Самостоятельная работа 1 вариант
1. Задание: спишите текст, вставьте пропущенные буквы и определить тип речи, обоснуйте свой ответ.
Посреди к…мнаты сидела, словно египетское божество, кошка. Это была именно кошка. Ошибиться невозможно. Ш…рстка трёх цветов: белая, рыжая и серая с полосками, вся лоснит(Ь?)ся. Изящная вытянутая мордочка с ямоч(Ь?)ками на щеках. Глаза ж…лтые с зеленоватым отливом. А какие усы! Длинные, пушистые.
2. Задание: спишите предложения, определите, какие средства выразительности использованы в каждом примере..
Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)
Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)
Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)
3. Задание: выпишите характеристики, которые не относятся к разговорному стилю.
Для разговорного стиля характерны:
Варианты ответов:
1. Обмен впечатлениями, общение.
2. Конкретность, образность, эмоциональность.
3. Официальность, точность, бесстрастность.
4. Эмоционально-окрашенные слова, слова с суффиксами -очк-, -еньк-, -к-, -ик-, -оват-, -еват- и др.
5. Спор, объяснение.
4. Задание: спишите предложения в той последовательности, в которой указаны схемы (знаки препинания не расставлены)
1). А: «П». | 2). «П!» – а. | 3). «П?» – а. | 4). «П, – а, – п». |
Скоро Москва! громко и весело объявил проводник.
Помогите, пожалуйста, попросила мама вынести чемодан из вагона».
Павел сказал Через полчаса подъедем к Москве.
Скоро ли Москва? то и дело спрашивали маленькие пассажиры.
Самостоятельная работа 2 вариант
1. Задание: спишите текст, вставьте пропущенные буквы и определить тип речи, обоснуйте свой ответ.
Он вынул из холщ…вого мешка хлеб и десяток красных томатов… Перед едой старик долго крестился и что-то ш…птал. Потом он разл…мил краюху хлеба на три неровные части: одну, самую большую, он протянул Сергею, другую, поменьше, оставил для пуделя, самую маленькую взял себе. (По А. И. Куприну. Белый пудель.)
2. Задание: спишите предложения, определите, какие средства выразительности использованы в каждом примере.
Апрель свои песни посеял. (Ю. Визбор)
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. (А. Пушкин)
Хитёр как лиса.
3. Задание: прочитайте диалоги, определите их вид. Ответы (только цифры) заполните в таблицу. Напишите, какой вид диалога не представлен.
Побуждение | Расспрос | Этикетный |
| | |
1). - Извините. Тамара Максимовна! Я опоздал на урок.
- Проходи, Игорь, постарайся больше не опаздывать.
2). - Марина, присмотри за сестрой, а я в магазин схожу.
- Хорошо, мама.
3). - Что это?
- Это кулички летят. Посвистывают.
- Куда ж они летят?
- Туда, где зимы не бывает.
4. Задание: выпишите характеристики, которые не относятся к публицистическому стилю.
образность, эмоциональность, призывность, доступность
детальность изложения, использование стандартных форм, точность
непринуждённость, эмоциональность, жестикуляция, неофициальность
строгая логичность, безэмоциональность, объективность, точность