Открытый урок по теме «Имя существительное». «Нравственные ценности на уроке русского языка». ( 6 класс).
Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;
- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.
Коррекционные:
- развивать речь, память, внимание учащихся;
- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;
- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;
- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности и др.).
Тип урока - обобщение и систематизация знаний
План урока
Организационный момент. Приветствие. 1 мин
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Вы, ребята, повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я очень рада видеть ваши радостные лица, любознательные глаза. Надеюсь, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.
Самоопределение к деятельности. 5 мин.
Прослушайте внимательно стихотворение Н.Бромлей.
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Его никогда не напишут с ошибкой,
На первой странице оно в букваре,
Его произносят повсюду с улыбкой,
И каждый малыш говорит во дворе…
Шепни его тихо, скажи его громко.
Главное слово любого ребёнка – МАМА.
Как вы думаете , почему я затронула тему матери?
Потому что первое слово, которое произносит человек-это мама.
(Потому что совсем недавно был праздник День Матери 24 ноября.) вы поздравляли своих мам. Скоро наступит 8 марта. Мамин праздник.
Хорошо, ребята, молодцы! У вас на столах лежит текст, давайте поработаем над ним.
(Ребенок читает текст)
Склонение, число , падеж. – окончание. (5-7 минут.)
О маме
Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей жизни - руки нашей мамы! Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды. Мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. Каждая мама бескорыстно сделает всё для своего ребёнка. И. Селивёрстова)
Опираясь на эти смыслообразующие ядра сформулируйте основную мысль текста.
(Основная мысль- законченное предложение, в котором выражается…)
Основная мысль- мама- самое дорогое сокровище в мире, большая ценность в жизни человека.
Подчерните ( выделите) ключевые слова в тексте ( главные слова которые помогают понять о чем текст) ? Большая часть- существительные. Потому что мы живем в предметном мире. (предметный мир). Все что нас окружает выражено существительным..
(Смыслообразующие ядра- ценность, сокровище, мама.)
70% слов в нашей речи занимают существительные. Существительное- востребованная часть речи.
Итак, тема нашего урока – имя существительное как часть речи ( повторение изученного в 5 классе) .
Число и род.
Раз это такая важная часть речи, то ее просто необходимо хорошо повторить и закрепить. ( Цель урока!)
Начнем с признаков имени существительного.
На какие вопросы отвечает?
Какое общее грамматическое значение?
Постоянные признаки –одуш, неодуш; нариц-собств; РОД, СКЛОНЕНИЕ.
Непостоянные признаки- ПАДЕЖ, ЧИСЛО.
Синтаксическая функция.
КАКИЕ МОРФЕМЫ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. (ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА).
Какая из них , по вашему мнению, является показателем НЕПОСТОЯННЫХ ПРИЗНАКОВ? (ЧИСЛА И ПАДЕЖА) , но без нее мы не сможем определить склонение.
Это ОКОНЧАНИЕ.
ВЫДЕЛИТЕ окончание.
Чтобы выделить окончание , необходимо определить склонение, падеж.
Чтобы определить окончание во множ. числе-переводим в е.д. число.
Этим мы и займемся.
Выделите окончание , определите склонение и падеж.
Склонение, число , падеж. – окончание. (5-7 минут.)
Самопроверка.
Работа в группе. Определить род существительных ( 1 ряд- 1-2 предлож., 2 ряд- 3-4 предлож.,)
У существительных мужской, женский и средний и род.
Физкультура.
Мы с вами, ребята, хорошо поработали. Давайте отдохнём. Встаньте, пожалуйста.
Я буду называть существительные. Если оно 1 скл.- присядьте, если 2скл.-руки вверх, если 3скл-хлопнуть в ладошки.
(сокровище( 2 склон.руки вверх, жизнь-3 скл –хлоп , нежность- 3 скл.- хлоп, ребёнок- 2 скл. Руки в верх., мама- 1 скл. –присели.).
Существительные были случайны или они связаны с уроком? ( связаны с темой урока –мама).
Синтаксический разбор.
Как вы называете своих мам? ( мамочка, мамуля, мамулек, и т.д.). Придумайте 3 предложения с обращением к маме. Схему показать на доске. Обращение в начале предложения, в середине, в конце.
