«Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит."
М.В. Ломоносов
1711-1765
30.11.2022г.
Классная работа.
Текстовая задача - описание на __________________ процесса (явления, ситуации) с требованием дать ___________________________ какого-либо компонента этого явления, установить __________________ некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения
Текстовая задача - описание на естественном языке процесса (явления, ситуации) с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этого явления, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения
Найди задачу?
- У Иры 3 карандаша. Сколько карандашей у Иры?
- У Иры 3 карандаша, а у Нины 2 карандаша.
- Сколько карандашей у девочек?
- У Иры 3 карандаша, а у Нины 2карандаша. Сколько всего карандашей у девочек?
- Новые были карандаши у девочек?
Какова структура текстовой задачи?
условие
требование (вопрос)
В условии сообщаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекты, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними.
Требование задачи - это указание того, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной (Найти) или вопросительной форме (Сколько? Чему равно?).
По отношению между условиями и требованием, какие различают задачи?
- определенные
- недоопределенные
- переопределенные.
Составьте задачи по рисунку:
Что значит решить задачу?
- составить чертеж к задаче
- ответ на требование задачи
- выделить условие и требование задачи
- выполнить анализ задачи
- процесс нахождения результата задачи
Задача. Сшили 3 платья, расходуя на каждое по 4 метра ткани. Сколько кофт можно было сшить из этой ткани, если расходовать на одну кофту 2 м?
1 способ
- 4·3=12 (м) – столько было ткани
- 12:2=6 (кофт) – столько кофт можно сшить из 12 м ткани
2 способ
- 4:2=2 (раза) – во столько раз больше ткани идет на платье, чем на кофту
- 12:2=6 (кофт) – столько можно сшить.
Задача. Свитер, шапку и шарф связали из 1 кг 200 г шерсти. На шарф потребовалась на 100 г больше, чем на шапку, и на 400 г меньше, чем на свитер. Сколько грамм шерсти израсходовали на каждую вещь?
Обозначим через х (г) массу шерсти, израсходованной на шапку.
Тогда на шарф будет израсходовано (х +100) г,
а на свитер ((х + 100) + 400) г. Так как на все три вещи израсходовано 1 200 г, то можно составить уравнение.
х+(х+100)+((х+100)+400)=1 200
Графический диктант
5.
1
2
3
4
5
-
+
-
-
+
- Основными этапами работы над задачей являются: анализ задачи, составление вспомогательной модели, осуществление плана решения задачи, проверка.
- Одним из приемов анализа задачи является перефразировка ее текста.
- Математическая модель- это описание какого либо способа решения.
- Графическую модель задачи называют решающей моделью.
- Проверить задачу - значит установить правильность или ошибочность ее решения.
1. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Сколько всего овощей купили?
2. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные.
Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика»?
30.11.2022г.
Классная работа. «Текстовая задача и процесс ее решения.»
Соотнесите этап работы над задачей с приемами их выполнения
Проверка
Установить соответствие между результатом и условием задачи
Анализ задачи
Поиск плана решения задачи
перефразировка текста
решить задачу другим способом
Осуществление плана решения задачи
задать специальные вопросы и ответить на них
запись по действиям
разбор задачи по модели
запись в виде выражения
разбор задачи по тексту
Выполнение заданий в
LearningApps
( сервис создания заданий)
Переходим по ссылке
https ://learningapps.org/index.php?page=2&s=&category=2
Физкультминутка
для глаз
На поезде, скорость которого 65 км/ч, турист проехал 6 часов. После этого ему осталось проехать на 1143 км больше, чем он проехал.
Каков весь путь туриста?
Сколько же человек было в числе первых студентов педтехникума?
В первом вагоне поезда было в два раза больше пассажиров, чем во втором. Когда из первого вагона вышли 3 пассажира, а во второй сели 10, пассажиров в обоих вагонах стало поровну. Сколько пассажиров было в первом вагоне?
Когда было открыто заочное отделение?
Первые две цифры в этой дате очевидны, это 19, а вот последние - ответ следующей задачи.
Двум рабочим дано задание изготовить детали. Один изготавливает 9 деталей в час, второй-8 дет. Сколько деталей один изготовят за 2 часа, если будут работать вместе?
Закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- У меня получилось …
- С занятия я ухожу с чувством …
Домашнее задание:
1. №14, стр. 140, Математика Стойлова Л.П.
2. №2, стр. 28, 3 кл. 1 ч. Показать работу учителя.
3. Составить задачи «на части»:
1 ряд – «Некоторые факты из жизни педтехникума»
2 ряд – «Они были первыми»
3 ряд – «Начало пути»
4. Выписать пословицы и поговорки, в которых встречаются понятия, связанные с движением.