1. | Мотивационный Практическое каллиграфическое упражнение Словесные ответы на вопросы Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: выполнение упр. с доски. | Минутка чистописания. -Открываем тетради и записываем дату. -Запишите каллиграфически. - Пишем заглавную и строчную буквы «ка» в соединении Кк до конца строки (образец на листе). - Расшифруйте запись, вычлените слова, обратите внимание, что в каждом слове должна быть буква «ка»: икосмосьеракетафъспутникю (на слайде). Письменный образец на доске: Запишите: космос, ракета, спутник. - Поставьте в словах ударение. - Назовите слова, в которых буква «ка» обозначает одинаковые звуки (космос, спутник). Охарактеризуйте этот звук. ([к] – согл., тверд., глух., парн.) - Чем отличается звук, обозначенный буквой «ка» в слове ракета? - Кто догадался, почему именно эти слова мы сегодня записали. (Потому что совсем недавно был День Космонавтики). - Что вы знаете об этом дне? (В этот день в 1961 г. в России был совершен первый полет в космос Ю.А. Гагариным .) слайд - Какое из написанных слов является многозначным, обозначает не только летательный объект, но и человека, который вместе с кем-то совершает путь (ракета)? - Что вы ещё знаете о значении этого слова? (Слово ракета тоже имеет два значения. Оно обозначает не только летательный аппарат с реактивным двигателем, но и ракету для запуска фейерверков, сигнальную ракету.) слайд - Оцените свою работу. На доске записаны буквы: у, я, м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь. - Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; м – обозначает согласный звук). (лишние буквы стираются с доски.) - Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки). - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах обозначающие гласный звук). (тема урока появляется на доске). - Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки?(10) Напишите их в алфавитном порядке. Самопроверка. На слайде: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. - Оцените свою работу. | Писать каллиграфически. Расшифровать слова. Записывать слова каллиграфически. Назвать и охарактеризовать слова, в которых присутствует одинаковый звук. Отвечать на вопрос. Определять значение слова. Оценивать свою работу Определять цели и пути их достижения. Определять тему урока. Записывать буквы в тетради. Оценивать свою работу. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; П: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Р. - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата; П.- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы Словес.: слово учителя, ответы на вопрос Практич.: выполнение письменно упр. Нагл.: просмотр иллюстрации. Словесн.: делать вывод. | Актуализация опорных знаний. - Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Произнесите гласные звуки ([а],[о],[и],[ы],[у],[э]). -Какие буквы обозначаются гласными звуками? (а,о,и,ы,у,э,е,ё,ю,я) Почему букв больше чем звуков? - Рассмотрите форзацы учебника. Вспомните, что вы уже знаете о гласных звуках и буквах для их обозначения, обсудите в парах. (Некоторые гласные буквы обозначают 2 звука (е, ё,ю,я) -Существует 6 гласных звуков и 10 гласных букв.) - Как определить гласные звуки? ( Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных) - Откройте учебник на с. 58, прочитайте сведения «Как определить гласные звуки?» ( Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог: у/ че /ник. Все ли признаки гласных звуков вы назвали? Что не назвали? - Сейчас мы с вами пропоём гласные звуки, постарайтесь обратить внимание на положение губ при произнесении гласных звуков. Давайте рассмотрим рисунок на стр. 59 упр-ие 3 и условные обозначения гласных звуков. -Что вы видите на рисунки? ( мальчиков и девочек) -Что они делают? ( поют) -Как называются певцы , которые поют в хоре? (хористы?) -Перед тем как спеть песню, участники хора обычно распеваются. Догадайтесь, какой гласный звук выбрал для распевки каждый хорист? (1-у,2-э,3-а,4-и,5-о,6-ы) Вывод: Назовите три главных признака гласных звуков? (Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог: у/ че /ник.) -Назовите гласные звуки: ([а],[о],[и],[ы],[у],[э]). -Назовите буквы обозначающие гласные звуки: (а,о,и,ы,у,э,е,ё,ю,я) - Оцените свою работу. | Произносить звуки и буквы. Работать с форзацем учебника в парах. Отвечать на вопросы. Пропевать звук. Работать с упражнением. Отвечать на вопрос. Делать вывод. | П: осуществляют по учебнику и поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. К: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание П: обобщают. |
3. | Решение частных задач Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Нагл.: просмотр иллюстрации. Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка. Практич.: фронтал. проверка. Взаимопроверка. Словесн.: ответы на вопрос | Изучение нового материала. Давайте рассмотрим упражнение 1 на стр. 58, Учитель читает стихотворение вслух. - О ком говорится в стихотворении? (Показать изображение ласточки). - Найдите песню ласточки. С какой интонацией она пела?(« Как февраль ни злися, Как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик- Всё весною пахнет!») - Прочитаем выразительно. ( Кто-то один читает вслух) - Прочитайте последнее задание к упражнению про себя. - Что вам необходимо сделать? (Списать песню ласточки, подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки). - Кому что не понятно, задайте вопросы одноклассникам. Взаимопроверка в парах. ( Пример показан на слайде) -Оцените себя на полях. Физкультминутка. Изобразить жестами: волна, бабочка, горячая картошка, льдинка, небо, земля. Работа с карточками. Вставьте пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова. река – р..ка палка – п..лка кисти – к..сти струна – стр..на липа – л..па бутон – б.. тон белка – б..лка шлюпка – шл..пка веник – вен..к тучка – т..чка -Одна пара проговаривает вслух, полученные ответы, остальные проверяют. - Оцените свою работу. - Прочитайте задание на стр.60 упр-ие 6. а о у ы э я ё ю и е -Вспомните, почему в «Азбуке» эти буквы были расположены в 2 ряда? ( Потому что 1 ряд- буквы обозначают гласные звуки и указывают на твердость предшествующего согласного звука, 2 ряд- обозначают гласные звуки и указывают на мягкость предшествующего согласного звука. - Какие из данных букв могут обозначать гласный звук и указывать на твердость предшествующего согласного звука? (а, о, у, ы, э) - Какие из данных букв могут обозначать гласный звук и указывать на мягкость предшествующего согласного звука? (я, ё, ю, и, е) - Оцените свою работу. | Слушать учителя. Выполнять инструкцию. Работать с упр-ием Проводить взаимоконтроль. Работать в парах Оценивать свою работу Работать с упр-ием Применять знания | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения; Р:: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. П:- получение, поиск и фиксация информации; -понимание и преобразование информации; -понимания и применения знаний |
4. | Итог урока. Рефлексия. С.- ответы на вопрос Словесн.: обобщение изученного | - Назовите тему нашего урока. - Какие звуки называют гласными? - Сколько гласных звуков в русском языке? Произнесите их. - Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, сколько их? - Что понравилось и особенно запомнилось? - Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу? - Рассмотрите оцените свою работу на уроке. Я благодарю вас за работу. -Повернитесь друг к другу, поблагодарите за урок. | Обобщать изученное. Оценивать себя | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |