Конспект занятий по изобразительной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью с УО (ИН) (вариант 2) с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМН.
Учитель изобразительного искусства, первой квалификационной категории: Паршенкова Елена Владимировна.
Тема: «Коррекция восприятия цвета и формы предметов».
Цель занятия: 1) отрабатывать правильное восприятие цвета предметов и их формы; акцентировать правильное восприятие 6-ти основных цветов, ввести 3 промежуточных цвета, развивать ассоциативную память, произвольное внимание, мышление; 2) воспитывать интерес к занятиям, формировать первичные навыки обучаемости.
Оборудование: цветные карандаши;
цветные полоски;
карточки с изображением контуров овощей и фруктов;
«Цветное лото» (окружающий мир);
цветные тучки (картонные или воздушные шарики);
игра «Кот и мыши»;
картинка «Радуга»;
геометрический узор (дополнительное задание).
Ход занятия.
Организационный момент.
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
Введение в тему.
- У вас на столах лежат коробки с цветными карандашами. Я буду читать стихотворения о них, а вы выкладывайте на стол те карандаши, о которых услышите.
Красный: Здравствуй, красный карандаш,
Карандаш любимый наш.
Синий: Небо им раскрашу я,
Пруд, и реки, и моря.
- О каком карандаше идет речь? Как догадались?
Зеленый: Глянь-ка, карандаш зеленый,
Вон какие стали клены!
Желтый: Люблю солнце, люблю пляж,
А какой я карандаш?
- Какой карандаш положили? Почему?
- Что такое «пляж»?
Коричневый: Все рисую без разбора,
Шкаф, и стулья и кровать.
А потом пойду я в горы,
Буду скалы рисовать.
Добрый, необидчивый
Карандаш …
Черный: Он рисует темный угол,
Где сверкает черный уголь.
И такой проворный,
Карандаш наш …
- Еще раз покажите и назовите цвета карандашей. (Хором)
- А теперь один из вас называет цвет одного карандаша, а остальные проверяют.
Знакомство с новыми цветами.
- Молодцы! Цвета карандашей вы все определили. А попробуйте догадаться, о чем идет речь в этой загадке.
Загадка: Что за чудо-красота!
Расписные ворота!
Над рекой повисли
Цветные коромысла.
- Как вы догадались, что это радуга?
- Когда можно увидеть радугу?
- Сколько цветов у радуги?
- Какие новые для нас цвета появились? (Если дети затрудняются назвать голубой, оранжевый и фиолетовый цвет, называет учитель. Дети затем повторяют.)
- Давайте назовем все цвета радуги. (Хором, затем по одному.)
- Как ответить одним словом на вопрос, какая же радуга? (Разноцветная.)
Практическая работа с цветными полосками.
Выберите полоски для радуги и составьте ее.
Разложите полоски от лучшего цвета для вас к самому плохому.
Расположите полоски от светлого к темному цвету. Назовите самый светлый. Самый темный.
Устное раскрашивание овощей и фруктов в нужный цвет.
У учащихся карточки с изображение контуров овощей и фруктов (огурец, репка, помидор, морковь, яблоко, груша).
- Назовите овощи и фрукты, изображенные на карточках.
- Покажите с помощью полосок, в какой цвет вы бы их раскрасили.
Образец ответа: «Это огурец, я его раскрашу в зеленый цвет».
Физминутка «Радуга».
Я на радугу гляжу, Смотрим вверх.
Руки вверх я подниму. Руки вверх.
На носочки встану На носочки встать.
И ее достану. Тянемся вверх.
Как в ворота я пройду, Ходьба на месте.
То конец ее найду.
Цветная сказка.
- А еще цветные полоски помогут нам в рассказывании сказок. Я вам буду читать сказку, а вы откладывайте те цвета, о которых будет идти речь. А затем по цветным полоскам снова расскажите сказку.
«Пришел дед в огород и стал копать землю. (Какую? Черную.) Посадил он репку. Выросла репка. (Какая? Желтая.) А листики у нее большие и… (Какие? Зеленые.) Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо у деда от натуги стало …(Какое? Красное.) Позвал дед бабку. Стали вдвоем тянуть репку. Бабка побледнела. Лицо у нее стало … (Какое? Белое.) Сели дед с бабкой на скамейку… (Какую? Коричневую.) и зовут внучку. Прибежала внучка в платочке …(Каком? Оранжевом.) Стали тянуть репку и вытянули. Наступил вечер … (Какой? Фиолетовый.) Сварили кашу. (Какую? Желтую.)
7. Рисование радуги
Игра «Лото».
- Отдохнули на тучках, а сейчас давайте вспомним основные формы предметов и поиграем в «Лото».
У каждого учащегося карточки с изображением четырех разных предметов по цвету: прямоугольник разных цветов. У учителя набор таких же карточек с цветами. Он показывает фигуру, а один из учащихся, у которого такой предмет и такого цвета говорит: «У меня … … цвета». Побеждает тот, кто быстрее заполнит свою карточку.
Игра «Кот и Мыши».
- Знание цветов и форм может кому-то спасти жизнь. Жили мышки в разноцветных норках, гуляли они на лужайке. Вдруг появился кот. Помогите мышкам закрыть норки, чтобы кот их не заметил.
При ответе учащиеся называют форму фигуры и ее цвет.
10.Заключение: – Сегодня мы говорили о разных цветах, цветах радуги,
- О каких цветах мы говорили сегодня?
Сегодня все старались выполнять задания и хорошо занимались, все молодцы. Похлопали себе.
Прощание
Встали, поставили стульчики. Стали в круг. За руки.
- Пусть в жизни будет как можно больше разных цветов и как можно меньше черного.
Занятие закончено. До свидания. А чтобы у вас осталось хорошее впечатление от занятия подольше я угощу вас разноцветными конфетами.