СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

        Интерес, который проявляет современная педагогическая наука к использованию технологий обучения, обоснован  требованиями Стандартов второго поколения. Проблема разработки и внедрения в педагогическую практику технологий обучения разработана в трудах Г. К. Селевко, Ш.А.Амонашвили, Л.В.Занкова, И.С. Якиманской, Л. В. Мардахаева и других.      

       Анализируя сущность педагогических технологий,  можно констатировать, что педагогические технологии предполагают предварительное проектирование процесса обучения, учитывая при этом дидакти­ческие цели и требуемый уровень усвоения, ориентированы на достижение успеха обучаемыми за счет их собственной деятельности, направлены развитие лич­ности каждого.

      Использование педагогических технологий позволяет обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса поскольку:

  1. понимается как универсальное средство, вклю­чающее в себя потребности, цели и средства их достижения, с одной стороны,  и  процесс достижения целей обучения, с другой;
  2. акцентирует внимание  не только  на применении конкретных мето­дов и организованных форм обучения, но и на процессе создания технологий;
  3. позволяет рассматривать процесс обучения в си­стеме, объединяющей личностный и коллективный поиск, учиты­вающий все взаимосвязанные факторы;
  4. отражает процессуальный динамичный характер обучения, в то время как методика дает лишь конкретные реко­мендации.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования.»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»






Методическая разработка учебного занятия

Тема: Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования. 

Преподаватели: Дорофеева Галина Ивановна, Бобылева Наталия Ивановна













г.Краснодар, 2017 г.

Пояснительная записка

Интерес, который проявляет современная педагогическая наука к использованию технологий обучения, обоснован требованиями Стандартов второго поколения. Проблема разработки и внедрения в педагогическую практику технологий обучения разработана в трудах Г. К. Селевко, Ш.А.Амонашвили, Л.В.Занкова, И.С. Якиманской, Л. В. Мардахаева и других.

Анализируя сущность педагогических технологий, можно констатировать, что педагогические технологии предполагают предварительное проектирование процесса обучения, учитывая при этом дидакти­ческие цели и требуемый уровень усвоения, ориентированы на достижение успеха обучаемыми за счет их собственной деятельности, направлены развитие лич­ности каждого.

Использование педагогических технологий позволяет обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса поскольку:

  1. понимается как универсальное средство, вклю­чающее в себя потребности, цели и средства их достижения, с одной стороны, и процесс достижения целей обучения, с другой;

  2. акцентирует внимание не только на применении конкретных мето­дов и организованных форм обучения, но и на процессе создания технологий;

  3. позволяет рассматривать процесс обучения в си­стеме, объединяющей личностный и коллективный поиск, учиты­вающий все взаимосвязанные факторы;

  4. отражает процессуальный динамичный характер обучения, в то время как методика дает лишь конкретные реко­мендации.



Технологическая карта учебного занятия.

Тема: Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования. 

Цель: расширение представлений об особенностях современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования. 

Задачи:

-формирование у будущих специалистов сферы образования потребности в использовании педагогических технологий в профессиональной деятельности;

-развитие способности вести информационный поиск, принимать конструктивные решения, позиционировать себя как творчески активную личность;

-воспитывать креативность, гибкость мышления, культуру педагогического общения.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности педагогов.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Оборудование: ММП, раздаточный материал для самостоятельной работы, таблицы для индивидуальной работы.

Этап урока

Дидактич.

задачи


Деятельность учителя

Деятельность студентов

Методы, приемы

1.Орг.

момент

Подготовка студентов к работе

Проверка готовности к занятию

Демонстрируют готовность к занятию


2.Подго-товка к основ-ному этапу

Актуализация опорных знаний

Постановка проблемы. Организация обсуждения.

На слайде представлена цитата Я.А.Коменского для обсуждения.


Для того, чтобы работа учи­телей была более результативной,

необходимо научить их пользо­ваться педагогическим инструментарием.

Я. А. Коменский

Как вы понимаете данное высказывание?

Каким педагогическим инструментарием должен владеть учитель для достижения дидактической цели урока?

Сформулируйте определения понятия «педагогическая тех­нология».










Преподаватели в процессе планирования системы уроков, под­готовки к конкретному уроку подчиняют свою деятельность технологизации: упорядочению, приведению в систему, последова­тельному воплощению на практике заранее спроектированного процесса обучения.

Технология отвечает на вопрос: как наилучшим обра­зом достичь целей обучения, когда достижение этих целей об­условлено управлением? Педагогические технологии — это ин­струментарий достижения целей.





.











«Педагогическая технология — это содержательная тех­ника реализации учебного процесса» (В.П.Беспалько);

«Педагогическая технология означает системную сово­купность и порядок функционирования всех личност­ных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В.Кларин);

Л. В. Мардахаев в Словаре по социальной педагогике рассмат­ривает педагогическую технологию с двух позиций:

  1. как учение о совокупности методов и методик наиболее оптимального достижения педагогической цели — исследователь­ский (теоретический) подход;

  2. как наиболее оптимальную последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющую получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с конкретным объектом), — практико-ориентированный подход.





Частич-

но-поиско

вый

3.Усвоение знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания

Для выявления признаков личностно ориентированных технологий Вам предлагается проанализировать представленный материал и установить соответствие между характерными чертами личностно ориентированного подхода и их характеристиками (Приложение А)


Сформулировать особенности и характерные черты педагогических технологий позволит следующее задание:

Вам предлагается заполнить таблицу, опираясь на текст учебника и журнал «Начальная школа» (Приложение Б)


Студенты устанавливают соответствие









Практ.,

словесн.


4.Закрепление знаний

Осмысление проблемы на новом технологическом уровне

Использование технологий учителем на уроке представлено двумя взаимосвязанными блоками теоретическим и прикладным. Сейчас Вам представится возможность продемонстрировать реализацию второго блока в практике работы учителя.

Предварительно студенты были разделены на 3 группы, каждая из которых осуществила выбор наиболее значимой и эффективной, с их точки зрения, технологии и подготовила ее презентацию.




Каждая группа, в рамках выбранной технологии, организует работу, направленную на ее презентацию, в контексте практической деятельности учителя начальных классов по алгоритму:

-название технологии,

-основные признаки и особенности технологии,

-учебный предмет, в рамках которого рассматривалась технология,

- класс, тема урока,

-формируемые УУД,

-трансляция практической части.



Иссле-дов.


5.Про

верка знаний

Определение уровня знаний, умений и навыков

Выполнение теста-достижений, с использованием системы электронного голосования (Приложение В).




6.Рефлексия

Мобилизация на оценку своего поведения, уч. действий

Организует оценочные высказывания студентов в контексте тематики занятия.



Студенты оценивают свою работу на занятии.

Словесн.

7.Итог занятия

Оценка успешности достижения цели

Акцентирует внимание на достижении цели занятия, оценивает работу студентов.

Составление портрета личности современного педагога, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение детей в рамках технологизации всех сфер общества.




Получение информации о результатах участия в исследовательской деятельности.

Словесн

6.Домашнее задание.


Обеспечение понимания цели дом.задания

Дает комментарии к домашнему заданию.

Подготовить эссе. Современные образовательные технологии. За или против?



Словесн


Приложение А

Прочитать материал и установить соответствие между характерными чертами личностно ориентированного подхода и их характеристиками

Личностно ориентированные технологии (ЛОТ) - это совокупность методов, приемов, форм и средств, направленных на оказание помощи воспитаннику в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Педагог прилагает основ­ные усилия не на формирование у детей социально типичных свойств, а на развитие уникальных личностных качеств. Субъектно-объектные от­ношения трансформируются в субъект-субъектные.

