ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Тема: «Активные и интерактивные формы и методы обучения на уроках истории и обществознания»
Преподавателя истории и
социально-политических дисциплин Яковлевой Светланы Викторовны
Камышин
Актуальность
В настоящее время в российской школе происходит смена образовательной парадигмы. Российская система образования постепенно приобретает личностно-ориентированный и плюралистический характер, что совпадает с основными тенденциями развития образования в современном мире. Этот процесс предполагает существенные изменения в педагогической теории и практике, обновление содержания образования, выработку и освоение педагогами новых подходов, педагогической технологии, формирование нового педагогического менталитета.
Современное образование должно стимулировать студентов овладевать такими процессуальными умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики. В ценностном отношении современное образование должно способствовать самоидентификации студентов как граждан России и вместе с тем обеспечивать условия для лучшего взаимопонимания между народами.
Главный труд студентов – учение. Чтобы оно приносило успех, необходимо разнообразить формы и приемы обучения. Уход от обычных форм обучения. Привлечения дополнительных знаний, проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности ( но не находят места на обычном уроке ), дают возможность отличиться студенту, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения его личности. На уроке создается атмосфера раскованности, свободы мышления.
Цели
Способствовать достижению высокой степени усвоения материала и его использование в нестандартных ситуациях.
Продолжить формирование знаний по истории и обществознания.
Развивать интерес к изучаемым дисциплинам.
Задачи
Научить студентов работать в группах и парах постоянного и смешанного состава.
Повысить творческую деятельность студентов на уроке и во внеаудиторной самостоятельной работе.
Развивать устную речь студентов, умение логически мыслить сравнивать, делать выводы.
Педагогические средства, приемы и методы:
Формы проведения уроков:
В моей практике утвердились такие формы как: урок-путешествие, урок-зачет, урок с элементами деловой игры, составление и заполнение кроссвордов, театрализованные игры, ролевые игры, групповая работа. Самостоятельная работа с учебником и документами, составление планов, схем, логических цепей. Заполнение таблиц.
Во время занятий стараюсь связать все составные части урока, подбираю вопросы таким образом, чтобы образовывалась логическая цепь, т.е. чтобы одно вытекало из другого. В общение со студентами стремлюсь быть доброжелательной, учитываю их психологический темперамент. При этом ставлю перед собой следующую цель: беседа должна носить коммуникативный характер, студенты должны быть на уроке активны а не пассивны, иначе, невозможно добиться высокой степени усвоения материала.
Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда преподаватель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у студентов вполне здоровый аппетит. К сожалению, в настоящее время происходит заметное снижение познавательного интереса, а аппетит к знаниям возбудить становится все трудней. Результатом же этого является низкий уровень мышления, неспособность студентов выразить и обосновать свою мысль. Каким же образом добиться того, чтобы студенты максимально усваивали материал. При этом, могли свободно выражать свои мысли и к выполнению заданий подходили творчески?
Современная методика предполагает освоение педагогами новых методических моделей, эффективных форм учебных занятий, включающих разные виды активности студентов. Перспективными видами учебной деятельности сегодня можно считать моделирование (игровую деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионную деятельность), изучение источников (исследовательскую деятельность)
В своей работе я пытаюсь разнообразить уроки, ведь однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Эффективное обучение становится возможным тогда когда преподаватель использует нестандартные пути воздействия на личность. Их важное преимущество заключается в том, что преподаватель постоянно предлагает студентам нечто неожиданное, а, значит, занимательная. Кроме того уроки далекие от классических форм (опрос, изложение нового материала, закрепление) порой позволяют довольно эффективно организовать изучение материала сложного и скучного для студентов. Особое место принадлежит учебным играм. В моей практике утвердились следующие игры:
«Базар головоломок»
Студенты заранее дома составляют кроссворды, шарады, затем на уроках их разгадывают. Разрешается пользоваться учебником, картами. Такая форма работы особенно эффективна при повторении, обобщении темы.
«Узнай предмет»
«Узнай историческую личность»
«Узнай по картине событие»
В этих случаях студентам необходимо подробно рассказать о том, что изображено на предложенной картинке.
