СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".»

Класс :5 «г»

Предмет: литература

Джамалова А.М.учитель русского языка и литературы

Тема: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Цель: подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом на примере сказки А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

Задачи.

Образовательные: учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.

Основные знания: в сказке добро всегда побеждает зло.

Основные термины и понятия: положительный герой; отрицательный герой.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина; книги сказок А.С. Пушкина; карточки-тесты, проектор, компьютер, презентация .

Тип урока: комбинированный.

Индивидуальная работа: на протяжении всего урока следить за соблюдением основных норм литературного произношения отдельными учащимися.

Эпиграф

  • Лишь добро одно бессмертно.

  •   Зло подолгу не живет.                                                                                                       

Шота Руставели

I. Ход урока.

Организационный момент:
Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Потому что каждый хочет получать
оценку … (хором) пять!

II. Вступительная часть.

1) Ребята, я надеюсь, что вы будете работать активно и заработаете только отличные отметки!

2) Ребята, обратите внимание на этот рисунок. Что вы видите или кого вы видите?

Многие люди в мире знают этого человека (показываю портрет). Давайте ещё раз назовём имя того, кто подарил миру столько замечательных произведений!

- Это великий русский поэт А.С. Пушкин.

-Кто изображен на этом слайде?

-Няня

-Как зовут ее?

-Каково было ее социальное положение?

-Она была крепостной крестьянкой

-Кто скажет, что значит быть крепостной?

Ответы учащихся

- А какие сказки А.С. Пушкина мы с вами знаем?

- Сказка о рыбаке и рыбке.

- Сказка о золотом петушке.

- Сказка о царе Салтане.

- Сказка о попе и работнике его Балде.

- А какую сказку Пушкина мы с вами прочитали?

- Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях.

С таким же сюжетом есть сказка у фр.сказочника Шарля Перро «Спящая красавица», также у братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»

В этом году вы изучаете французский язык. Как звучит на франц. Спящая красавица? (Бэле бо догъно), а на английском? (слипинг бьюти)

- Какое домашнее задание вы должны были подготовить?

- Выразительное чтение

- Итак, читаем. Пожалуйста, свой отрывок читают …. Все остальные внимательно слушают.

- Очень хорошо, с домашним заданием справились. Теперь перейдём к теме нашего урока, которая записана на доске.

На доске: Добро и зло в сказке А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

- Давайте вспомним значение слов “добро” и “зло”.

Дети объясняют своими словами, как они понимают значение слов, затем один ученик работает со словарем (значение слов – по словарю С.И.Ожегова)

- Хорошо, ребята. Теперь разберёмся, кто у нас в сказке добрый, а кто злой.

- Давайте вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

- Главные герои – царица и царевна.

Учитель просит давать полные ответы, а также просит высказывать свое мнение других учащихся.

Словарная работа ( слайд)

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий свое превосходство.

Ломлива – от слова “ломаться”, т.е. кривляться, воображать о себе слишком много.

Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

- Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста.

- Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста.

- Замечательно! А что можно сказать о царице-мачехе?

- Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.

- Молодцы, правильно! Найдите в тексте подтверждение своим словам.

Учащиеся зачитывают отрывки из текста, подтверждающие сказанное о царице.

- Очень хорошо! А теперь подумайте, кто из наших героев положительный герой, а кто – отрицательный?

Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная.

- Правильно! Давайте повторим положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, кротость, отзывчивость;

Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.

- Итак, мы выяснили, что главные герои, вернее, героини, совершенно разные, противоположные по характеру, хотя обе очень красивы.

Одна из них и представляет добро, а другая зло.

В сказке все время идет борьба между добрыми и злыми героями, между добром и злом.

- Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?

- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.

- Дорогие мои мальчики и девочки! На сказки А.С.Пушкина написано много музыкальных произведений (опера Никола́я Андре́евича Ри́мского-Ко́рсакова — русский композитор, “Золотой петушок”). Музыка многое может нам рассказать: например, какой человек – добрый или недобрый; какие чувства он испытывает: сердится, грустит, радуется, злится… Я предлагаю вам послушать отрывки музыкальных произведений и по характеру музыки определить, какую героиню “рисует” музыка: царицу-мачеху или царевну.

Учащиеся слушают 1-й отрывок и определяют, какой героине соответствует характер музыки (царица-мачеха).

- Слушаем второй отрывок. (Учащиеся слушают.) А эта музыка по характеру подходит царице-мачехе? Докажите!

Учитель просит высказать свое мнение нескольких учащихся. Учащиеся отмечают характер музыки: резкая, тревожная, злая, нежная, ласковая, добрая, приятная.

Учитель: - А почему царица злая, что же плохого она делает?

- Царица любыми способами хочет погубить царевну, чтобы та не мешала ей быть прекрасней всех на свете.

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? - Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это.

Учащиеся находят нужный отрывок текста.

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

   2. Анализ художественного произведения.

