СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема "Местоимение"»

Тема: «Местоимение»

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Прозвенел звонок.

- Встали ровно. Тем, кто себя ОРГАНИЗОВАЛ, можете сесть, руки положить на стол.

1. Создание эмоционального настроя.

Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока:

не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

- Желаю вам работать на уроке активно и открыть новые тайны русского языка.

А какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.

- Я желаю вам успехов, УЛЫБНИТЕСЬ друг другу.

2. Актуализация знаний

- Молодцы, те, кто сидит, как ученик.

1. Минута чистописания.

-В тетрадях запишите дату, классная работа.

- Записать в тетради по образцу буквосочетания и предложение, обращая внимание на правильное соединение букв и аккуратность письма.

Х х Жж

Храбрость и уменье рождают победу.

- Оцените, как вы написали. Если вы написали правильно соединение и аккуратно, поднимите зеленую сигнальную карточку, если есть какие-либо ошибки поднимите красную. (Молодцы, у многих я вижу зеленые карточки, значит, вы хорошо постарались.)

- Ребята, скажите, человек испытывает чувство победы, если он храбр и многое умеет?

- Так пусть эти слова будут ДЕВИЗОМ нашего урока,

2. Повторение знаний о частях речи.

- Ребята, какие части речи вы уже знаете? (Имена существительные, прилагательные и глаголы)

- Что такое имя существительное? (имя прилагательное, глагол)

- А сейчас Незнайке нужна ваша помощь.(СЛАЙД 2)

Работа в парах.

-один ум хорошо, а два лучше.

Задание. -На партах у вас карточки. Вам нужно в каждой группе найти лишнее слово, (записав их в пустой квадрат) и объяснить свой выбор.

- Выполнив это задание, вы сможете увидеть, какие слова относятся к каждому малому квадрату.

3. Выдвижение проблемы.

- Какие слова записаны в 1 малый квадрате? (Сущ.).

-Какие слова запис. Во 2 квадр.? (прил.)

-Какие слова запис. В 3 квадр.? (гл.)

- Прочитайте, какие в 4?

-Эти слова вы не отнесли ни к сущ., ни к прил., ни к гл., значит это какая-то др. часть речи? (СЛАЙД 3). (Да, МЕСТОИМЕНИЕ). (СЛАЙД 4).

4. Постановка учебной задачи.

Это и будет ТЕМОЙ нашего урока. Вот это наше 1 открытие! . Сегодня мы будем изучать новую часть речи

- А с этими словами мы встречались на предыдущих уроках!!! (Показать указкой) (ИЛИ: Эти слова называются местоимения). – Так кто догадался какая тема урока? (МЕСТОИМЕН.)

Имена существительные

Имена прилагательные

глаголы

Я, он, ты

- Какая пара сделала без ошибок? (Возьмите за руки, поднимите руки).В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе (если вы считаете, что работали правильно поставьте рядом знак «+», если нет, то – «- «).

-Какие цели поставим перед собой? (узнать, что такое местоимение, учиться находить в предложении).

- А как мы поймем, что достигли целей? (читать правило, будем учиться применять правило)

- А какие цели нам ставят наши авторы учебника, давайте прочитаем на стр. 157

- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что определили тему и цели урока, поставьте рядом знак «+», если нет, то – «- «.

5. Физминутка (двигат.) (СЛАЙД 5). Через 15 мин.

6. Учебные действия по реализации плана. (Открытие «нового» знания)

Итак, ребята, давайте открывать тайны новой части речи.

Давайте подумаем

- Посмотрите на слайд

Юля сажает цветы.

Она помогает бабушке.

Ласточка прилетела с юга

она строит дом для птенцов.

- Прочитайте первую пару предложений.

-О ком говорится в первом предложении? (О Юле)

- Прочитайте вторую пару.

-О ком говорится в первом предложении? (О ласточке)

- Выпишем в тетр. слова, которые указывают на того, о ком говорится во втором предложении каждой пары (Она) (с красн.строки) (СЛАЙД 6)

- Можно ли сказать, что эти слова называют того, о ком говорится в первом предложении? (Нет).

Было бы вам понятно, о ком говорится во втором предложении, если бы не было первых? (Нет)

- Для чего же в речи мы употребляем местоимения?

(Чтобы не было повторений в предложении одного и того же слова) –

1) Работа по учебнику

- Найдите упр. 1 на стр.157. Прочитайте зад.,

- прочитайте весь текст-самост. (ПО ВРЕМЕНИ)

Запиш. слово УПРАЖНЕНИЕ 1

- Как вы поняли задание? (Вып. сл., которые указ. на того, о ком говор. в предл.)

Выписывают слова:

Я ты, он, мы, они

- Так какой вывод мы можем сделать? (мест. Вып.)

