СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «Наречие как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать понятие о наречии как о части речи: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; определить роль наречий в тексте.

обучающая:  формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

развивающая: развивать творческие способности учащихся;

расширять словарный запас учащихся;

воспитывающая:  воспитывать любовь к языку, интерес к изучению предмета.

Планируемые результаты

Личностные результаты: развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; проявление заинтересованности в приобретении способов действий.

Метапредметные результаты: объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова, анализ уровеня своих знаний и способностей;

- обнаружение и формулирование проблем; формулировка цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;

Предметные результаты: умение находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль, формулирует правило правописания наречий

- применение правил правописания при решении лингвистических задач; объяснение выбора написания .

 

Просмотр содержимого документа
«Тема «Наречие как часть речи»»

Урок русского языка в 7 классе, учитель Дерусова Е.П.

Тема «Наречие как часть речи».


Цель: дать понятие о наречии как о части речи: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; определить роль наречий в тексте.

обучающая: формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

развивающая: развивать творческие способности учащихся;

расширять словарный запас учащихся;

воспитывающая: воспитывать любовь к языку, интерес к изучению предмета.

Планируемые результаты

Личностные результаты: развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; проявление заинтересованности в приобретении способов действий.

Метапредметные результаты: объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова, анализ уровеня своих знаний и способностей;

- обнаружение и формулирование проблем; формулировка цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;

Предметные результаты: умение находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль, формулирует правило правописания наречий

- применение правил правописания при решении лингвистических задач; объяснение выбора написания .


Межпредметные связи: музыка, литература.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Оборудование: картина Левитана “Осенний день. Сокольники”, карточки, учебник, мультимедийная доска.



Ход урока


1.Организационный момент.

(Приветствие)

- Запишите в тетради число, классная работа.

Слово учителя:

Посмотрите на картину Левитана и опишите состояние природы и человека.

(сыро, справа, слева, задумчиво, неподвижно, спокойно, хмуро, уныло, одиноко…)

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.


--Какими частями речи являются записанные слова?

(Наречиями, ведь был задан вопрос «как?» или «каким образом?»)

--Какой будет тема нашего урока?


Слайд №1


3. Объявление темы и целей урока.


Запись темы урока

«Наречие как часть речи»


Слово учителя: наречие - сравнительно молодая самостоятельная часть речи. Обратите внимание на корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие. Если упомянуть, что корень –реч- был многозначным и одно из его значений - «глагол», то на современный язык слово наречие можно перевести как наглаголие.


Вывод: главная особенность наречия – его тесная связь с глаголом. Оно уточняет, делает четче действие, которое обозначает глагол.

Слайд № 2



4. Восприятие учащимися учебного материала.


Работа с учебником

-Откройте с. 106 и прочитайте, на какие вопросы нам нужно ответить в течение урока?

(Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)

Слайд №3


Работа над первым вопросом

-На какие еще вопросы отвечают наречия, и можем ли мы придумать, смотря на картину Левитана?


Наводящие вопросы:


--когда и где, была написана картина?

( Сегодня, сейчас, давно);

--насколько (в какой степени) она вам понравилась?

(Очень);

Вывод: перечислите все вопросы, на которые отвечает наречие.

(Где, куда, когда, откуда, в какой степени).



Работа с классом. Ученик у доски.

-Что может обозначать наречие?

Запишем предложение.

Солнечный луч все глубже проникал в листву.

-Найдите наречие, какой признак оно обозначает?

(Глубже, относится к глаголу, обозначает признак действия)


-Запишем 2 предложение.

Очень скоро проснулся петух, прокукарекал, но ни один петух не откликнулся на его клич.

--Найти наречие, какой признак оно обозначает?

(Очень смело, относится к наречию, обозначает признак признака)

-- Яйца вкрутую

(Вкрутую относится к существительному, обозначает признак предмета)


Вывод: что обозначают наречия?

(Признак предмета, признак действия, признак признака)


- Как изменяется наречие? (морфологические признаки).

Попробуем изменить наречия глубже, скоро, вкрутую по родам, числам, падежам.

Вывод: наречия не изменяются, это неизменяемая часть речи.


--Какова синтаксическая роль наречия?

Подчеркнем наречия как члены предложения.

Вывод: наречия чаще всего бывают обстоятельством, реже определением)


Работа над формулировкой определения «наречие как часть речи».

- Самостоятельно сформулируйте определение по плану: 1) общее значение; 2) морфологические признаки; 3) синтаксическая роль.


-Сверим с учебником. с. 106 читать определение.

Слайд №4



Физминутка Проверка употребления наречий в динамике:


медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

- Сколько наречий встретилось в словах?


5. Закрепление материала.

- Какую роль играют наречия в предложении?

Творческое задание 1

Карточки на партах, задание выполняется самостоятельно.

Слайд № 5



- Сравните свою работу с оригиналом текста.


Вывод: какую роль играют наречия в тексте?

(Оживляют нашу речь, делают ее ярче, выразительнее)


Слайд № 6



Работа с учебником

Выполнение упражнения №196 (определить, какими членами предложения являются наречия в данных предложениях. Два ученика работают у доски.


Лови ошибку. Работа в группах



Замените фразеологизмы наречиями.

Ученики работает у доски.


1 группа. Положа руку на сердце - сердечно (честно)

У черта на куличках – рядом (далеко)

рукой подать – безвозмездно (близко)

2 группа. Как в аптеке - здорово (точно)

Черным по белому – страшно (ясно)

Битый час - лениво (долго)

3 группа. Бок о бок – тесно (рядом)

На вес золота - тяжело (дорого)

Душа в душу - душевно (дружно)


Составьте предложение с одним из фразеологизмов.

Морфемный разбор наречия. Упр.199

Наречие или предлог?

- Запишите пары предложений. Определите, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или производными предлогами?


1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг (предлог) =(у) костра.

2. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.

Опрос по цепочке 

  1. Что обозначает наречие?

  2. На какие вопросы отвечает?

  3. Как изменяется наречие?

  4. Синтаксическая роль в предложении.

  5. Роль наречий в предложении.

  6. - Как отличить наречие от производного предлога?


6.Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял …

я понял, что…


7. Оценки за урок.

8. Запись домашнего задания и его объяснение.

Упр.П.29, с. 106 определение.Упр 198

Повторить типы речи; вставить по смыслу наречия, расставить пропущенные буквы, знаки препинания.


- Спасибо за работу.

Слайд № 7