Игра – «Вопрос-ответ»
Цель: повторение и закрепление пройденного материала. Всем студентам предлагаю сформулировать любой вопрос по пройденной теме и записать его на листке. Лист необходимо подписать. Ассистенты собирают листочки, перемешивают их и раздают вновь. Через определенное время ответы собираются и оцениваются. Варианты вопросов: Какое событие произошло в 1812 году? Назовите имена командующих русских армий? и т.д.
Студентам особенно интересны исторические диктанты с ошибками, тексты с ошибками. (Приложение №1)
Игра «Дата»
Необходимо разбить группу на команды, лучше по рядам. Начиная с последней парты студент пишет на листке любую дату связанную с пройденным материалом и передает впереди сидящему, также можно записывать имена исторических личностей, термины, географические названия.
В ходе изучения новой темы использую игровые моменты: «Неиспорченный телефон», «Из уст в уста». Например: по обществознанию, тема «Деятельность и общение»
Цель: зафиксировать в сознании студентов проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способов активного слушания.
Задача участников – как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5-6 человек) выйдут за дверь и будут по одному заходить в кабинет. Первому из вошедших информацию передаю я сама. Затем он передаст ее следующему вошедшему без моей помощи. Второй участник – третьему и т. д.
Студенту предлагается информация для передачи. (Приложение №2) Последний участник поведает всей группе о том, что он понял. После этого преподаватель читает первоначальный вариант рассказа, а затем помогает студентам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа.
Очень интересной является ролевая игра, в ходе которой совершаются целенаправленные игровые действия в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Например, на уроке истории по теме: «Холодная война» была поставлена проблемная ситуация: Кто развязал «Холодную войну»? На ком лежит ответственность за судьбы народов в послевоенный период. Участники игры: представители двух лагерей – СССР и стран Восточной Европы, США и стран Западной Европы (министры, послы, эксперты по вооружению, экономике).
По обществознанию при рассмотрении вопроса о демократических преобразованиях в Российской Федерации была проведена ролевая игра «Заседание Государственной Думы»
Цель игры: помочь студентам понять механизм обсуждения и принятия законов.
Студенты играют роль депутатов Государственной Думы, обсуждают вопрос о внесении дополнений в законопроект «Об уставе средних специальных учебных заведений».
В ходе обсуждения «депутаты» высказывают свои предложения и обсуждают их. Решения принимаются простым большинством голосов (более 50% списка студентов группы).
Студенты объединяются в группы по 4-5 человек, образуя депутатские фракции от определенных политических сил. Группы самостоятельно придумывают название партии и дают краткую характеристику основных направлений ее деятельности.
При рассмотрении темы «Правовое государство» предложена игра в парах. Роли исполняются по очереди. Первая роль – активные сторонники правового демократического государства. Их задача – убедить собеседника в том, что только в демократическом государстве человек может быть по-настоящему свободен. Чтобы убедить своего партнера, нужны серьезные доводы и аргументы. Вторая роль – сторонники диктатуры, единоличной власти. Их задача – парировать доводы оппонентов, доказывая, что только в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав. Затем роли меняются.
Прекрасные возможности для коллективной деятельности дает групповая форма работы в ходе которой перед студентами ставится задача, которую они решают вместе. Например, изучение темы «Цивилизация средневековья» по обществознанию вопрос «Ценности сословий средневековья» рассматривался по группам. Таким образом у меня вышло четыре группы: духовенство, крестьяне, рыцари и горожане. Студентам были предложены документы и текст учебника. Каждая группа работала над проблемой: «Выявите ценности данного сословия». В результате общей деятельности складывается коллективный результат, с которым группа делится со всеми остальными. После заслушанных ответов следуют вопросы, исправления, дополнения и в заключении – обобщение преподавателя. В ходе групповых занятий возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность студентов в результатах своей работы. Преподаватель в данном случае выступает в качестве организатора познавательной деятельности, следит за соблюдением правил сотрудничества, подводит итоги коллективной и индивидуальной работы студентов.
