильевна
Тема урока - Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи.
Тип урока – Урок обобщения и систематизации новых знаний
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем - другие съедят, мне спасибо скажут».
Почему эти предложения образуют текст? (все предложения связаны по смыслу. Его можно озаглавить)
В тексте нет заголовка, но его нетрудно сформулировать. Какие вы можете придумать заголовки? («Старик и яблони», «Как старик сажал яблони», «Зачем старик сажал яблони», «Спасибо скажут».)
Какой заголовок выражает основную мысль высказывания? («Спасибо скажут»)
На какие части можно разделить этот текст?
старик сажает яблони;
старика спрашивают, зачем он сажает яблони;
«спасибо скажут».
- Какой мы можем сделать вывод?
(перед нами текст)
- Попробуем сформулировать тему урока
3. Обобщение и систематизация знаний
Давайте сформулируем основные признаки текста:
1.наличие темы и основной мысли;
2.наличие или возможность заголовка;
3.связь предложений между собой по смыслу;
4.определенная логическая последовательность предложений;
5.использование слов, которые по-разному называют один и тот же предмет:
а) синонимы;
б) повторяющиеся слова;
в) местоимения, наречия, союзы.
Обращение к упр.179, п. 20
Обращение к упр. 181, стр. 141
Опорная схема типов монологических высказываний
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Упр. 187
Давайте обратимся к целям нашего урока?
--расширить знания о повествовании;
-- узнать признаки таких текстов;
--попробовать самим составлять тексты-повествования
Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали, и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья - вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:
- Сломайте его!
Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:
- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.
Ребята, что имел в виду отец?
-Возьмите, пожалуйста, карандаши или ручки и подчеркните в тексте глаголы – действия отца и сыновей.
- к какому типу речи относится этот текст? Почему?
Как развиваются действия? (действия развиваются последовательно, одно за другим, и обязательно завершаются)
Посмотрите, как начат текст у Толстого? Задача любого рассказчика состоит в том, чтобы быстро ввести слушателя в суть дела. Начало – это вход, который не должен быть загромождён ничем лишним, оно должно заинтересовывать: о ком говорится в тексте? Мы задаем вопрос Кто?
Отец учил сыновей жить в согласии
Ваша задача сейчас – самим составить текст (групповое задание) на тему
Однажды на прогулке
Летнее приключение
Забавное событие на катке
Неожиданная радость
Итог урока
Чему мы с Вами научились?
Что было непонятно? Чья история была самой интересной?
Спасибо за урок
3