СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 8 методы ворд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема 8 методы ворд»

ПРАКТИКУМ

Проведите исследование, направленное на диагностику мотивационной и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста или младшего школьника. Исследование проводится по 2-м предложенным методикам. Необходимо взять одного испытуемого.

Цель: спроектировать и организовать диагностическое исследование познавательной и мотивационной сферы испытуемых старшего дошкольного возраста, провести количественную и качественную обработку результатов исследования и сформулировать выводы по его итогам.

Результаты каждой методики в Исследовании необходимо представить в соответствии с предложенным планом: 

  1. Протокол обследования.

  2. Ответные листы или рисунки испытуемого (прикладываются фото или принскрин результатов Исследования в едином документе).

  3. Описание поведения испытуемого в процессе выполнения методики (понимание инструкции, следование инструкции, интерес к заданию, темп выполнения, особенности внимания, взаимодействие с экспериментатором и т.д.).

  4. Обработка результатов исследования (количественная и качественная).

  5. Вывод (должен соответствовать цели исследования).

 



























Протокол:

ФИ испытуемого: Т.А.

Возраст испытуемого: 7 лет.

Пол испытуемого: жен.

Состояние испытуемого: спокойное

Дата проведения: 10.02.2021

Время проведения: 16:45

Цель исследования: определение школьной мотивации.

Методика: "Оценка уровня школьной мотивации" Лусканова Н.Г.

Процедура проведения (краткое описание): ребенку задавались вопросы и предлагались варианты ответов, из которых он выбирал то, что ему было по душе.

Инструкция (приводится полная инструкция): 1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят. 2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Оборудование: лист бумаги, бланк с вопросами, ручка.

Экспериментатор: Сущева А. В.



Результаты ребенка: 11 баллов.

Низкий уровень: 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.





Рекомендации родителям: методика продемонстрировала низкий уровень школьной мотивации. Судя по ответам на вопросы, можно сделать вывод, что у ребенка есть заинтересованность к учебе, но нет мотивации учится в классном коллективе. Возможно, стоит дать рекомендации не родителям, а классному учителю по сплочению детей. Можно провести какие-нибудь внеклассные мероприятия. Например, поход куда-нибудь (театр, кино, музей и так далее), чаепитие, веселые старты.























































Протокол:

ФИ испытуемого: Т.А.

Возраст испытуемого: 7 лет.

Пол испытуемого: жен.

Состояние испытуемого: спокойное

Дата проведения: 10.02.2021

Время проведения: 16:55

Цель исследования: методика предназначена для изучения образной памяти.

Методика: «Образная память».

Процедура проведения (краткое описание): ребенку были показаны 12 картинок, которые позже он воссоздавал по памяти.

Инструкция: испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оборудование: лист бумаги, ручка, карточки с изображением.

Экспериментатор: Сущева А. В.



Результаты ребенка:

Норма 10 — 6 правильных ответов и больше.

Ребенок смог воссоздать из 12 картинок 11, мало того, что испытуемая запомнила почти все предметы, так она так же смогла вспомнить и последовательность картинок.

Данная методика показала, что у ребенка хорошо развита память.

Рекомендации родителям: методика показала, что у ребенка нет проблем с памятью. Следовательно, это приводит к мысли, что с ребенком хорошо занимаются, родителям же можно посоветовать, продолжать развивать свое чадо, повышая степень сложности занятий с ним.

















































Методики для проведения исследования

  1. Методика "Оценка уровня школьной мотивации"

(Лусканова Н.Г.)

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.

Процедура проведения

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.

  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.



Инструкции

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»





Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

- не очень

- нравится

- не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

- мало

- много

- нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

- да

- не очень

- нет



Обработка результатов

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Интерпретация результатов

Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:

-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

Высокий уровень: 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Средний уровень: 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Низкий уровень: 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.























2.Методика «Образная память».

Данная методика предназначена для изучения образной памяти.

Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.



Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

Норма 10 — 6 правильных ответов и больше.

Методику можно использовать как при индивидуальной работе, и в группе.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!