СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

 

Просмотр содержимого документа
«Тема Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки.»

Конспект урока русского языка

Тема: Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки.

Цели деятельности учителя: учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

Планируемые результаты

предметные: умение сравнивать, такие языковые единицы, как звук, буква; зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания букв и поиска нужной информации.

личностные: научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учебник: 1 класс- Канакина В.П., Горецкий В.Г Русский язык: Просвещение:- М, карточки для работы в парах, маршрутный лист, презентация.


Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Практическое каллиграфическое упражнение

Словесные ответы на вопросы






















Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.



Практич.: выполнение упр. с доски.


Минутка чистописания.

-Открываем тетради и записываем дату.

-Запишите каллиграфически.

- Пишем заглавную и строчную буквы «ка» в соединении Кк до конца строки (образец на листе).

- Расшифруйте запись, вычлените слова, обратите внимание, что в каждом слове должна быть буква «ка»:

икосмосьеракетафъспутникю (на слайде).

Письменный образец на доске:

Запишите: космос, ракета, спутник.

- Поставьте в словах ударение.

- Назовите слова, в которых буква «ка» обозначает одинаковые звуки (космос, спутник).

Охарактеризуйте этот звук.

([к] – согл., тверд., глух., парн.)

- Чем отличается звук, обозначенный буквой «ка» в слове ракета?

- Кто догадался, почему именно эти слова мы сегодня записали. (Потому что совсем недавно был День Космонавтики).

- Что вы знаете об этом дне? (В этот день в 1961 г. в России был совершен первый полет в космос Ю.А. Гагариным .) слайд

- Какое из написанных слов является многозначным, обозначает не только летательный объект, но и человека, который вместе с кем-то совершает путь (ракета)?

- Что вы ещё знаете о значении этого слова? (Слово ракета тоже имеет два значения. Оно обозначает не только летательный аппарат с реактивным двигателем, но и ракету для запуска фейерверков, сигнальную ракету.) слайд

- Оцените свою работу.


На доске записаны буквы:

у, я, м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.

- Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; м – обозначает согласный звук).

(лишние буквы стираются с доски.)

- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах обозначающие гласный звук). (тема урока появляется на доске).

- Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки?(10) Напишите их в алфавитном порядке.

Самопроверка. На слайде: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

- Оцените свою работу.


Писать каллиграфически.


Расшифровать слова.





Записывать слова каллиграфически.


Назвать и охарактеризовать слова, в которых присутствует одинаковый звук.


Отвечать на вопрос.








Определять значение слова.


Оценивать свою работу





Определять цели и пути их достижения.



Определять тему урока.





Записывать буквы в тетради.

Оценивать свою работу.



Р: принимают и сохраняют уч. задачу

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;











П: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;









Р. - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата;

П.- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы






Словес.: слово учителя, ответы на вопрос




Практич.: выполнение письменно упр.



Нагл.: просмотр иллюстрации.




Словесн.: делать вывод.

Актуализация опорных знаний.

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Произнесите гласные звуки ([а],[о],[и],[ы],[у],[э]).

-Какие буквы обозначаются гласными звуками? (а,о,и,ы,у,э,е,ё,ю,я) Почему букв больше чем звуков?

- Рассмотрите форзацы учебника. Вспомните, что вы уже знаете о гласных звуках и буквах для их обозначения, обсудите в парах.

(Некоторые гласные буквы обозначают 2 звука (е, ё,ю,я)

-Существует 6 гласных звуков и 10 гласных букв.)

- Как определить гласные звуки? ( Воздух свободно идет через рот, нет препятствий разных)

- Откройте учебник на с. 58, прочитайте сведения «Как определить гласные звуки?» ( Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог: у/ че /ник.

Все ли признаки гласных звуков вы назвали? Что не назвали?

- Сейчас мы с вами пропоём гласные звуки, постарайтесь обратить внимание на положение губ при произнесении гласных звуков.

Давайте рассмотрим рисунок на стр. 59 упр-ие 3 и условные обозначения гласных звуков.

