СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Искусство единого российского государства".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит теоретический материал по даннной теме. В ней содержится как иллюстративный материал, так и текстовый. 

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Искусство единого российского государства".»

 «Искусство единого Российского государства». ТЕМА.

«Искусство единого Российского государства».

ТЕМА.

Успе́нский собо́р Моско́вского Кремля́ — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Сооружён в 1475 – 1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти . Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия.

Успе́нский собо́р Моско́вского Кремля́ — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Сооружён в 1475 – 1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти . Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия.

Зальный храм — вытянутый в плане христианский храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта. Трансе́пт («за» и «ограда») — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений. Эти дополнительные компартименты могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.  Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Зальный храм — вытянутый в плане христианский храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта.

Трансе́пт («за» и «ограда») — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.

Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений. Эти дополнительные компартименты могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Колоко́льня Ива́на Вели́кого (также известная как колокольня «Иван Великий», иногда именуется по названию основного храма — церковь Иоанна Лествичника ) — церковь-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505-1508 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась. В основании заложена церковь святого преподобного Иоанна Лествичника .

Колоко́льня Ива́на Вели́кого (также известная как колокольня «Иван Великий», иногда именуется по названию основного храма — церковь Иоанна Лествичника ) — церковь-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505-1508 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась. В основании заложена церковь святого преподобного Иоанна Лествичника .

Диони́сий  (около 1440-1503/08 год, из рода Чириковых) — ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Дионисий — первый известный по документам русский иконописец светского сословия.

Диони́сий  (около 1440-1503/08 год, из рода Чириковых) — ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Дионисий — первый известный по документам русский иконописец светского сословия.

 Диони́сий . О тебе радуется. Фреска. Начало XVI века.

Диони́сий . О тебе радуется. Фреска. Начало XVI века.

Диони́сий . Покров Богоматери. Фреска. Начало XVI века.

Диони́сий . Покров Богоматери. Фреска. Начало XVI века.

Це́рковь Ризоположе́ния  ( Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская церковь ) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля, освящённый в честь ризы Пресвятой Богородицы. Был построен в 1484-1485 годах, служил молельней московских митрополитов, а с учреждением патриаршества стал домовой церковью патриархов.

Це́рковь Ризоположе́ния  ( Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская церковь ) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля, освящённый в честь ризы Пресвятой Богородицы. Был построен в 1484-1485 годах, служил молельней московских митрополитов, а с учреждением патриаршества стал домовой церковью патриархов.

Благове́щенский собо́р  —  православный храм  Московского Кремля в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на Соборной площади в Москве. Был построен в 14841489 годах под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина.

Благове́щенский собо́р  —  православный храм  Московского Кремля в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на Соборной площади в Москве. Был построен в 14841489 годах под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина.

Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, например, Алмазный дворец в Ферраре.

Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, например, Алмазный дворец в Ферраре.

Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (Покро́вский собо́р, разговорное — собо́р Васи́лия Блаже́нного) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год.

Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (Покро́вский собо́р, разговорное — собо́р Васи́лия Блаже́нного) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии. Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России. Возведена в Коломенском в 1528 – 1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым) на правом берегу Москвы-реки.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии. Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России. Возведена в Коломенском в 1528 – 1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым) на правом берегу Москвы-реки.

ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ:

Годуно́вская шко́ла и́конописи (или «годуно́вские пи́сьма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века в стремлении возродить традиции дионисиевского искусства путём следования древнему иконописному канону. Наиболее ярко иконописная школа проявилась в ряде произведений, связанных с именем царя Бориса Годунова, отчего и получила своё название. Хотя вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском и в других монастырях и храмах характеризуются определённым единством стиля, выделение «годуновской школы» носит достаточно условный характер.

