Урок русского языка в 7 классе, учитель Дерусова Е.П.
Тема «Наречие как часть речи».
Цель: дать понятие о наречии как о части речи: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; определить роль наречий в тексте.
обучающая: формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
развивающая: развивать творческие способности учащихся;
расширять словарный запас учащихся;
воспитывающая: воспитывать любовь к языку, интерес к изучению предмета.
Планируемые результаты
Личностные результаты: развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; проявление заинтересованности в приобретении способов действий.
Метапредметные результаты: объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова, анализ уровеня своих знаний и способностей;
- обнаружение и формулирование проблем; формулировка цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;
Предметные результаты: умение находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль, формулирует правило правописания наречий
- применение правил правописания при решении лингвистических задач; объяснение выбора написания .
Межпредметные связи: музыка, литература.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: картина Левитана “Осенний день. Сокольники”, карточки, учебник, мультимедийная доска.
Ход урока
1.Организационный момент.
(Приветствие)
- Запишите в тетради число, классная работа.
Слово учителя:
Посмотрите на картину Левитана и опишите состояние природы и человека.
(сыро, справа, слева, задумчиво, неподвижно, спокойно, хмуро, уныло, одиноко…)
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
--Какими частями речи являются записанные слова?
(Наречиями, ведь был задан вопрос «как?» или «каким образом?»)
--Какой будет тема нашего урока?
Слайд №1
3. Объявление темы и целей урока.
Запись темы урока
«Наречие как часть речи»
Слово учителя: наречие - сравнительно молодая самостоятельная часть речи. Обратите внимание на корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие. Если упомянуть, что корень –реч- был многозначным и одно из его значений - «глагол», то на современный язык слово наречие можно перевести как наглаголие.
Вывод: главная особенность наречия – его тесная связь с глаголом. Оно уточняет, делает четче действие, которое обозначает глагол.
Слайд № 2
4. Восприятие учащимися учебного материала.
Работа с учебником
-Откройте с. 106 и прочитайте, на какие вопросы нам нужно ответить в течение урока?
(Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)
Слайд №3
Работа над первым вопросом
-На какие еще вопросы отвечают наречия, и можем ли мы придумать, смотря на картину Левитана?
Наводящие вопросы:
--когда и где, была написана картина?
( Сегодня, сейчас, давно);
--насколько (в какой степени) она вам понравилась?
(Очень);
Вывод: перечислите все вопросы, на которые отвечает наречие.
(Где, куда, когда, откуда, в какой степени).
Работа с классом. Ученик у доски.
-Что может обозначать наречие?
Запишем предложение.
Солнечный луч все глубже проникал в листву.
-Найдите наречие, какой признак оно обозначает?
(Глубже, относится к глаголу, обозначает признак действия)
-Запишем 2 предложение.
Очень скоро проснулся петух, прокукарекал, но ни один петух не откликнулся на его клич.
--Найти наречие, какой признак оно обозначает?
(Очень смело, относится к наречию, обозначает признак признака)
-- Яйца вкрутую
(Вкрутую относится к существительному, обозначает признак предмета)
Вывод: что обозначают наречия?
(Признак предмета, признак действия, признак признака)
- Как изменяется наречие? (морфологические признаки).
Попробуем изменить наречия глубже, скоро, вкрутую по родам, числам, падежам.
Вывод: наречия не изменяются, это неизменяемая часть речи.
--Какова синтаксическая роль наречия?
Подчеркнем наречия как члены предложения.
Вывод: наречия чаще всего бывают обстоятельством, реже определением)
Работа над формулировкой определения «наречие как часть речи».
- Самостоятельно сформулируйте определение по плану: 1) общее значение; 2) морфологические признаки; 3) синтаксическая роль.
-Сверим с учебником. с. 106 читать определение.
Слайд №4
Физминутка Проверка употребления наречий в динамике:
медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
- Сколько наречий встретилось в словах?
5. Закрепление материала.
- Какую роль играют наречия в предложении?
Творческое задание 1
Карточки на партах, задание выполняется самостоятельно.
Слайд № 5
- Сравните свою работу с оригиналом текста.
Вывод: какую роль играют наречия в тексте?
(Оживляют нашу речь, делают ее ярче, выразительнее)
Слайд № 6
Работа с учебником
Выполнение упражнения №196 (определить, какими членами предложения являются наречия в данных предложениях. Два ученика работают у доски.
Лови ошибку. Работа в группах
Замените фразеологизмы наречиями.
Ученики работает у доски.
1 группа. Положа руку на сердце - сердечно (честно)
У черта на куличках – рядом (далеко)
рукой подать – безвозмездно (близко)
2 группа. Как в аптеке - здорово (точно)
Черным по белому – страшно (ясно)
Битый час - лениво (долго)
3 группа. Бок о бок – тесно (рядом)
На вес золота - тяжело (дорого)
Душа в душу - душевно (дружно)
Составьте предложение с одним из фразеологизмов.
Морфемный разбор наречия. Упр.199
Наречие или предлог?
- Запишите пары предложений. Определите, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или производными предлогами?
1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг (предлог) =(у) костра.
2. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.
Опрос по цепочке
Что обозначает наречие?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется наречие?
Синтаксическая роль в предложении.
Роль наречий в предложении.
- Как отличить наречие от производного предлога?
6.Рефлексия.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял …
я понял, что…
7. Оценки за урок.
8. Запись домашнего задания и его объяснение.
Упр.П.29, с. 106 определение.Упр 198
Повторить типы речи; вставить по смыслу наречия, расставить пропущенные буквы, знаки препинания.
- Спасибо за работу.
Слайд № 7