Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 26»
Тема проекта:
День числа Пи
Автор проекта: Мухаметшина Элеонора,
обучающаяся 7А класса МАОУ «Гимназия № 26»
Наставник проекта: Нам Наталья Михайловна,
учитель математики
Миасский городской округ, 2022
Содержание
Введение 3
-
Теоретическая часть 4
-
Историческая справка 4
-
Откуда появилось и как получилось число π? 4
-
Способы получения числа π 5
-
Число π полностью 5
-
Зачем нужно число π в жизни? 6
-
День числа
: история праздника, способы его отметить 7
-
Памятники числу π 8
-
Как запомнить число
10
2. Практическая часть 12
2.1 Практическая работа по определению числа π 12
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
В математике бесконечное множество чисел, обладающих разными и похожими свойствами, но если хорошо вдуматься, то можно выделить те, которые имеют необыкновенные свойства и своеобразную гармонию, присущую только им. Число
является одним из таких удивительных чисел. Оно встретилось мне ещё в 6 классе при изучении темы «Длина окружности и площадь круга». Учитель обратил наше внимание на то, что в старших классах мы будем с ним иметь дело и на уроках алгебры и на уроках геометрии. В настоящее время существует множество сфер человеческой деятельности, в которой без числа
просто не обойтись.
Почему я выбрала именно эту тему?
Во-первых, мне нравится заниматься математикой. Во-вторых, мне стало интересно, а что еще познавательного можно узнать о числе
, и где это число используют люди в жизни. А также хочу полученными знаниями поделиться со своими сверстниками.
При выполнении работы я поставила перед собой следующую цель: исследовать число
и узнать его значение в окружающей.
Для достижения поставленной цели мне пришлось решить следующие задачи:
-
изучить литературу по данной теме;
-
проанализировать и обобщить полученную информацию;
-
создать проектный продукт в виде газеты в редакторе Microsoft Publisher;
-
создать памятные буклеты для своих одноклассников;
-
провести радиопередачу.
1. Теоретическая часть
1.1. Историческая справка
Первое знакомство с числом «Пи» начинается в школе, в шестом классе на уроках математики, когда идет речь об измерении длины окружности. Число «Пи» обозначается греческой буквой π и используется в записи формул, с помощью которых вычисляется длина окружности и площадь круга. Число π является самой используемой постоянной величиной в мире, которая выражает отношение длины окружности к длине его диаметра. Для всех окружностей в мире это соотношение одинаково и примерно равно 3,14. Примерно такую же точность дает значение
. Эта величина является константой, то есть постоянна для любой окружности, независимо от её радиуса. Люди знали об этом еще в древности.
Название числа π происходит от начальных букв двух греческих слов «περιφέρεια» ([periféreia] окружность) и «περίμετρο» ([perímetro] периметр).
1.2 Откуда появилось и как получилось число π?
Впервые вычислением
на научной основе занялся великий античный ученый Архимед (287-212 гг. до н.э.), который пришел к мысли о замене длины окружности периметром вписанного в него 96-и угольника. В результате получилась архимедово число, которое было представлено дробью 22/7 или 3,14286.
Обозначать данное число названием «Пи» предложил британский математик Джонс в 1706 году. А уже в 1737 году число «Пи» приняло форму официального названия благодаря учёному математику Леонарду Эйлеру (1707-1783гг.), который внёс фундаментальный вклад в понимание математической и философской природы числа π и вычислил значение константы с точностью до 153 знаков после запятой.
1.3 Способы получения числа π
Способ 1
Возьмем чайное блюдечко и обведем его карандашом. На бумаге получится окружность. Далее опояшем окружность ниткой или тонкой бечевкой, а потом распрямим ее и измерим длину с помощью линейки. Длина нитки с небольшой погрешностью будет равна длине нарисованной окружности. Далее с помощью линейки измерим длину диаметра окружности и выполним вычисления. Разделим длину окружности на её диаметр. Полученное число и будет являться числом
. В практической части применю этот способ и результаты вычислений оформим в виде таблицы.
Способ 2
Вычисление Цзу Чунчжи (математик и астроном)
Этот способ очень простой, но даёт только 6 верных цифр после запятой. Вы можете разделить 355 на 113, а это равно 3,1415929204 (а π ≈ 3,1415926535...).
Способ 3
Существует формула Лейбница для вычисления π:
π = (4/1) - (4/3) + (4/5) - (4/7) + (4/9) - (4/11) + (4/13)...
Возьмите 4 ("разделённое на 1", что даёт 4) и вычтите 4, разделённое на 3. Затем добавьте 4, разделённое на 5. Затем вычтите 4, разделённое на 7. Продолжайте чередовать сложение и вычитание дробей с числителем 4 и знаменателем каждого последующего нечётного числа. Чем больше раз вы это сделаете, тем более точное у вас будет значение π.
1.4 Число π полностью
является иррациональным числом и поэтому имеет бесконечное количество знаков после запятой. С каждым годом разные страны устанавливают новые рекорды по вычислению количества знаков после запятой.
