СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Глаголы - исключения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: освоение новых знаний

 

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

 

Оборудование: компьютерная презентация, дифференцированные индивидуальные карточки,

памятка – стихотворение, опорная таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов»

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Глаголы - исключения»»



Тема: «Глаголы - исключения»

Тип урока: освоение новых знаний


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.



Оборудование: компьютерная презентация, дифференцированные индивидуальные карточки,

памятка – стихотворение, опорная таблица «Алгоритм определения безударного окончания глаголов»


Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»


Тема

Глаголы-исключения

Тип урока

Освоение новых знаний.

Цель

Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи


Образовательные:Формировать представление о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения, Iспряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

- Учебник «Русский язык»

- толковый словарь, словарь синонимов

- презентация

- тетрадь

- дифференцированные карточки с заданиями

- памятка-стихотворение

-таблица «алгоритм определения безударного окончания глагола»




Этапы урока

Деятельность

учителя

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;











1. Деловой настрой - Для чего мы приходим на урок? (Чтобы получать знания.)

- Зачем нам нужны знания? (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

- Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания? (На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)


2.Эмоциональный настрой .


Я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями

Мы стоим с вами на пороге новых открытий,поэтому пожелаю вам успеха на уроке, плодотворной и эффективной работы.


Настроимся на деловой лад ( дети берутся за руки)


Мы – умные!

Мы - дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится!


Откройте тетради, запишите дату, классная работа.



Регулятивные УУД:

формирование

способности к организации своей

деятельности




















II. Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений в

деятельности

Цель:

-актуализировать знания по теме глагол


Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи. Необыкновенна уже тем, что она обозначает действие предмета и обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. Это самая живая, самая действенная часть речи.

-Что это за часть речи?

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (Глагол)

У вас на столе карточка с вопросами. Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответов и подготовьте небольшое сообщение о глаголе.

карточка

1.Глагол -  это…

- Часть слова

- Член предложения

- Часть речи

2.Глагол обозначает…

- Действие предмета

- Признак предмета

- Название предмета

3. В предложении глагол бывает…

- Второстепенным членом

- Чаще всего сказуемым

- Подлежащим

4 Глаголы изменяются…

- Только по числам

- Только по временам

- По временам, по лицам, по числам.

5.Глаголы могут

- Склоняться

- Спрягаться

Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе.

3. Каллиграфическая минутка.

- Что это за элементы? Для чего они попали на страницу чистописания?( это окончания 3 л. мн. ч.)


- Оцените друг у друга каллиграфию в минутке чистописания. Для этого поменяйтесь тетрадями и поставьте знак «плюс» на полях, если вы считаете, что написано красиво, каллиграфически, и знак «минус», если у вас есть замечания к написанию. Простым карандашом можно подчеркнуть недочёты.


Познавательные УУД:


осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор,

классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений;


Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи


Регулятивные УУД:

планирование своих действий,

высказывать свое предложение








































Регулятивные УУД: осуществлять контроль деятельности («что сделано»)




III. Постановка проблемы.

Цель:

- создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы

Слова на карточках на доске:


Решает , изменяет, горит, говорит, видит, определяет, сидит, думает.

-Где встречаются эти действия вам?

-В учебной деятельности

-Составьте несколько словосочетаний о своей учебной деятельности с данными глаголами.(Устно)

- Что можно определить у глагола?

-Спряжение.

-Спишите, в 2 столбика, определите спряжение этих глаголов.

Итак, наша цель: правильно определить спряжение глагола.

 С чего начнем работу, как вы думаете?

1. Определим ударное окончание или безударное. Для этого ставим глагол в форму 2 лица ед. числа или 3 лица мн.числа

2.Если личное окончание ударное,то спряжение опрежеляем по букве окончания

-е (ё), - у(ю) - 1 спр. -и , -а(-я) – 2 спр

3. Если окончание безударное, то ставим глагол в начальную форму и смотрим, какой у него глагольный суффикс.

Если - и-, то 2 спр.

- у доски 2 человека распределяют по столбикам слова

1 спряжение 2 спряжение

Определяет 1 горит 2

Решает 1, говорит 2

Изменяет 1

Думает 1 сидит 2

Со словом видишь у нас возникла проблема, которую мы с вами должны решить.


Что-то не так? Попробуем порассуждать. (сам – но, 1. чел. у доски)

- Что у вас получилось?

н. ф. видеть – Iспр.; 3л. мн. ч. видят – IIспр.

- Если опираться на н.ф., то в окончании мы должны писать гласную- е, а если опираться на 3 л.мн.ч., то – и. У нас получается противоречие.

-Написание глагола поддается правилам? (Нет)


Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений;



Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;




Постановка учебной задачи определение темы урока


Цель: построение и фиксация нового знания.

- У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить.

А может это одно слово в русском языке, и проблемы нет?


Посмотрите на слайд. Подходит это слово видишь под наш алгоритм?

Прочтите алгоритм в учебнике. На что вы обратили внимание в 3 пункте?

- Кроме каких слов?

-Кроме глаголов –исключений!

К какой же группе глаголов относится слово видишь?

Так какова тема нашего урока?.

