Тема: Роль прилагательных в тексте
Цели: дать представление о тексте-описании; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте. Объясните написание имён собственных.
— Что такое имя прилагательное?
III. Актуализация знаний
— Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
Солёный, резкий, классный, гладкий, грустный, кленовый, робкий, мягкий, живой, ловкий, гибкий, широкий, ранний.
— Образуйте отданных имён существительных имена прилагательные и запишите их. Обозначьте орфограмму в словах.
Счастье, берёза, клён, ненастье, звезда, честь.
— Распределите имена прилагательные в три столбика: I) обозначающие цвет; 2) обозначающие вкус; 3) обозначающие размер.
Маленький, длинный, сладкий, красный, голубой, солёный, кислый, большой, чёрный.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте текст.
В весеннем лесу
На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду.
— Прочитайте этот текст без имён прилагательных.
- Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.
— Какую роль играют имена прилагательные в речи?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 118 (с. 68).
— Прочитайте текст.
— О ком в нём говорится?
— Докажите, что это текст-описание.
— Найдите в тексте описание внешнего вида. Прочитайте.
— Какой заголовок можно подобрать к тексту?
— Какую роль в тексте выполняют имена прилагательные?
— Выполните задания. (Взаимопроверка.)
Упр. 119 (с. 68).
— Прочитайте тексты.
— Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте.
— Сравните имена прилагательные, данные в текстах. Что вы заметили?
— В каком тексте даётся более точное описание? Обоснуйте свой ответ.
— Какая часть речи даёт более полное описание растения?
— Что такое текст-описание?
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Кто тебя не знает,
Полевой цветок:
Белые реснички,
Золотой глазок. (Ромашка.)
— Найдите слово ромашка в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом ромашка, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Ромашка
В самом имени ромашки уже отмечен её путь: в русских диалектах, украинском, белорусском, польском, чешском и других языках существуют формы ромен, рамен, роман, рамон, производные от латинского romanaromanum, что значит «романская», «римская». Здесь начало пути. А вот название ромашка — собственно русское образование, наверное, не без влияния уменьшительной формы от имени Роман (Роман — Ромашка, Иван — Ивашка). Иногда ромашку связывают со словом румяный, потому что настой этих цветков сделает лицо бархатистым и румяным.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 120 (с. 69).
— Прочитайте текст. О каком растении идёт речь?
— Выполните задание.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».
— О каких «говорящих» названиях цветов идёт речь?
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение.)
— Объясните значение этого слова. (Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из воздуха и почвы.)
— Найдите слово растение в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом растение, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте загадку. Отгадайте. Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
Кто по мшистой
Мокрой тропке,
Словно мячик,
Скачет ловкий? (Лягушка.)
— Какие слова помогли отгадать загадку?
— Какая это часть речи?
— Какую роль выполняют прилагательные в тексте?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое текст-описание?
Домашнее задание
Упр. 121 (с. 69). Подготовиться к сочинению.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Роль прилагательных в тексте "»
Тема: Роль прилагательных в тексте
Цели: дать представление о тексте-описании; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте. Объясните написание имён собственных.
— Что такое имя прилагательное?
III. Актуализация знаний
— Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
Солёный, резкий, классный, гладкий, грустный, кленовый, робкий, мягкий, живой, ловкий, гибкий, широкий, ранний.
— Образуйте отданных имён существительных имена прилагательные и запишите их. Обозначьте орфограмму в словах.
Счастье, берёза, клён, ненастье, звезда, честь.
— Распределите имена прилагательные в три столбика: I) обозначающие цвет; 2) обозначающие вкус; 3) обозначающие размер.
Маленький, длинный, сладкий, красный, голубой, солёный, кислый, большой, чёрный.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте текст.
В весеннем лесу
На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду.
— Прочитайте этот текст без имён прилагательных.
- Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.
— Какую роль играют имена прилагательные в речи?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 118 (с. 68).
— Прочитайте текст.
— О ком в нём говорится?
— Докажите, что это текст-описание.
— Найдите в тексте описание внешнего вида. Прочитайте.
— Какой заголовок можно подобрать к тексту?
— Какую роль в тексте выполняют имена прилагательные?
— Выполните задания. (Взаимопроверка.)
Упр. 119 (с. 68).
— Прочитайте тексты.
— Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте.
— Сравните имена прилагательные, данные в текстах. Что вы заметили?
— В каком тексте даётся более точное описание? Обоснуйте свой ответ.
— Какая часть речи даёт более полное описание растения?
— Что такое текст-описание?
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Кто тебя не знает,
Полевой цветок:
Белые реснички,
Золотой глазок. (Ромашка.)
— Найдите слово ромашка в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом ромашка, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Ромашка
В самом имени ромашки уже отмечен её путь: в русских диалектах, украинском, белорусском, польском, чешском и других языках существуют формы ромен, рамен, роман, рамон, производные от латинского romanaromanum, что значит «романская», «римская». Здесь начало пути. А вот название ромашка — собственно русское образование, наверное, не без влияния уменьшительной формы от имени Роман (Роман — Ромашка, Иван — Ивашка). Иногда ромашку связывают со словом румяный, потому что настой этих цветков сделает лицо бархатистым и румяным.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 120 (с. 69).
— Прочитайте текст. О каком растении идёт речь?
— Выполните задание.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».
— О каких «говорящих» названиях цветов идёт речь?
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение.)
— Объясните значение этого слова. (Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из воздуха и почвы.)
— Найдите слово растение в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом растение, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте загадку. Отгадайте. Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
Кто по мшистой
Мокрой тропке,
Словно мячик,
Скачет ловкий? (Лягушка.)
— Какие слова помогли отгадать загадку?
— Какая это часть речи?
— Какую роль выполняют прилагательные в тексте?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое текст-описание?
Домашнее задание
Упр. 121 (с. 69). Подготовиться к сочинению.