ОСОБЕННОСТИ:

  • Канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых средств выражения путём обращения к разным источникам (византийские и западные произведения живописи, впечатления живой натуры).
  • Многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, одна композиция часто содержит несколько эпизодов.
  • Сочетание плотных охряных, киноварно-красных и густых зеленовато-синих тонов.
  • Заметно желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги.
  • Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица — с острым носиком и маленькими зоркими глазами.
Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п. Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц. ОСОБЕННОСТИ: виртуозный рисунок и линии. тщательная дробная и тонкая проработка деталей. богатство орнамента. сияющие и чистые краски. многофигурные композиции. пейзажные панорамы.

Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п. Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц.

ОСОБЕННОСТИ:

  • виртуозный рисунок и линии.
  • тщательная дробная и тонкая проработка деталей.
  • богатство орнамента.
  • сияющие и чистые краски.
  • многофигурные композиции.
  • пейзажные панорамы.
Теремной дворец — памятник архитектуры XVII века, расположенный на территории Московского Кремля. Дворец был построен в 1635 – 1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои. Возведение первых каменных царских палат велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным под руководством Антипы Константинова.

Теремной дворец — памятник архитектуры XVII века, расположенный на территории Московского Кремля. Дворец был построен в 1635 – 1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои. Возведение первых каменных царских палат велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным под руководством Антипы Константинова.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках  (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке 1628г.) — эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе (в той его части, которая в советское время была застроена административными зданиями, а ныне огорожена забором).

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках  (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке 1628г.) — эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе (в той его части, которая в советское время была застроена административными зданиями, а ныне огорожена забором).

Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Название «нарышкинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова , построенной в принадлежавших в конце XVII века Нарышкиным Филях.

Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Название «нарышкинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова , построенной в принадлежавших в конце XVII века Нарышкиным Филях.

Дворе́ц царя́ Алексе́я Миха́йловича (1667-1672гг)  — деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенское во второй половине XVII века. Представлял собой систему клетей — отдельных деревянных помещений, соединённых переходами. В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» была возведена историческая копия дворца в натуральную величину, фасады и общая планировка которой точно повторяют исходное сооружение XVII столетия.

Дворе́ц царя́ Алексе́я Миха́йловича (1667-1672гг)  — деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенское во второй половине XVII века. Представлял собой систему клетей — отдельных деревянных помещений, соединённых переходами. В 2010 году на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» была возведена историческая копия дворца в натуральную величину, фасады и общая планировка которой точно повторяют исходное сооружение XVII столетия.

Ки́жский пого́ст, Ки́жи/ 1714г.  (также распространён вариант  Кижи́ , некоторыми филологами называемый «общепринятым») — архитектурный ансамбль в составе Государственного историко-архитектурного музея «Кижи», расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Ки́жский пого́ст, Ки́жи/ 1714г.  (также распространён вариант  Кижи́ , некоторыми филологами называемый «общепринятым») — архитектурный ансамбль в составе Государственного историко-архитектурного музея «Кижи», расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Парсу́на («личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи. Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты. Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626г.— 25 июня 1686г.) — русский московский иконописец и график. РАБОТЫ : Богоматерь Новоникитская

Парсу́на («личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи. Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.

Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626г.— 25 июня 1686г.) — русский московский иконописец и график.

РАБОТЫ : Богоматерь Новоникитская", "Икона Преподобного Никона Радонежского", "Сергий Радонежский" , 1669г., «Богоматерь Елеуса Киккская», 1668г., «Богоматерь Елеуса Киккская», 1675г., "Архангел Михаил, попирающий дьявола" ,1676г., "Тайная вечеря", "Филипп, Митрополит Московский и всея Руси", " Троица", 1677г., " Иоанн Богослов в молчании", 1673г., "Спас Вседержитель", 1668г., "Архангел Гавриил", "Богоматерь Владимирская с избранными святыми", 1660г., "Голгофский крест", 1651г., "Христос Эммануил", "Троица Живоначальная", "Николай Чудотворец".

Симон Фёдорович Ушаков. Насаждение древа Государства Российского. 1668г.

Симон Фёдорович Ушаков.

Насаждение древа Государства Российского. 1668г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!