Дорогая мама,…
Мамуля ,…
Знаки препинания расставьте сами.
Каким членом предложения может быть существительное? ( дополнение, подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство)
Выполнить частичный синтаксический разбор.
Определить часть речи + выполнить разбор по членам предложения.
Задание :
Определите часть речи выделенных слов. Подчеркните как член предложения. Каким членом предложения являются выделенные слова?
Мама- общечеловеческая ценность.
Самый любимый в жизни человек – мама.
Ольга Викторовна – мама Вити.
Руки ( чьи?) мамы самые нежные.
Пришел ( откуда?) от мамы.
Я люблю свою маму.
Маму поздравил с праздником.
Вывод: существительное может быть любым членом предложения.
К теме материнства, конечно же обращалась и литература. Лирика не осталась в стороне.
Чтение стихотворения « Не обижайте матерей». (наизусть).
Рузанова Соня.
Не обижайте матерей
Виктор Гин
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите
И ей, стоящей у ворот,
Остановившись, помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно - малыши
И спорить с этим невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук,
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
О чем еще заставило задуматься вас это стихотворение? Поразмышляем.
Тема материнства восходит к христьянству. И христьянсий символ –богоматерь.
6) СТРАНИЧКА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
- Вспомните, кого считают Покровительницей всех мам на Земле? К кому обращается мама за помощью в своих молитвах в трудные минуты, кого молит она о сохранении жизни и здоровья своих детей?
- Нет священнее имени «Мама», но у всех женщин- мам есть Небесная заступница, Всемилостивая Покровительница – Божья Матерь. Она является Матерью всех людей. В трудных жизненных ситуациях, во время войны, стихийных бедствий, болезней наши мамы обращаются с просьбой о сохранении жизни, о здоровье своих детей к Пресвятой Богородице с особенными словами – молитвой. Всю земную жизнь Богородица была рядом со своим Сыном. Ваши мамы всю свою жизнь находятся рядом с вами: заботясь о вас в раннем детстве, помогая в школе и на протяжении всей вашей жизни.
Нет, наверное, среди нас ни одного, кто ни разу не видел иконы Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Маленький Спаситель прижимается головкой к щеке Пречистой Девы, которая обнимает рукой своего Сына, смотрит на нас с иконы, скорбя и молясь о каждом из нас. Столько любви, тепла, света в её взгляде, с такой трепетной заботой смотрит она на каждого из нас. Она – великая и милосердная заступница за всех нас. Впустив Её святой лик в свои сердца, вы почувствуете Её бесконечную материнскую любовь к вам.
- Берегите матерей, потому что в каждой из них есть частица образа Пресвятой Богородицы, Матери человеческой…
Владимирская богоматерь.
Мелодия Аве Мария.
Индивидуальная работа (работа в паре):
Морфологический разбор предложения.
Задание: Продолжите предложение.
Моя мама дарит (дает мне) …
Выполните морфологический разбор вставленного слова. Образец на стр. 152.
Домашнее Задание : написать поздравительную открытку маме с днем рождения, с 8 марта.
Почеркнуть все существительные, определить род, склонение, число, падеж.
Выучить морфологический разбор имени существительного. Параграф стр152
Рефлексия. Что вам показалось сложно? (склонение и падеж). Подчеркнуть существительные и над ними определить склонение и падеж или падеж и род)
Пословицы и поговорки о маме. Продолжите пословицы и поговорки. ( неправильные окончания, определить склонение и падеж.) (РЕФЛЕКСИЯ)
- На столах у вас лежат конверты с пословицами. Но вот беда: слова в них рассыпались. Попробуйте собрать слова так, чтобы восстановить народную мудрость:
НЕТ, БЛИЖЕ, ДРУГА, МАТЕРИ
(Ближе матери друга нет.)
МАТУШКА, НЕТ, ДРУЖКА, ЛУЧШЕ, РОДНАЯ, ЧЕМ
( Нет лучше дружка, чем родная матушка.)
СОЛНЫШКЕ, ПРИ, МАТЕРИ, ПРИ, ДОБРО, ТЕПЛО
(При солнышке тепло, а при матери добро)
МАТЕРИНСКИЙ, ЧТО, СНЕГ, ГНЕВ, ВЕСЕННИЙ
(Материнский гнев, что весенний снег)
- Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Почему так говорят?
