СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст. Смысловая связь предложений в тексте 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

 

Задачи:

1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.

Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.

2.  Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.

3.    Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.

Просмотр содержимого документа
«Текст. Смысловая связь предложений в тексте 2 класс»

Учитель начальных классов

Будник Анжела Васильевна

Квалификационная категория; вторая

Предмет: русский язык

Класс: 2


Тема: Текст. Смысловая связь предложений в тексте

Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.


Задачи:

1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.

Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.

2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.

3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.


Ход урока


  1. Организационный момент.

- Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)

- Как идёшь? - Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)

- Как бежишь? - Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)

- Ночью спишь? - Вот так! (Руки «лодочкой» под щёку и положить на них голову)

- Как берёшь? - Вот так!

- А даёшь? - Вот так!

- Как шалишь? - Вот так! (Произвольные движения)

- А грозишь? - Вот так! (Погрозить пальчиком)

- Как сидишь? - Вот так! (Руки на стол)

- А работаешь ты как? - Вот так! (Показать большой палец.)


- У каждого из вас есть карта урока, по которой мы будем работать и искать сокровища. На каждом этапе вам необходимо зелёным, жёлтым и красным карандашами оценивать свою работу. Отметьте, пожалуйста, своё настроение на начало урока.

(На каждом этапе учитель напоминает учащимся оценивать свою работу)


  1. Чистописание.


- Откройте тетради и запишите число и классную работу.

- Какая сейчас пора года? (Весна)

- Какая первая буква в слове ВЕСНА? (Буква В)

- Пропишите первую строчку чистописания заглавную и строчную букву Вв.

- Придумайте однокоренные слова к слову весна.

- Запишите вторую строчку чистописания.

В в

весна вёсны весенний


- Прочитайте предложение и вставьте пропущенные буквы.

В…сной прил…тают птицы.

- Какие буквы вставили, объясните. Запишите это предложение.

- Скажите это точно предложение? Почему? (Слова связаны по смыслу, начинается с большой буквы, есть знак препинания.)

  1. Актуализация знаний и умений.


- Разгадайте ребус и определите тему нашего урока.

ТЕСТО – 100 + К + СТ = ? (ТЕКСТ)

- Тема нашего урока сегодня «Текст».

- Попробуйте объяснить значение этого слова. Что такое текст?

- Много разных мнений мы услышали. Смогли ли мы дать один ответ на этот вопрос? Почему не смогли?

- Какое затруднение возникло? Какую цель мы поставим? (Узнать что такое текст).

- Давайте попробуем прийти к общему ответу на этот вопрос «Что такое текст?»


  1. Изучение нового материала.


- Прочитайте и сравните две записи на доске:


Около дома росла маленькая яблонька.

Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.


– Что за записи перед нами?

(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)

- А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)

- А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения?

(Текст - это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями).

– О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)

– Вы представили себе картину, с которой начинается текст?

Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле дома яблоньки.

– Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)

– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго: «Поднялся сильный ветер».)

– Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)

– Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька?

Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся от ветра яблоньки (рядом с первой).

– Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)

– Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)

– Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)

– Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька, подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?

Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).

– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)

– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)

- Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям. Запишем на доске наш вывод.


Текст – … (несколько) предложений


– Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения? Например: Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы.


- Почему нет? Ведь это же несколько предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).

- Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом.


Текст – … (несколько)предложений, связанных между собой … (по смыслу).


- А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет все предложения текста? (Яблонька).

- Это тема текста.

- Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?


Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема).

– Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).

- В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была спасена.)

– Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.

– А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли бы предложить?

- Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.


«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную мысль».


- Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по главной мысли).


– Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме? («Маленькая яблонька»)

- А по главной мысли? («Спасение яблоньки».)


- Давайте закончим наше правило:

Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема). Текст можно озаглавить по … (теме или по главной мысли).


  1. Физкультминутка «Мы танцуем буги-вуги».


  1. Закрепление изученного материала.


Работа в паре

- Перед вами карточки. Поставьте предложения в парильном порядке, чтобы получился текст. Докажите что это текст. Найдите главную мысли и тему. Озаглавьте свой текст.


______________________________


___Вдруг пролетела муха и села на шляпу.

___Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.

___Любе подарили котенка.

___На стуле лежала шляпа.

___Видны только белые лапки.

___Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.

___Вот какой шалунишка!


Тема__________________________________________


Главная мысль __________________________________


Учащиеся и учитель проверяют работу и оцениваю её.

(На экране правильный текс)


  1. Рефлексия.

- Напомните тему урока.

- Какую цель ставили?

- Какое новое правило сформулировали?


- Вот мы и добрались до сокровищ. Учитель раздает все медали за урок.

- Но нам нельзя наш сундук оставлять пустым. Напишите на листках, что вы узнали нового, что вам понравилось на уроке. Положите в «Сундук знаний».



Узнал



Понравилось на уроке




Спасибо за урок!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!