-Что вы видите на рисунки? ( мальчиков и девочек)

-Что они делают? ( поют)

-Как называются певцы , которые поют в хоре? (хористы?)

-Перед тем как спеть песню, участники хора обычно распеваются. Догадайтесь, какой гласный звук выбрал для распевки каждый хорист? (1-у,2-э,3-а,4-и,5-о,6-ы)

Вывод: Назовите три главных признака гласных звуков? (Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог: у/ че /ник.)

-Назовите гласные звуки: ([а],[о],[и],[ы],[у],[э]).

-Назовите буквы обозначающие гласные звуки: (а,о,и,ы,у,э,е,ё,ю,я)

- Оцените свою работу.


Произносить звуки и буквы.




Работать с форзацем учебника в парах.




Отвечать на вопросы.




Пропевать звук.




Работать с упражнением.




Отвечать на вопрос.


Делать вывод.


П: осуществляют по учебнику и поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.



К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро­ят реч. высказывания.

К: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание



П: обобщают.


3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.




Нагл.: просмотр иллюстрации.









Практич.: письм. граммат.упр.



Взаимопроверка.






Практич.: фронтал. проверка.






Взаимопроверка.



Словесн.: ответы на вопрос









Изучение нового материала.

Давайте рассмотрим упражнение 1 на стр. 58,

Учитель читает стихотворение вслух.

- О ком говорится в стихотворении? (Показать изображение ласточки).

- Найдите песню ласточки. С какой интонацией она пела?(« Как февраль ни злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик-

Всё весною пахнет!»)

- Прочитаем выразительно. ( Кто-то один читает вслух)

- Прочитайте последнее задание к упражнению про себя.

- Что вам необходимо сделать? (Списать песню ласточки, подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки).

- Кому что не понятно, задайте вопросы одноклассникам.

Взаимопроверка в парах. ( Пример показан на слайде)

-Оцените себя на полях.

Физкультминутка.

Изобразить жестами: волна, бабочка, горячая картошка, льдинка, небо, земля.

Работа с карточками.

Вставьте пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова.

река – р..ка палка – п..лка

кисти – к..сти струна – стр..на

липа – л..па бутон – б.. тон

белка – б..лка шлюпка – шл..пка

веник – вен..к тучка – т..чка

-Одна пара проговаривает вслух, полученные ответы, остальные проверяют.

- Оцените свою работу.

- Прочитайте задание на стр.60 упр-ие 6.

а о у ы э

я ё ю и е

-Вспомните, почему в «Азбуке» эти буквы были расположены в 2 ряда? ( Потому что 1 ряд- буквы обозначают гласные звуки и указывают на твердость предшествующего согласного звука, 2 ряд- обозначают гласные звуки и указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

- Какие из данных букв могут обозначать гласный звук и указывать на твердость предшествующего согласного звука? (а, о, у, ы, э)

- Какие из данных букв могут обозначать гласный звук и указывать на мягкость предшествующего согласного звука? (я, ё, ю, и, е)

- Оцените свою работу.



Слушать учителя.

Выполнять инструкцию.





Работать с упр-ием













Проводить взаимоконтроль.






Работать в парах






Оценивать свою работу





Работать с упр-ием







Применять знания


П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, собственного опыта; осуществляют поиск необ­ходимой информации.


Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.



Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения;


Р:: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.


П:- получение, поиск и фиксация информации;

-понимание и преобразование информации;

-понимания и применения знаний

4.

Итог урока. Рефлексия.



С.- ответы на вопрос


Словесн.: обобщение изученного

- Назовите тему нашего урока.

- Какие звуки называют гласными?

- Сколько гласных звуков в русском языке? Произнесите их.

- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, сколько их?

- Что понравилось и особенно запомнилось?

- Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?

- Рассмотрите оцените свою работу на уроке.

Я благодарю вас за работу.

-Повернитесь друг к другу, поблагодарите за урок.

Обобщать изученное.











Оценивать себя

Р: принимают и со­храняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!