При обобщении темы провожу уроки – зачеты. Заранее вывешиваю вопросы к зачету (примерно за неделю), затем в течение урока провожу опрос где каждый получает оценку.
Самый простой механизм проверки знаний – тестирование. Они упрощает проверку знаний и облегчают работу преподавателя. Но у них есть недостаток – опасность чрезмерного упрощения, схематизации изучаемого. Поэтому на своих занятиях я не ограничиваюсь лишь тестированием, а сочетаю эту работу с индивидуальным и фронтальным опросом.
В своей работе использую театрализованные представления. Непродолжительные по времени постановки организовываю на уроке при завершении работы над проблемой. Студенты получают задание и в течение 5-10 минут составляют сценарий выступления. (Приложение №3)
Так же использую тесты на самоанализ. При изучении темы по обществознанию «Политическая система общества», предлагаю тест, который поможет ответить на вопрос: «Интересуетесь ли вы политикой?» (Приложение №4)
Семинарское занятие позволяет каждому студенту высказать свою точку зрения, аргументировать собственную позицию по общей проблеме. Например, на Истории при проведении урока – семинара по теме: «Мир на грани ядерной войны» были поставлены проблемы: какая тенденция и почему возобладала во внешней политике СССР? Кто был инициатором конфликтов и мирных инициатив? Какова степень «вины» разных стран за события 60-х годов во внешней политике? Решая эти проблемы каждый студент отстаивал свою точку зрения.
В более подготовленных группах очень интересны уроки-дискуссии. Так по обществознанию по теме «Наука и образование» была проведена дискуссия о
роли образования как одного из «социальных лифтов» и важного показателя социального статуса. Задача данного занятия состояла в том, чтобы представить общую картину развития образования в мире и в нашей стране, обозначить наиболее острые проблемы этой области и возможные пути их разрешения, побудить студентов к более серьезным размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня. Для обсуждения были представлены следующие вопросы:
1.Противоречия в развитии современного образования.
2. Частная или государственная школа: что лучше?
Статус человека с дипломом.
Очень результативной является студенческая конференция. К ней готовятся доклады студентов по индивидуальным темам. Несколько докладов объединяются общей темой конференции. Подготовка доклада требует достаточно высокого уровня знаний и умений, в том числе и ораторских. Несмотря на то, что доклады бывают интересными, внимание студентов нередко ослабевает,и их роль пассивна. Чтобы этого не происходило, необходимо подготовить оппонентов. Их задача – поставить интересные вопросы и кратко дополнить докладчиков (или изложить иную точку зрения). Преподаватель выступает в роли консультанта. Так по обществознанию по теме «Религии в современном мире» урок был построен в виде конференции. Заранее опредилились докладчики, назначены оппоненты, сформирован «ученый совет», который подготовил заключительный документ конференции о роли религий в современных условиях, а также рабочая группа по подготовке наглядных материалов.
Были подготовлены следующие доклады:
«Буддизм», «Христианство», «Ислам», «Национальные религии: конфуцианство, иудаизм, синтоизм ». Доклады имели одинаковую структуру: возникновение, священные книги, основы вероучения, культ, религиозная мораль, роль в современном мире. В качестве наглядности были подготовлены информационные листы о географии религий в современном мире, о количестве приверженцев той или иной религии, статьи Конституции РФ о религии и свободе совести (ст. 14, ст. 28).
Для более эффективной организации и проведения нестандартных уроков предлагаются памятки (Приложение №5).
Результативность.
Мною замечено, что активные формы и методы обучения открывают большие возможности для активизации деятельности студентов, развития их творчества. Залогом плодотворной работы на уроках является объем знаний, который студенты пополняют во время внеаудиторной самостоятельной работы. В основном все добросовестно выполняют домашнее задание. Радует то что, студенты пользуются дополнительной литературой. Использование активных форм обучения позволяет повысить качество знаний. Если по итогам первого рубежного контроля качество колебалось от 15% (группа 1-АС, самая слабая на I кусе), до 30-35% (группы 1-ЮС, 1-Б),то по итогам первого семестра качество знаний повысилось до 32,1% (1-АС), 45% (1-ЮС), 50% (1-Б).
