Прочитай текст.
В. Осеева «Синие листья».
У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш! А Катя говорит:
– Спрошу у мамы. Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама? А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё брата, – говорит Лена. Приходит Катя на другой день. – Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
– Ну что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
Задания:
1. Где происходят события?
а) дома, 2) на улице, в) в школе
2. Почему Катя находила причину для отказа?
а) боялась недовольства брата, б) не хотела огорчать маму, в) не хотела давать карандаш
3. Какие слова обидели Лену?
а) спрошу у мамы, б) не чини, не нажимай крепко, в) я ей давала, а она не берёт
4. Отметь слова, характеризующие Катю:
а) добрая, в) трусливая, в) смелая, г) честная, д) лживая, е) глупая, ё) жадная
ж) бережливая
5. Почему Лена не взяла карандаш?
6. Какой совет ты можешь дать Кате?
7. Охарактеризуй рассказ.
Какой он?
а) грустный, б) серьёзный, в) смешной, г) поучительный, д) забавный
8. Чему учит этот рассказ?