1.При солнышке - тепло, при матери — добро.
2.Нет милее дружка, чем родная матушка.
3.Материнская ласка конца не знает.
4.Птица рада весне, а младенец матери.
5.Мать чешет по шерсти, а мачеха против шерсти.
6.Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.
7.Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.
8.Куда мать, туда и дитя.
9.Птица радуется весне, а младенец матери
10.Мать кормит детей, как земля людей.
11.Нет такого дружка, как родная матушка.
12.Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
13.Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
14.Без отца полсироты, а без матери и вся сирота.
15.Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
16.Слепой щенок и тот к матери ползет.
17.У ребенка болит пальчик, а у матери сердце
18.Материнский гнев, что весенний снег.
19. Мать - всякому делу готова.
20. Для матери плохих детей не бывает.
21.Не та мать, что родила, а та, что взрастила.
Фразеологизм. Объясните и запишите значение фразеологизма . Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Кузькина мать. Кузькина мать (показать кузькину мать) — жестоко наказать. Кузька — небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зерна.
Какие произведения вы помните главным героем которых является мама?
Елена Александровна Благина « Посидим в тишине»
Сергей Михалков «А что у вас?»
Борис Емельянов «Мамины руки».
Как вы думаете , только ли родная мать может быть мамой? Мачеха может стать родной? ( нет)
Какие примеры из литературы вы можете привести. Связанные с мамой или где мама –главный герой.
Унт. «Василиса Премудрая»- девочку хотела извести злая мачеха, но не смогла, так как благословение матери хранило ее. (НАРОДНАЯ)
«Золушка» Шарль Перро
Морозко (НАРОДНАЯ).
Наказ .(Использование побудительных предложений).
1.Нежно люби, уважай, береги маму, не причиняй ей боли своими словами и поступками.
2. Радуй примерным поведением, хорошими отметками.
3. Дари цветы, чаще говори “большое спасибо”./4. Если случилось, что ненароком ты обидел маму, то не стесняйся попросить прощения. 5. Не верь маме, что ей не нужна твоя помощь. По мере сил облегчай ей жизнь. И она будет счастлива!
6. Отблагодари маму за труды и заботу о тебе, будь добр и отзывчив к ней.
Задание:
От слова мама образовать новые однокоренные слова и объяснить, с помощью какого словообразовательного способа они образованы. Давайте создадим словообразовательную цепочку.
Мама – мамочка, мамуля, мамулька, мамулечка, мамины (руки), мамка – (суффиксальный способ), сделать по-маминому (приставочно-суффиксальный)...
- А как в более древние времена называли маму? (образуем слова)
Мать – матушка, Матерь (Божия), материно (сердце), материнство, материнский (капитал),
(пожалеть или пожурить) по-матерински...
- Нам встретились суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы. А какие мы ещё знаем? (приставочный, бессуффиксный, способ сложения, переход одной части речи в другую). Давайте придумаем слова, образованные этими способами, не от слова мама, но связанные с ним.
Например, сын любит маму сильно-сильно. Каким способом оно образовано? (сложение слов).
- Где мы появляемся на свет? В роддоме.
- Мама – это начало рода, то есть ... родоначальница. Кто любит свою маму, тот любит и Родину.
Образуйте однокоренные слова от слова род.
Родина, народ, родной, родить, родители, родич, родственник, переродился, прародитель, родословная (ветвь) – переход одной части речи в другую (составить свою родословную).
Какие прекрасные слова мы с вами составили, придумали, вспомнили!
- Давайте выполним синтаксический разбор: разберём первое предложение по членам (может быть, 2-ая часть предпоследнего предложения).
- А теперь я предлагаю вам самим составить предложения о мамах, которые мы разберём, дадим их характеристику. Кроме этого, найдём имена существительные и определим их склонение и падеж.
Например:
Мою маму (в.п.) зовут Мария Васильевна. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, односоставное.)
Я горжусь своей мамой! (тв.п.)
Мамочка! Я так тебя люблю! (осложнено обращением)
Дети (им.п.) с радостью (тв.п.) бегут к маме (д.п).