Цели:
Образовательные: изучить особенности строения мышечной ткани; сформировать умение доказывать соответствие строения мышечных тканей выполняемым функциям;
Развивающие: продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать; работать с микроскопом и микропрепаратами;
Воспитательные: воспитывать любовь к предмету.
Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Просмотр содержимого документа
«Тема : "Мышечные ткани"»
Тема: МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ
Цели:
Образовательные: изучить особенности строения мышечной ткани; сформировать умение доказывать соответствие строения мышечных тканей выполняемым функциям;
Развивающие: продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать; работать с микроскопом и микропрепаратами;
Воспитательные: воспитывать любовь к предмету.
Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
Организационный момент.
1. Актуализация знаний.
2. Особенности строения мышечной ткани. Соответствие строения выполняемым функциям.
3. Лабораторная работа.
4. Закрепление знаний.
Оборудование: учебники, микроскопы, микропрепараты «Гладкие мышцы», «Поперечно – полосатые мышцы», таблицы «Мышечная и нервная ткани», «Эпителиальная и соединительная ткани».
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Проводит биологический диктант по изученному материалу. Варианты: 1. Наружную поверхность тела животных выстилает,.. 2. Межклеточное вещество в эпителиальной ткани ... 3. В крови межклеточное вещество... Дает нескольким учащимся карточки-задания для определения изображенной ткани и описание ее особенностей. Предлагает некоторым учащимся рассмотреть микропрепараты, определить разновидность ткани и аргументировано доказать свой ответ. 2. Объясняет, что такой характерный признак живого организма, как движение, у животных более выражен, чем у растений. А помогает эту функцию осуществлять специальная ткань - мышечная. Она-то и определит тему сегодняшнего урока. - Продолжим составление таблицы, начатой на прошлом уроке, теперь уже для мышечной ткани. | Работают в контрольных тетрадях, пишут биологический диктант. Эпителиальная ткань. Отсутствует. Жидкое. Работают в своих рабочих тетрадях по карточкам-заданиям. Работают с микроскопами и микропрепаратами, записывают аргументированные ответы в рабочих тетрадях. Слушают объяснение учителя. Записывают число и тему в тетрадях. |
Название | Место | Особенности | Выполняемые |
ткани | расположения | строения | функции |
Мышечная | | | Сократительная. |
ткань | | | 1) Смыкание |
а) Гладкая мы- | Стенки внут- | Клетки одно- | створок раковин |
шечная ткань | ренних органов | ядерные, сокра- | моллюсков. |
| | щаются очень | 2) Сужение и. |
| | медленно. Мо- | расширение кро- |
| | гут долго оста- | веносных сосу- |
| | ваться в сокращенном состоянии. | дов человека. |
б) Поперечно- | Мышцы тела и | Клетки много- | 3) Быстрые дви- |
полосатая | конечностей | ядерные, имеют | жения члени- |
мышечная | | поперечно-по- | стоногих и по- |
ткань | | лосатую исчерченность. Сокращаются очень быстро. | звоночных |
Лабораторная работа «Особенности строения гладкой мышечной ткани»
Задания для учащихся
1. Рассмотрите микропрепарат гладкой мышечной ткани при увеличении 120х. Зарисуйте, отметьте на рисунке:
- слои клеток, расположенные на срезе;
- палочковидные ядра этих клеток.
2. При увеличении 300х найдите фрагмент, где срез прошел поперек мышечных клеток. Обозначьте на рисунке округлые ядра этих клеток.
3. В чем проявляется взаимосвязь строения и функции гладкой мышечной ткани.
4. Сделайте вывод.
4. - Какие ткани, характерные для животных, вам уже известны? - Имеют ли они разновидности? - Верно, но есть еще одна разновидность мышечной ткани -сердечная. Вот о ней вы подготовите материал самостоятельно, пользуясь дополнительной литературой. - Одинаково ли сокращаются мышечные ткани? - А теперь сами составьте вопросы для закрепления материала. | - Эпителиальная, соединительная, мышечная. - Эпителиальная может быть железистым эпителием; соединительная ткань подразделяется на костную, хрящевую, жировую и кровь; мышечная может быть гладкой и поперечно-полосатой. - Нет, гладкая ткань сокращается медленнее, поперечнополосатая быстрее. Составляют вопросы и отвечают на них. |
Домашнее задание. Изучить материал учебника Q мышечной ткани. Творческое здание: подготовить карточки с изображением различных тканей для самостоятельной работы.