- Так с какой целью мы выполн. это упр.? (наход. сл., которые употребл.(заменяли) вместо имени

-Сравним свое мнение с тайнами языка. Совпало ли оно с написанным. Правильно ли мы рассуждали

Работа с правилом

Тайны языка в учебнике на стр.158

- Что такое местоимение?

- Что вы узнали? (На доске опорные слова прикрепл. учит после ответ. детей.

Местоимение

часть речи

указывает на предмет или признак, но не называет его


-Кто может сделать вывод по опорным словам, что такое местоимение?2 Открытие!!!

-Ты замечательно справился, знаешь алгоритм и умеешь применять.

Оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что знаете, о местоимении как о части речи и какие бывают местоимения поставьте рядом знак «+», если нет, то «- «.

Физминутка для глаз (СЛАЙД 7)

-Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет от 1-4, затем раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль на счет от1-6.

-Поморгайте глазками. Справа-налево посмотрите, слева-направо, вверх-вниз, зажмурьте, посчитайте, от 1-4, откройте глаза.

Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко

(посмотрите вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдем

(Посмотреть по дуге вверх-влево и вверх-вправо)

Вправо-влево повернем,

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

(Зажмурь глаза. Открыть и поморгать ими)

2) Самостоятельная работа (продолж. работа по уч.)

- Найдите упр.2 на стр.158. Прочитайте. Как вы поняли задание? (Найти мест. и определить на какой предмет или признак указывают местоимение).

-Запишите слово Упражнение 2– первые 2 предложения в тетрадь. Запис. первую пару.

-В первой паре во втором предложении мест. на кого указывает? (на сущ.); Подчеркните мест. прос.карандашом.

- Запиш. вторую пару предложений. Во втор паре во втором предл. на что указыв.? (на сущ); подч. это мест.

- Работа с правилом СЛАЙД 8 ,СЛАЙД 9

-Прочитаем местоим. -Какой вопрос мы можем задать к этим местоимениям?

-Как можно назвать одним словом (МЕСТ.-СУЩ.)

- Проч. эти мест. Подойдут л к этим мест. те же вопросы? (нет)

- Как можно назвать одним словом эти мест.(МЕСТ.-ПРИЛ,)

- Прочитаем 3 пару предложений. (УСТНО, ПО ВРЕМЕНИ)

- Кто догадался какое местоим. встрет. В 3 паре во втором предл.?

(Такого или мог. не назв.)

- Какой частью речи является? (прил.)

- На что указывает, на какую часть речи? (На проливной)

- а в 4 паре во втором предложении? (У нее)

- Какой частью речи является? (прил.)

- На что указыв.? (на рыжая и пушистая)

Глядя на правило, на с. 158 сделаем ВЫВОД, какое еще открытие мы сделали с вами? (МЕСТ.-СУЩ,, МЕСТ-ПРИЛ) _ 3 ОТКРЫТИЕ!!!

-В перв. столб. местоим. замен. слова, какой части речи? На как вопр. отвечают? А во втором?

На какие вопросы отвечают? (СЛАЙД 10).

Значит, местоимения, какие части речи заменяют?

(Имена существительные и прилагательные)

- оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что умеете отличать местоимения-существительные от местоимений-прилагательных, поставьте рядом знак «+», если нет, то – «- «.

7. Закрепление

- Для проверки наших знаний

- Выполните работу по карточке «Проверь себя» и проверьте свою работу по эталону. (СЛАЙД 11) - В кажд.вопр. даны вар-ты ответов, выбер. Какой счит. верным, обведя в кружок.

- Оцените работу. Встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки, встаньте те, кто допустил одну ошибку, встаньте те, кто сделал 2 и более ошибок.

8. Подведение итогов

Подходит к концу урок. Время подвести итог.

-Какая тема урока была? (Мест.)

- Какую мы цель сегодня поставили? (что такое мест., узнать, ккие бывают местоимения, как можно заменять существительные и прилагательные местоимениями).

- А теперь по оценочному лису поставьте отметку.

- У кого 6 плюсов- «5»,

- у кого 4,5 –«;4»,

- у кого меньше 4 «+» , нужно еще поработ.

За активную работу на уроке, поставлю…..

10. Дача дом.зад.

Карточка №1.

Из учебника литературное чтение на стр.148-149 . выписать 3 предложения с местоимениями и подчеркнуть

Карточка №2.

Спиши предложения с пропущенными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

-Я предлаг. для дом. Зад. 2 карточки. Карточка №1 она полегче, но за ее выполнение вы можете получить только отметку – «4», а карточка №2 потяжелее, но за ее выполнение , я ставлю отм. – «5"

11 Рефлексия (СЛАЙД 12)

Оцените свою работу на уроке, зарисовав, в тетради кружок нужного цвета!

У рок прошёл удачно. Я доволен собой.

Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой!

Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!





































































Самостоятельно прочитаем












1-2 учен.







с/о













Работа у доски, (коллект.раб.)







































Первые 2 само-но, ост. УСТНО







1 ученик чит.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!