- ГЛАГОЛЫ_ИСКЛЮЧЕНИЯ

- Ребята, у каждого правила бывают исключения. Эти глаголы не подчиняются правилам русского языка по определению спряжений. Поэтому их назвали глаголы-исключения.

Это и есть тема нашего урока.

Но для начала узнаем значение слова «исключение»

Работа со словарями( работа в парах)

зачитывают из разных словарей значение слова ИСКЛЮЧЕНИЕ, ИСКЛЮЧИТЬ

Прочтите, что я выписала вам из других словарей

Этих глаголов всего 13: 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, вертеть, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) и 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать). Все они относятся ко 2 спряжению. А глаголы стелить и брить на -ить являются глаголами-исключениями 1 спряжения.

Эти глаголы нужно запомнить.



A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.

Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пошли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, помоги нам.

Что случилось?

По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.

Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.

Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.



Учитель отрывает на доске по одной карточке со словами.

  1. Глагол “перегнать” без приставки … гнать.

  2. Как сказать по-другому: “Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно” - “язык за зубами … держать.

  3. Синоним к слову “сдерживаться” … терпеть.

  4. Хитрить, лукавить – хвостом … вертеть.

  5. На вопрос Красной Шапочки “Бабушка, почему у вас такие большие уши?” Волк ответил: “Чтобы лучше … слышать”.

  6. “Бабушка, почему у вас такие большие глаза?” Волк ответил: “Чтобы лучше … видеть”.

  7. Антоним к слову “любить” … ненавидеть.

  8. Сознательно не замечать что-либо – сквозь пальцы … смотреть.

  9. Слово “дыхание” образовано от глагола … дышать.

  10. От существительного “обида” образуйте глагол … обидеть.

  11. Замените глаголом выражение “Находиться в зависимости” … зависеть

Запись глаголов в тетради.

Ребята, давайте попробуем проспрягать глаголы. Как вам легче будет работать: самостоятельно или в парах? (Выбирают работу в парах)

Работа в парах.

Спряжение «остальных» 11 глаголов (смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, вертеть, гнать, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) ( устно)

Ответы детей.

3. Вывод: все эти 11 глаголов спрягаются как глаголы 2 спр., имеют личные окончания 2 спр. Значит, их можно отнести ко 2 спр.





Познавательные УУД:

моделирование

выдвижение

гипотезы, поиск

решения проблемы


Коммуникативные

УУД:

инициативное

сотрудничество в

поиске и выборе

информации


Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;


Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.













Физ. минутка


Цель: отдых

Игра "Поймай глагол – исключение." 

( Учитель зачитывает глаголы, дети хлопают, если это глагол – исключение).

Писать, дышать, петь, видеть, рисовать, гнать, варить, держать, кипеть, вертеть, чертить, слышать. и т. д.


Личностные УУД:

умение применять

правила охраны своего

здорвья

Применение нового знания


Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.

1 Задание. Проспрягайте глаголы – исключения.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Смотреть слышать стелить

(Проверка на доске)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

2 Задание. (на доске)

-Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится ?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.

(Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

-Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.

3 Задание. (устно) на доске

Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать, дышать, бежать, читать

Гореть, смотреть, петь, лететь

Ходить, чистить, стелить, купить


Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.



Включение в

систему знаний и

повторений.

Работа в паре.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях


Работа по карточке. Упражнение на коррекцию внимания, мышления.                                                                                                                                  Карточка
Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.

Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно  ______________ ,
Всё плохое _______________ .


Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных  не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.


Как же хочется всё _______________ .
Птицу синюю в руках _______________ ,
Чистым воздухом _________________ ,

Не спешите мысли ______________ .
Как прекрасно помечтать.


Коллективная проверка выполнения задания.

Кто красиво прочтёт, выразительно, с правильной интонацией?


-Поаплодируем за красивое чтение!

Через стеклышко СМОТРЕТЬ –
Целый мир прекрасно ВИДЕТЬ,
Всё плохое НЕНАВИДЕТЬ.

Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.

Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю в руках ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,

Не спешите мысли ГНАТЬ,
Как прекрасно помечтать!


Проверьте по образцу, так ли у вас на карточке. Оцените свою работу:


Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;


Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.


Коммуникативные УУД:умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

VI. Домашнее задание.


Цель: закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях

В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам веселые стихи. Они помогут вам запомнить глаголы-исключения.

Глаголы в неопределенной форме на – ить

(кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.

Дома нужно написать мини-сочинение “Случай с другом”, используя глаголы-исключения.

Послушайте стихотворение о мальчике, который учил глаголы.

(Читает заранее подготовленный ученик)

Я пришёл из школы, я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод!
Применяется он так, новый метод этот:
Кричать – кричу, вертеть – верчу,
Двигать – двигаю, прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед (он живёт под нами)
Не причёсан, не одет – в тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья! Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед, никого в квартире нет.
Я пришёл из школы и учу глаголы…
(В. Воскобойников)



Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации










VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить свою работу на уроке:


СМС

На уроке русского языка мы изучали глаголы-исключения.


Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями.

Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно. Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями.


Личностные УУД: способность к самооценке



Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!