Учитель начальных классов
Будник Анжела Васильевна
Квалификационная категория; вторая
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: Текст. Смысловая связь предложений в тексте
Цель урока: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
Задачи:
1. Совершенствовать практические навыки узнавания изученных орфограмм.
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса детей.
2. Развивать внимание, умение логически мыслить, вести диалог. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.
3. Воспитывать доброе отношение к русскому языку, уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество.
Ход урока
Организационный момент.
- Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)
- Как идёшь? - Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)
- Как бежишь? - Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)
- Ночью спишь? - Вот так! (Руки «лодочкой» под щёку и положить на них голову)
- Как берёшь? - Вот так!
- А даёшь? - Вот так!
- Как шалишь? - Вот так! (Произвольные движения)
- А грозишь? - Вот так! (Погрозить пальчиком)
- Как сидишь? - Вот так! (Руки на стол)
- А работаешь ты как? - Вот так! (Показать большой палец.)
- У каждого из вас есть карта урока, по которой мы будем работать и искать сокровища. На каждом этапе вам необходимо зелёным, жёлтым и красным карандашами оценивать свою работу. Отметьте, пожалуйста, своё настроение на начало урока.
(На каждом этапе учитель напоминает учащимся оценивать свою работу)
Чистописание.
- Откройте тетради и запишите число и классную работу.
- Какая сейчас пора года? (Весна)
- Какая первая буква в слове ВЕСНА? (Буква В)
- Пропишите первую строчку чистописания заглавную и строчную букву Вв.
- Придумайте однокоренные слова к слову весна.
- Запишите вторую строчку чистописания.
В в
весна вёсны весенний
- Прочитайте предложение и вставьте пропущенные буквы.
В…сной прил…тают птицы.
- Какие буквы вставили, объясните. Запишите это предложение.
- Скажите это точно предложение? Почему? (Слова связаны по смыслу, начинается с большой буквы, есть знак препинания.)
Актуализация знаний и умений.
- Разгадайте ребус и определите тему нашего урока.
ТЕСТО – 100 + К + СТ = ? (ТЕКСТ)
- Тема нашего урока сегодня «Текст».
- Попробуйте объяснить значение этого слова. Что такое текст?
- Много разных мнений мы услышали. Смогли ли мы дать один ответ на этот вопрос? Почему не смогли?
- Какое затруднение возникло? Какую цель мы поставим? (Узнать что такое текст).
- Давайте попробуем прийти к общему ответу на этот вопрос «Что такое текст?»
Изучение нового материала.
- Прочитайте и сравните две записи на доске:
Около дома росла маленькая яблонька. | Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. |
– Что за записи перед нами?
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
- А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
- А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения?
(Текст - это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями).
– О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)
– Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле дома яблоньки.
– Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)
– Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго: «Поднялся сильный ветер».)
– Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся от ветра яблоньки (рядом с первой).
– Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)
– Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)
– Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
– Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька, подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).
– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)
– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
- Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям. Запишем на доске наш вывод.
Текст – … (несколько) предложений
– Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения? Например: Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы.
- Почему нет? Ведь это же несколько предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).
- Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом.
Текст – … (несколько)предложений, связанных между собой … (по смыслу).
- А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет все предложения текста? (Яблонька).
- Это тема текста.
- Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?
Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема).
– Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).
- В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была спасена.)
– Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
– А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли бы предложить?
- Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.
«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную мысль».
- Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по главной мысли).
– Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме? («Маленькая яблонька»)
- А по главной мысли? («Спасение яблоньки».)
- Давайте закончим наше правило:
Текст – … (несколько) предложений, связанных между собой … (по смыслу). Предложения объединяет … (общая тема). Текст можно озаглавить по … (теме или по главной мысли).
Физкультминутка «Мы танцуем буги-вуги».
Закрепление изученного материала.
Работа в паре
- Перед вами карточки. Поставьте предложения в парильном порядке, чтобы получился текст. Докажите что это текст. Найдите главную мысли и тему. Озаглавьте свой текст.
______________________________
___Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
___Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
___Любе подарили котенка.
___На стуле лежала шляпа.
___Видны только белые лапки.
___Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
___Вот какой шалунишка!
Тема__________________________________________
Главная мысль __________________________________
Учащиеся и учитель проверяют работу и оцениваю её.
(На экране правильный текс)
Рефлексия.
- Напомните тему урока.
- Какую цель ставили?
- Какое новое правило сформулировали?
- Вот мы и добрались до сокровищ. Учитель раздает все медали за урок.
- Но нам нельзя наш сундук оставлять пустым. Напишите на листках, что вы узнали нового, что вам понравилось на уроке. Положите в «Сундук знаний».
Узнал | |
Понравилось на уроке | |
Спасибо за урок!