Тема: «Местоимение» 1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Прозвенел звонок. - Встали ровно. Тем, кто себя ОРГАНИЗОВАЛ, можете сесть, руки положить на стол. 1. Создание эмоционального настроя. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. - Желаю вам работать на уроке активно и открыть новые тайны русского языка. А какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока. - Я желаю вам успехов, УЛЫБНИТЕСЬ друг другу. 2. Актуализация знаний - Молодцы, те, кто сидит, как ученик. 1. Минута чистописания. -В тетрадях запишите дату, классная работа. - Записать в тетради по образцу буквосочетания и предложение, обращая внимание на правильное соединение букв и аккуратность письма. Х х Жж Храбрость и уменье рождают победу. - Оцените, как вы написали. Если вы написали правильно соединение и аккуратно, поднимите зеленую сигнальную карточку, если есть какие-либо ошибки поднимите красную. (Молодцы, у многих я вижу зеленые карточки, значит, вы хорошо постарались.) - Ребята, скажите, человек испытывает чувство победы, если он храбр и многое умеет? - Так пусть эти слова будут ДЕВИЗОМ нашего урока, 2. Повторение знаний о частях речи. - Ребята, какие части речи вы уже знаете? (Имена существительные, прилагательные и глаголы) - Что такое имя существительное? (имя прилагательное, глагол) - А сейчас Незнайке нужна ваша помощь.(СЛАЙД 2) Работа в парах. -один ум хорошо, а два лучше. Задание. -На партах у вас карточки. Вам нужно в каждой группе найти лишнее слово, (записав их в пустой квадрат) и объяснить свой выбор. - Выполнив это задание, вы сможете увидеть, какие слова относятся к каждому малому квадрату. 3. Выдвижение проблемы. - Какие слова записаны в 1 малый квадрате? (Сущ.). -Какие слова запис. Во 2 квадр.? (прил.) -Какие слова запис. В 3 квадр.? (гл.) - Прочитайте, какие в 4? -Эти слова вы не отнесли ни к сущ., ни к прил., ни к гл., значит это какая-то др. часть речи? (СЛАЙД 3). (Да, МЕСТОИМЕНИЕ). (СЛАЙД 4). 4. Постановка учебной задачи. Это и будет ТЕМОЙ нашего урока. Вот это наше 1 открытие! . Сегодня мы будем изучать новую часть речи - А с этими словами мы встречались на предыдущих уроках!!! (Показать указкой) (ИЛИ: Эти слова называются местоимения). – Так кто догадался какая тема урока? (МЕСТОИМЕН.) Имена существительные | Имена прилагательные | глаголы | Я, он, ты | - Какая пара сделала без ошибок? (Возьмите за руки, поднимите руки).В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе (если вы считаете, что работали правильно поставьте рядом знак «+», если нет, то – «- «). -Какие цели поставим перед собой? (узнать, что такое местоимение, учиться находить в предложении). - А как мы поймем, что достигли целей? (читать правило, будем учиться применять правило) - А какие цели нам ставят наши авторы учебника, давайте прочитаем на стр. 157 - В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что определили тему и цели урока, поставьте рядом знак «+», если нет, то – «- «. 5. Физминутка (двигат.) (СЛАЙД 5). Через 15 мин. 6. Учебные действия по реализации плана. (Открытие «нового» знания) Итак, ребята, давайте открывать тайны новой части речи. Давайте подумаем - Посмотрите на слайд Юля сажает цветы. Она помогает бабушке. Ласточка прилетела с юга она строит дом для птенцов. - Прочитайте первую пару предложений. -О ком говорится в первом предложении? (О Юле) - Прочитайте вторую пару. -О ком говорится в первом предложении? (О ласточке) - Выпишем в тетр. слова, которые указывают на того, о ком говорится во втором предложении каждой пары (Она) (с красн.строки) (СЛАЙД 6) - Можно ли сказать, что эти слова называют того, о ком говорится в первом предложении? (Нет). Было бы вам понятно, о ком говорится во втором предложении, если бы не было первых? (Нет) - Для чего же в речи мы употребляем местоимения? (Чтобы не было повторений в предложении одного и того же слова) – 1) Работа по учебнику - Найдите упр. 1 на стр.157. Прочитайте зад., - прочитайте весь текст-самост. (ПО ВРЕМЕНИ) Запиш. слово УПРАЖНЕНИЕ 1 - Как вы поняли задание? (Вып. сл., которые указ. на того, о ком говор. в предл.) Выписывают слова: Я ты, он, мы, они - Так какой вывод мы можем сделать? (мест. Вып.) - Так с какой целью мы выполн. это упр.? (наход. сл., которые употребл.