На данный момент науке уже известны более чем 2 триллиона знака после запятой. Неполное число
с одной сотней знаков после запятой:
3.1415926535897932384626433832795028841971693993751058209749445923078164062862089986280348253421170679...
Это самое большое число. Ученые из Швейцарии высчитали в числе
62, 8 триллиона знаков после запятой, что стало мировым рекордом на 18 августа 2021г.
1.5 Зачем нужно число
в жизни?
В любых математических расчетах есть окружности: начиная от предметов на нашем рабочем столе и заканчивая орбитами космических спутников.
Число
используют многие специалисты в своих профессиях, такие как:
-
архитекторы (в строительстве башен, плотин и мостов);
-
астрономы (для того, чтобы знать, как движутся звезды и планеты);
-
физики (в формулах движения, при расчете траектории космических кораблей и орбиты спутников, в кантовой физики);
-
химики и другие.
входит в формулы теории вероятностей, электроники, электротехники, статистики, метеорологии и многих других областей науки.
С числом
мы постоянно встречаемся в нашей повседневной жизни:
-
путешествия на автомобиле, число «Пи» позволяет нам точно рассчитывать и создавать окружности. Представьте, что колёса вашей машины немного отличаются друг от друга, каждое слегка смещено от центра. Вы не только будете постоянно тратить кучу денег на механика, но и поездки у вас также будут менее удобными.
-
путешествия по воздуху,
играет важную роль в расчёте времени и расстояния путешествия на самолёте. Когда самолёты летают на большие расстояния, они летят по округлой дуге потому что, Земля круглая.
-
в быту мы пользуемся телевизорами, радио и телефонами, где инженеры используют
для расчёта и оптимизации звуковых волн.
-
играет ключевую роль в формулах по теории вероятности и статистике, поэтому с
азартные игры становятся намного более предсказуемыми. И с этими расчётами люди открывают казино, зная наверняка, какой процент их клиентов будет выигрывать и проигрывать.
-
число
можно даже играть на музыкальном инструменте поставив ноты в его порядке.
1.6 День числа
: история праздника, способы его отметить
Число
имеет два праздника в году.
Первый праздник приходится на 14 марта. В мире его считают одним из самых необычных праздников – Международный день числа
(International Pi Day).
Впервые День
был отмечен в 1988 году в научно-популярном музее Эксплораториум в Сан-Франциско (San Francisco Exploratorium), а придумал этот неофициальный праздник годом ранее физик из Сан-Франциско Ларри Шоу.
За счет удивительной наблюдательности этого американского ученого было установлено, что в американской системе записи дат 14 марта (3/14) и точное время 1 час 59 минут и 26 секунд совпадают с первыми разрядами числа Пи (3,1415926...).
Этот неофициальный праздник сравнительно молод. Отмечают его с 1987 года. Причем в Америке это делают днем в 1.59.26, так как используют 12-часовую систему. В большинстве других стран, где система 24-часовая, праздник наступает за несколько секунд до двух часов ночи.
За прошедшее время появилось немало традиций, связанных с числом
. Начать рекомендуется с произнесения торжественной речи, посвященной этой постоянной величине. Затем переходят непосредственно к празднованию. Как правило, оно заключается в поедании пирогов, на которых в разных формах выведено число-именинник или изображение греческой буквы, которой его обозначают.
Затем все пьют напитки, играют в игры, которые в своем названии начинаются на буквосочетание "пи", решают математические загадки и головоломки, даже водят хороводы вокруг предметов, которые так или иначе связаны с этим числом.
Вторым днём числа «Пи» считают 22 июля, которое можно представить в виде дроби 22/7, где деление числа 22 на 7 является приблизительным результатом π ≈ 3,1428571428571.
1.7 Памятники числу
Ч
исло
очень полюбилось не только математикам, но и скульпторам. Иначе, как же объяснить такое количество памятников числу
по всему миру?
Памятник числу
на южном побережье Крыма близ поселка Кацивели.
П
амятник числу
в городе Озерске Челябинской области. Этот памятник появился в результате работы Первого симпозиума скульпторов «Атомное сердце» в 2011 году:
В Черногории, в городе Будва.
Один памятник, посвященный числу
точно стоит в Сиэтле, США, перед Музеем искусств.
В городе Волгограде.
1.8 Как запомнить число
Существует множество способов для запоминания числа
1. Существуют стихи, в которых первые цифры числа
зашифрованы в виде количества букв в словах:
***
Это я знаю и помню прекрасно:
Пи многие знаки мне лишни, напрасны.
Доверимся знаньям громадным
Тех, пи кто сосчитал, цифр армаду.
***
Учи и знай в числе известном
За цифрой цифру, как удачу примечать.
***
Раз у Коли и Арины
Распороли мы перины.
Белый пух летал, кружился,
Куражился, замирал,
Ублажился,
Нам же дал
Головную боль старух.
Ух, опасен пуха дух!
