СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст как единица языка и речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст как единица языка и речи»

Название предмета – Родной (русский) язык

Класс – 5В

№ урока – 3

Дата – 10 марта

Учитель – Митракова Елена Васильевна

Тема урока - Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи.

Тип урока – Урок обобщения и систематизации новых знаний


1. Организационный момент


2. Актуализация знаний

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем - другие съедят, мне спасибо скажут».

Почему эти предложения образуют текст? (все предложения связаны по смыслу. Его можно озаглавить)

В тексте нет заголовка, но его нетрудно сформулировать. Какие вы можете придумать заголовки? («Старик и яблони», «Как старик сажал яблони», «Зачем старик сажал яблони», «Спасибо скажут».)

Какой заголовок выражает основную мысль высказывания? («Спасибо скажут»)

На какие части можно разделить этот текст?

старик сажает яблони;

старика спрашивают, зачем он сажает яблони;

«спасибо скажут».

- Какой мы можем сделать вывод?

(перед нами текст)

- Попробуем сформулировать тему урока



3. Обобщение и систематизация знаний



Давайте сформулируем основные признаки текста:

1.наличие темы и основной мысли;

2.наличие или возможность заголовка;

3.связь предложений между собой по смыслу;

4.определенная логическая последовательность предложений;

5.использование слов, которые по-разному называют один и тот же предмет:

а) синонимы;

б) повторяющиеся слова;

в) местоимения, наречия, союзы.


Обращение к упр.179, п. 20

Обращение к упр. 181, стр. 141


Опорная схема типов монологических высказываний


5. Применение знаний и умений в новой ситуации


Упр. 187

Давайте обратимся к целям нашего урока?

--расширить знания о повествовании;

-- узнать признаки таких текстов;

--попробовать самим составлять тексты-повествования


Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали, и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья - вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:

- Сломайте его!

Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:

- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.


Ребята, что имел в виду отец?

-Возьмите, пожалуйста, карандаши или ручки и подчеркните в тексте глаголы – действия отца и сыновей.

- к какому типу речи относится этот текст? Почему?


  • Как развиваются действия? (действия развиваются последовательно, одно за другим, и обязательно завершаются)

  • Посмотрите, как начат текст у Толстого? Задача любого рассказчика состоит в том, чтобы быстро ввести слушателя в суть дела. Начало – это вход, который не должен быть загромождён ничем лишним, оно должно заинтересовывать: о ком говорится в тексте? Мы задаем вопрос Кто?

Отец учил сыновей жить в согласии

Ваша задача сейчас – самим составить текст (групповое задание) на тему

Однажды на прогулке

Летнее приключение

Забавное событие на катке

Неожиданная радость



Итог урока
Чему мы с Вами научились?

Что было непонятно? Чья история была самой интересной?

Спасибо за урок




3