Ожидаемые результаты.
Повышение качества знаний студентов на 10-15% (в целом 45-60% в группе).
Заинтересовать студентов в изучении гуманитарных, общественных дисциплин, принимать активное участие в решении проблемных задач, дискуссиях, используя дополнительную литературу и документы.
Развивать умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, прислушиваться к иному мнению и уважать его.
Приложение №1
Исторический диктант с ошибками.
Тема: «Нашествие монголо-татар»
Монголы жили в XII веке на территории Забайкалья и Северной части современной Монголии. Занимались скотоводством.
В XII веке у монголов – период разложения родоплеменной знати, которая вела ожесточенную борьбу за скот и пастбища.
В 1206 году Темучини на съезде кочевой знати – курултай провозглашен Великим и ему присвоено имя – хан Батый
С 1206 по 1218 гг. монголы покорили киргизов, якутов, бурят, а также Китай, Корею и Индию.
Военное дело у монголов было на высоком уровне, благодаря жесткой дисциплине, введению особых приемов боя, организации армии.
С покоренными народами обращались монголы всегда одинаково: город разрушали, жителей выгоняли в поле, отделяли ремесленников, а остальных безжалостно убивали.
В битве на Калке –1223 г. русские князья решили не вступать вместе с половцами против монголо-татар.
В бою монголо-татары применяли тактику заманивания врага, окружения и уничтожения превосходящими силами.
Причины побед монголо-татар:
хорошая организация армии;
жестокая дисциплина;
государства, которые они покоряли, находились на стадии феодальной раздробленности и междоусобной борьбы.
Александр Невский погиб в 1263 г. в бою с монголо-татарами.
1,2,3,4 и т. д. – номера текстов.
1 – правильный ответ;
0 – неправильный ответ.
За 9-10 ответов –«5»; 7-8- «4»; 5-6- «3».
Правильные ответы:
2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 1 0 0 1 1 0 1 1 0
Приложение 2
Завуч Мария Петровна сказала, что звонил преподаватель географии. У нее сын заболел гриппом, поэтому она не сможет завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский. Время зря не теряйте, не забудьте, что на следующей недели олимпиада по географии. Смирнов пусть зайдет к завучу лично.
Вы готовы передать информацию?
Приложение 3
Театрализованное представление.
Цель: Дать представление студентам о том, как обеспечивается право человека на неприкосновенность личной жизни, что говорится об этом в Конституции РФ; какое значение имеет соблюдение медицинской и адвокатской тайны.
При закреплении нового материала предлагаю студентам по группам выполнить следующие задания:
Необходимо придумать и проиграть сюжет о том, как может нарушаться право человека на неприкосновенность личной жизни.
Вот какое театрализированное представление подготовила одна из групп:
К врачу-наркологу на прием приходит совершеннолетняя девушка-наркоманка. Она просит оказать ей медицинскую помощь, при этом, не сообщать её родителям. После её ухода врач звонит домой родителям и сообщает им о приходе дочери.
Вопросы к студентам: Правильно ли поступил врач? Почему? А если бы девушка была несовершеннолетней?
Приложение 4 Тест на самоанализ « Я и политика»
1. Хорошо ли я знаю руководителей государства? (фамилия, должность)
2. Есть ли у меня четкая политическая позиция?
3. Смогу ли я в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения?
4. Могу ли я спрогнозировать политическую ситуацию?
5. Часто ли я просматриваю статьи в газетах о политике государства?
6. Если по телевизору идет передача на политическую тему, обязательно смотрю.
7. Я хорошо представляю себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитаризм.
8. Во время предвыборной компании я интересуюсь развитием событий?
9. Я считаю, что каждый обязан идти на выборы.
10. В будущем я хотел бы активно принимать участие в политической жизни города страны.
«Да» - 3 б, «не уверен» - 2 б, «нет» - 1 б.
от 26 – 30 б - вы имеете четкую политическую позицию.
от 16 – 25 б – вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определенностью.
меньше 16 б – ваши интересы далеки от политики.
Приложение №5
Памятка участнику игры
1.Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации.