2. Стихотворные рифмы
***
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
***
Надо только постараться
И запомнить всё как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
***
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девять, два, шесть, пять, три, пять.
Чтоб наукой заниматься,
Это каждый должен знать.
***
Можно просто постараться
И почаще повторять:
«Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девять, двадцать шесть и пять».
3. Существует стиль письма, который называется «пилиш» (от «Пи», английский «pilish»), в котором длина последовательных слов соответствует цифрам числа π. В первом слове произведения должно быть 3 буквы, во втором — одна, потом — четыре, следом — опять одна, затем пять, и так далее по цифрам π.
Например, такая поэма на английском языке:
Yes (3), I (1) want (4),
A (1) slice (5),
Delicious (9) pi (2),
Please (6)".
4. Запоминанию может помогать соблюдение стихотворного размера:
Три, четырнадцать, пятнадцать, девять два, шесть пять, три пять
Восемь девять, семь и девять, три два, три восемь, сорок шесть
Два шесть четыре, три три восемь, три два семь девять, пять ноль два
Восемь восемь и четыре, девятнадцать, семь, один.
2. Практическая часть
2.1 Практическая работа по определению числа
Проведем следующий опыт, описанный в п.1.3: возьмем ведро (1), блюдце (2), чашку (3), крышку кастрюли (4). Опояшем каждый предмет ниткой и с помощью линейки измерим длину окружности и диаметр. Найдем отношение длины окружности к диаметру. Результаты вычислений занесем в таблицу.
№ п/п | Длина | Диаметр | Отношение длины к диаметру |
1 | с=75,5см | d=24см | 3,14583см |
2 | с=44см | d=14см | 3,14285см |
3 | с=25см (25,1см) | d=8см | 3,125см ( 3,1375см) |
4 | с=56,5см | d=18см | 3,13888см |
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что отношение длины любой окружности к ее диаметру
3,14.
Также при работе над практической частью мне пришлось решить еще некоторые задачи:
-
выбрать продукта (буклет, стенгазета, радиопередача статья,);
-
выбрать программу, подходящую для изготовления продукта;
-
подобрать необходимую информацию для наполнения продукта;
Наиболее интересным и наглядным, на мой взгляд, продуктом для представления аудитории является стенгазета и буклет, так как в настоящее время этот тип продукта наиболее популярен и удобен для восприятия.
Для подготовки создания газеты я выбрала программу Microsoft Publisher.
Чтобы изготовить буклета я выбрала наиболее распространенную программу, которая имеется в базовом программном оснащении почти любого компьютера, это - «Publisher». Данная программа русифицирована и легко осваивается.
Для создания стенгазеты и буклета потребовалось немало усилий при поиске интересной и доступной информации для читателей.
Также в процессе изготовления буклета мне необходимо было освоить все возможности программы Publisher. Не все получалось с первого раза, но настойчивость и усердие берет верх над трудностями.
Заключение
В ходе работы над проектом я узнала новую информацию об истории открытия числа
, методах нахождения, способах вычисления и сферах применения этого числа. Мною было получено значение
опытным путем.
Хотя число
было открыто ещё в древности, но и в современное время ему уделяется огромное внимание. Удивительное число
используется в астрономии, архитектуре, строительстве, в информационных технологиях, машиностроении, навигации, кораблевождении. Прикладное значение: для строительства плотин, гигантских мостов.
Об истории развития числа
и методах нахождения этого числа рассказала своим одноклассникам, также провела радиопередачу, подарила буклеты одноклассникам. Интересные факты поместила в газету, которую предложу для проведения недели математики в школе. Полученная мною информация в ходе исследования не только очень интересна и увлекательна, но и полезна. Она пригодится мне в дальнейшей учёбе в старших классах.
При выполнении работы я научилась обрабатывать и анализировать полученную информацию. Также научилась оформлять информацию в таблицу. И работать в редакторе Microsoft Publisher.
Список литературы
1. Глейзер Г.И. История математики в школе IV- VI классы. – М.: Просвещение, 1982.
2. Жуков А.В.Вездесущее число «пи». - М.: Едиториал УРСС, 2004.
3. Кымпан Ф. История числа «пи». - М.: Наука, 1971.
4. Свечников А.А. путешествие в историю математики – М.: Педагогика – Пресс, 1995.
5. Интернет ресурсы:
https://fb.ru/post/history/2019/3/14/70174
Ребусы и головоломки
1. Найди закономерность чисел в каждом ряду:
... | 3 |
2; 3; 6; 7; 10; 11; ... | 14 |
3; 7; 11; ... | 15 |
4; 28; 32; 60; … | 92 |
1296; 216; 36; ... | 6 |
2. Разгадай слова:
а.
(Пифагор)
б.
(Плоскость)
в.
(Пистолет); (Пиастры); (Пижон); (Пирог); (Питон).
г.
(Амплитуда)
д.
(Параллелепипед)
Попробуй придумать свои головоломки, так как это сделала я:
(Пирог)
(Копия)
(Крапива)