(заменяли) вместо имени -Сравним свое мнение с тайнами языка. Совпало ли оно с написанным. Правильно ли мы рассуждали Работа с правилом Тайны языка в учебнике на стр.158 - Что такое местоимение? - Что вы узнали? (На доске опорные слова прикрепл. учит после ответ. детей. Местоимение | часть речи | указывает на предмет или признак, но не называет его | -Кто может сделать вывод по опорным словам, что такое местоимение? – 2 Открытие!!! -Ты замечательно справился, знаешь алгоритм и умеешь применять. Оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что знаете, о местоимении как о части речи и какие бывают местоимения поставьте рядом знак «+», если нет, то «- «. Физминутка для глаз (СЛАЙД 7) -Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет от 1-4, затем раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль на счет от1-6. -Поморгайте глазками. Справа-налево посмотрите, слева-направо, вверх-вниз, зажмурьте, посчитайте, от 1-4, откройте глаза. Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали. (Поморгать глазами) Посмотрите все в окно (посмотреть вправо-влево) Ах, как солнце высоко (посмотрите вверх) Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками) В классе радугу построим Вверх по радуге пойдем (Посмотреть по дуге вверх-влево и вверх-вправо) Вправо-влево повернем, А потом скатимся вниз (посмотреть вниз) Жмурься сильно, но держись (Зажмурь глаза. Открыть и поморгать ими) 2) Самостоятельная работа (продолж. работа по уч.) - Найдите упр.2 на стр.158. Прочитайте. Как вы поняли задание? (Найти мест. и определить на какой предмет или признак указывают местоимение). -Запишите слово Упражнение 2– первые 2 предложения в тетрадь. Запис. первую пару. -В первой паре во втором предложении мест. на кого указывает? (на сущ.); Подчеркните мест. прос.карандашом. - Запиш. вторую пару предложений. Во втор паре во втором предл. на что указыв.? (на сущ); подч. это мест. - Работа с правилом СЛАЙД 8 ,СЛАЙД 9 -Прочитаем местоим. -Какой вопрос мы можем задать к этим местоимениям? -Как можно назвать одним словом (МЕСТ.-СУЩ.) - Проч. эти мест. Подойдут л к этим мест. те же вопросы? (нет) - Как можно назвать одним словом эти мест.(МЕСТ.-ПРИЛ,) - Прочитаем 3 пару предложений. (УСТНО, ПО ВРЕМЕНИ) - Кто догадался какое местоим. встрет. В 3 паре во втором предл.? (Такого или мог. не назв.) - Какой частью речи является? (прил.) - На что указывает, на какую часть речи? (На проливной) - а в 4 паре во втором предложении? (У нее) - Какой частью речи является? (прил.) - На что указыв.? (на рыжая и пушистая) Глядя на правило, на с. 158 сделаем ВЫВОД, какое еще открытие мы сделали с вами? (МЕСТ.-СУЩ,, МЕСТ-ПРИЛ) _ 3 ОТКРЫТИЕ!!! -В перв. столб. местоим. замен. слова, какой части речи? На как вопр. отвечают? А во втором? На какие вопросы отвечают? (СЛАЙД 10). Значит, местоимения, какие части речи заменяют? (Имена существительные и прилагательные) - оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что умеете отличать местоимения-существительные от местоимений-прилагательных, поставьте рядом знак «+», если нет, то – «- «. 7. Закрепление - Для проверки наших знаний - Выполните работу по карточке «Проверь себя» и проверьте свою работу по эталону. (СЛАЙД 11) - В кажд.вопр. даны вар-ты ответов, выбер. Какой счит. верным, обведя в кружок. - Оцените работу. Встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки, встаньте те, кто допустил одну ошибку, встаньте те, кто сделал 2 и более ошибок. 8. Подведение итогов Подходит к концу урок. Время подвести итог. -Какая тема урока была? (Мест.) - Какую мы цель сегодня поставили? (что такое мест., узнать, ккие бывают местоимения, как можно заменять существительные и прилагательные местоимениями). - А теперь по оценочному лису поставьте отметку. - У кого 6 плюсов- «5», - у кого 4,5 –«;4», - у кого меньше 4 «+» , нужно еще поработ. За активную работу на уроке, поставлю….. 10. Дача дом.зад. Карточка №1. Из учебника литературное чтение на стр.148-149 . выписать 3 предложения с местоимениями и подчеркнуть | Карточка №2. Спиши предложения с пропущенными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола. Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. | -Я предлаг. для дом. Зад. 2 карточки. Карточка №1 она полегче, но за ее выполнение вы можете получить только отметку – «4», а карточка №2 потяжелее, но за ее выполнение , я ставлю отм. – «5" 11 Рефлексия (СЛАЙД 12) Оцените свою работу на уроке, зарисовав, в тетради кружок нужного цвета! У рок прошёл удачно. Я доволен собой. Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой! Мне было очень трудно. Мне нужна помощь! |