Роль имён прилагательных в тексте.
Текст- описание.
Проверь , дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
Усерднее трудитесь!
О какой части речи говорится?
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная,
Опишу любой предмет –
В этом равных со мною нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить
Мною нужно дорожить!
Молодцы!
- Речь пойдет об имени прилагательном.
- Обязательно повтори правило на стр.86 и 88
Запиши в тетрадь правильные ответы
1. Что такое имя прилагательное?
- а) Часть слова.
- б) Член предложения.
- в) Часть речи.
2. Что обозначает имя прилагательное?
- а) Признак предмета.
- б) Предмет.
- в) Действие предмета.
3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- а) Какой? Какая? Какое? Какие?
- б) Кто? Что?
- в) Что делать? Что сделать?
4. С какой частью речи связано по смыслу прилагательное в предложении?
- а) Глагол.
- б) Имя существительное.
- в) Имя прилагательное.
Проверим!
А теперь закрепим, что ты знаешь о прилагательном…
1. Имя прилагательное – это …
2. Имя прилагательное обозначает …
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы …
4. Имя прилагательное в предложении связано с …
Прочитай внимательно текст «В весеннем лесу»
В весеннем лесу.
На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду.
- Прочитайте текст без имён прилагательных.
В лесу.
На деревьях лопнули почки. Из земли показалась травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Лес наполнен жизнью. Вот берег ручья. Петя пьёт воду.
- Изменился текст?
- Какую роль играют имёна прилагательные в речи?
- Для чего в речи мы употребляем имена прилагательные?
Прилагательные делают нашу речь яркой и выразительной, служат для точного описания предмета.
- - Запишите слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Запомните написание этого слова.
ромашка
- - Прочитайте два текста о ромашке. Определите тип текста(повествование или описание?) - В чём сходство? В чём различие? - Какой текст описывает предмет наиболее точно, а какой более образно? -
Первый текст
Маленькое солнце на моей ладошке Белая ромашка на зелёной ножке. С белым ободочком жёлтые сердечки... Сколько на лугу их, сколько их у речки!
(3. Александрова)
Спишите стихотворение, подчеркните имена прилагательные.
Второй текст
Белая ромашка (или нивяник) — многолетнее травянистое растение. Оно имеет прямостоячий стебель. Листья продолговатые, плотные, жёсткие, с зазубринами по краям. Цветки собраны в цветочную корзинку: жёлтые в середине, а белые по краям. (А. Онегов)
Итак, сделаем вывод
- 1. Оба текста – описание( к тексту можно подставить вопросы какая ромашка?)
- 2. В первом тексте более образно описывается внешний вид ромашки, а во втором более точно
- 3. Прочитай правило на странице 96
Работа с учебником
- Стр.96 упр.165
- Прочитай внимательно задание и выполни упражнение
Проверим
- Маленький,беленький,прозрачный,хрус-тальный,прелестная,золотая,блестящие.
- Тема текста – текст об эльфе из сказки «Дюймовочка» Андерсена.
- Текст-описание, так как подходит вопрос: какой?
Закрепление
- Упражнение 166 стр.96
- Повтори правило стр.92