2. Поверь в то, что происходит в воображаемой ситуации.
3. Тщательно готовься к игре, включая выступление своего героя.
Выбери роль в игре, исходя из своего опыта, способностей, характера, своих интересов и склонностей.
чувствуй своих партнеров по игре, не перебивай, внимательно прислушивайся к их выступлениям, реагируй на них.
Подчиняйся законам игры и обязательно выполняй ее правила.
Участвуй в подведении итогов игры.
Оцени проигранную ситуацию с точки зрения реальности.
Памятка участнику дискуссии
Прежде чем выступать определи четко свою позицию, идеи, которые предстоит отстаивать в дискуссии.
Проверь, правильно ли ты понимаешь суть темы.
Внимательно выслушивай оппонента, затем уж излагай свою точку зрения.
Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные бесспорные факты.
Не забывай, что отличным способом убедить противника является четкая аргументация и безупречная логика.
Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих оппонентов.
Опровергая и доказывая. говори ясно, просто, отчетливо, старайся говорить своими словами, а не «по бумажкам».
Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.
Заканчивая свое выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.
Правила ведения дискуссии
Нельзя критиковать людей, только их идеи. Не следует употреблять ярлыки и обидные высказывания.
Цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе.
Все участники должны быть вовлечены в дискуссию.
Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего, перепалка недопустима.
Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
Обсуждению подлежат все позиции.
В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию.
Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах.
В заключение всегда должны подводиться итоги.
Памятка для анализа альтернатив
Сформулируйте суть каждого из предлагаемых путей (решений).
Выявите историческую обусловленность каждого из вариантов.
Определите свое отношение к различным альтернативам.
Объясните достоинства и недостатки отвергнутых версий.
Аргументируйте произошедший выбор.
Оформите свой выбор в виде своего проекта.
Памятка для работы с источником (документом)
Прочитай документ и определи его характер (дневник, письмо, записка очевидца, газетная хроника, официальный документ).
Установи происхождение документа, время его создание, язык (оригинал или перевод ), его полноту (целиком или фрагмент ).
Определите основное содержание документа, его цели, ключевые слова, действующих лиц и главные события.
Вырази свое мнение о надежности источника.Выдели факты, которые подтверждаются другими тебе известными источниками.
Найди в документе основные акценты автора. Выяви его симпатии и антипатии. Чьи взгляды и интересы он предоставляет. Компетентность автора в описываемых событиях (его профессия, образование, статус ).
Попытайся выявить неточности, ошибки или умышленное искажение информации в данном документе. Оцени правду и вымысел в источнике. Дай общую оценку его достоверности.
Проанализируй язык автора.
Подчеркни те места, которые непонятны в документе, уточни их смысл ( в словаре, энциклопедии, у учителя ).
Дай общую оценку источника с точки зрения известных тебе знаний по изучаемой проблеме.
Памятка для анализа иллюстративного материала.
Определи тему и сюжет художественного произведения
Установи время его создания ( по одежде, знаниям, вещам ).
3.Определи тип произведения ( иллюстрация в книге, плакат, карикатура, фотография, картина).
4.Определи направленность авторской позиции (протест, печаль, ностальгия, патриотизм, восхищение, удовлетворение, ненависть и т.п. )
5.Опиши произведение в деталях ( люди, их возраст, профессия, одежда, предметы, настроение, взаимоотношения, место действия, композиция, цветовое решение ).
6Объясни произведение ( история персонажей, символика предметов, замысел и главная идея, характер действия и движения, форма выражения).
Соотнеси содержание произведения с подписью к нему и комментариями.
Расскажи о ценности и достоверности изобразительного источника.
Памятка докладчику
1.Изучи необходимый для доклада материал: учебники, дополнительную литературу, источники.
2.Составь план своего выступления.
Подготовь наглядный и аудиоматериал.
Напиши подробный развернутый план доклада и его основные тезисы.
Отметь основные даты, имена, факты.
Четко зафиксируй итог доклада, вывод.
Не следует писать доклад полностью, «слово в слово».
Укажи список использованной литературы.
Сделай хронометраж своего выступления.