УРОК 23
Тема: Местоимение. § 21
ЦЕЛЬ: дать представление о личных местоимениях 1-го, 2-го, 3-го лица и о склонении
личных местоимений. Формировать навык раздельного написания личных местоимений с
предлогами и употреблять местоимения 3-го лица после предлогов. Закрепить навык нахождения
личных местоимений в тексте и употребление их в речи.
Ход урока
1. Орфографический диктант по тексту упр. 107.
2. Работа по теме урока.
Прочитайте предложения (распечатаны).
В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
Учитель познакомил школьников с интересной книгой. Книга всем понравилась.
Отредактируйте предложения. Замените повторяющиеся слова местоимениями и запишите
получившиеся предложения в тетрадь.
Сделайте вывод о роли местоимений в тексте. (Местоимения, то есть стоящие вместо
имени, на месте имени. Они заменители имен. Местоимения помогают избежать повторения,
делают речь более гладкой.)
Анализ текста, записанного под диктовку:
Витя пробежал деревню, поле. Наконец он вошел в лес. Лес стоял темный, незнакомый. Он
шумел каким-то особенным ночным шумом.
Подчеркните главные члены предложений и обозначьте, какими частями речи они
выражены. Укажите местоимение.
Прочитайте местоимения, записанные на стр. 40. Ответьте на вопросы:
Какое местоимение нужно употребить, чтобы рассказать о себе?
Какое местоимение следует использовать в разговоре с товарищем?
Какое местоимение мы употребим, рассказывая о товарище, который в разговоре не
участвует?
З а п о м н и т е! Эти местоимения называются л и ч н ы м и.
Упр. 110.
Упр. 109 (устно). Сделайте вывод о написании местоимений с предлогами. (Местоимения с
предлогами пишутся раздельно.)
Понаблюдайте за местоимениями, записанными на доске.
З а п о м н и т е! Местоимения он, она, они рядом с предлогами в косвенных падежах
«надевают» лишнюю букву н: с (он) — с ним; у (она) — у нее; над (они) — над ними.
3. Тренировочные упражнения.
1) Подберите к глаголам зависимые местоимения 1-го и 3-го лица, отвечающие на
предложенный вопрос, и запишите их.
Подошел (к к о м у?)
Вспомнил (о к о м?)
Возвратился (с к е м?)
Спросил (у к о г о?)
Падеж местоимения обозначьте.
2) Объяснительный диктант.
На рассвете около меня зашуршали листья. Это мимо пробежал кругленький шарик с
колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик, но вскоре вернулся. Я увидел
на его колючках яблоко.
33
Подчеркните местоимения в тексте. Обозначьте у них лицо, падеж, число и род.
3) Упр. 111.
4. Домашнее задание.
Прочитать контрольные вопросы на стр. 43 и подготовить на них ответы. Прочитайте
сказку (упр. 112), выпишите из нее местоимения и обозначьте у них лицо, падеж, число. Спишите
первое предложение и подчеркните в нем главные члены.