Учитель:

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»

Учитель:

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?

Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.

Учитель: Какое худ.средство использует автор ?

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель:

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель:

-Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель:

-Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель:

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

Учитель:

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель:

- На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель:

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель:

-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. Обратите внимание , ребята, ветер , солнце, месяц отвечают королевичу. Какое средство худ. выразительности употребляет здесь автор?

Ответ учащихся.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

                                                  “Злая мачеха, вскочив,  

                                                   Об пол зеркальце разбив,        

                                                   В двери прямо побежала

                                                   И царевну повстречала    

                                                  Тут ее тоска взяла,                

                                                  И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

   5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель:

-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило.

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?

Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано. Как называется такой прием?

Физкульминутка

- Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку

Подбираю синоним к слову Добрый -поднимаете руки вверх,

Подберу антоним – топаете ножками

Синоним -великодушный, милосердный, сострадательный, человеколюбивый, человечный

Антоним -беспощадный жестокий злой плохой вредный

Показ сценки (эпизод возмездия царицы)

- Итак, ребята, что же мы с вами делали на уроке?

- Читали, отвечали на вопросы, слушали музыку.

- А что мы узнали на уроке?

- Что в сказке есть главные герои: царица и царевна; что герои бывают положительные (добрые) и отрицательные (недобрые); что в сказке добро борется со злом; что добро всегда побеждает.

- Какой же вывод мы сделаем с вами? Какова главная мысль сказки?

- Добро всегда побеждает.

Учитель может предложить варианты ответа, если учащиеся затрудняются ответить, например, “В сказках сталкиваются добро и зло. Что побеждает?”.

- Молодцы, правильно. Давайте ещё раз все вместе повторим:

Добро всегда побеждает зло.

- Оказывается, слова можно не только увидеть, услышать, их можно почувствовать: одни слова ласковые, теплые, другие – грубые, холодные. А еще слова можно раскрасить. Ребятушки, перед вами белые карточки со словами “добро” и “зло” и цветные карандаши (фломастеры). Раскрасьте, пожалуйста, эти слова так, как вы считаете нужным, как подсказывает вам ваша фантазия.

Учащиеся работают, учитель по ходу работы просит прокомментировать, какой цвет дети выбрали для оформления и почему.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой царевне”? Какими нельзя быть?

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

- Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими.

Ребята, в сказке очень мало сказано о матери царевны. Как вы думаете, какой была мама царевны?

Ответы уч.

III. Подведение итогов.

- Ещё раз повторим: положительный герой – это …; отрицательный герой – это .... Ребята, давайте вспомним некоторые моменты сказки и постараемся правильно ответить на вопросы задания «Угадай героя» (Приложение)

Составление синквейна по теме «Добро»

Рефлексия

Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?

а) очень доволен;

б) доволен;

в) не доволен;

г) остался безразличным.

2. Как тебе понравился наш класс, хорошо ли мы вместе работали, уважительно ли относились друг к другу?

3. Насколько важным, полезным, интересным было «путешествие»?

а) очень понравилось (укажи почему);

б) да, понравилось, но в нём надо изменить следующее (укажи);

в) не понравилось ,что именно не понравилось?

- Молодцы! Сегодня все поработали на славу. Спасибо за работу!

Учитель озвучивает оценку

IV. Домашнее задание.

- Для вас пришли сегодня письма из Страны Сказок. Там – ваше домашнее задание:написать пожелание Царевне и Елисею , выучить отрывок наизусть.

Тест по литературе для 5 класса

по «Сказке о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина.

Категория «Угадай героя»

Категория «Угадай героя»10

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. Ответ. Царица- вторая жена царя

Категория «Угадай героя» 20

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей. Ответ.Молодая царевна

Категория «Угадай героя» 30

Та, в душе ее любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой». Ответ.Сенная девушка- Чернавка

Категория «Угадай героя» 40

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя. Ответ. Месяц

Категория «Угадай героя» 50

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Тест по литературе для 5 класса

по «Сказке о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина.

Категория «Угадай героя»

Категория «Угадай героя»10

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. Ответ. Царица- вторая жена царя

Категория «Угадай героя» 20

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей. Ответ.Молодая царевна

Категория «Угадай героя» 30

Та, в душе ее любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой». Ответ.Сенная девушка- Чернавка

Категория «Угадай героя» 40

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя. Ответ. Месяц

Категория «Угадай героя» 50

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Тест по литературе для 5 класса

по «Сказке о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина.

Категория «Угадай героя»

Категория «Угадай героя»10

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. Ответ. Царица- вторая жена царя

Категория «Угадай героя» 20

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей. Ответ.Молодая царевна

Категория «Угадай героя» 30

Та, в душе ее любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой». Ответ.Сенная девушка- Чернавка

Категория «Угадай героя» 40

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя. Ответ. Месяц

Категория «Угадай героя» 50

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!