Субъектный опыт каждого ребенка сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения и воспитания. Каждый ребенок участвует в выработке цели своей деятельно­сти, планировании, осуществлении, контроле процесса и результа­та обучения и воспитания. Ценным в этой работе явля­ется постоянная рефлексивная деятельность ребенка.

По мнению профессора Степанова Е.Н., можно выделить следующие принципы ЛО подхода: самоактуализация; индивидуальность; субъективность; выбор; творчество и успех.

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению Бондарской Е.В., составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: - диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Характерные черты подхода: новый взгляд на личность, гуманное отношение к детям, демократизация отношений, ученье без принуждения, новая трактовка индивидуального подхода.

Личностная направленность образовательного процесса влияет на ценности гуманистической педагогической культуры, в качестве которых выступают: не знание, а личностные смыслы учения и жизни ре­бенка, не отдельные (предметные) умения и навыки, а инди­видуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности, не педагогические требования, а педагогическая поддерж­ка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика, не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика.











Задание "Соответствие"

Цель: установить соответствие между характерными чертами личностно ориентированного подхода и их характеристиками



Черты ЛО подхода

Характеристика черты личностно ориентированного подхода

Новый взгляд на личность

отказ от ориентировки на среднего ученика; поиск лучших качеств личности; применение психолого-педагогической диагностики личности; учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; прогнозирование развития личности.

Гуманное отношение к детям

личность проявляется в раннем детстве, ребенок в школе — полноценная человеческая личность; личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; личность — цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей; каждый ребенок обладает способностями, многие - талант­ливы.

Демократизация отношений

педагогическую любовь к детям; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; приоритет положительного стимулирования; терпимость к недостаткам.

Ученье без принуждения

уравнивание ученика и учителя в правах; право ребенка на свободный выбор; право на ошибку; право на собственную точку зрения; соблюдение Конвенции о правах ребенка; стиль отношений учителя и учеников.

Новая трактовка индивидуального подхода

требовательность без принуждения, основанная на доверии; увлеченность, рожденная интересным преподаванием; замена принуждения желанием, которое порождает успех; ставка на самостоятельную самодеятельность детей.









Приложение Б

Задание: заполнить таблицу, опираясь на текст учебника и профессиональных журналов "Начальная школа"

Название

технологии

Цель

технологии

Сущность

технологии

Механизм

технологии

Проблемное обучение








Развивающее обучение








Игровое обучение










Обучение развитию критического мышления









Приложение В

ТЕСТ (для системы электронного голосования)

1. Содержание развивающего обучения заключается…

а) в выборе правил, регламентирующих способы решения конкретных задач,

б) в соблюдении дидактического принципа: от частного к общему, от конкретного к абстрактному,

в) в формировании общих представлений, которые служат для учащихся ориентиром и позволяют находить решения новых задач, ранее не встречающиеся.

2. Механизм реализации технологии проблемного обучения предполагает…

а) погружение обучаемых в различные виды деятельности,

б) вовлечение детей в игровую деятельность,

в) использование поисковых методов постановки познавательных задач.

3. Сущность технологии концентрированного обучения включает…

а) последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач,

б) глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки,

в) ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся.

4. Ведущим методом развивающего обучения является….

а) исследовательский, б) объяснительно-иллюстративный, в) репродуктивный.

5. Технология, предполагающая соблюдение трех этапов: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия, называется...

а) технология развития критического мышления,

б) технология развивающего обучения,

в) технология проблемного обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Долгосрочный проект: «У природы нет плохой погоды».

Проект «Что такое погода?» предназначен для учащихся 4 класса, направлен на повышение интереса к изучению погодных явлений, развитие абстрактно-логического мышления, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; стимулирует исследовательскую деятельность и работу в группе.

Данный проект охватывает такие учебные предметы школьной программы, как природоведение и информатика.

Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения характеризовать особенности природных явлений, понимания причинно-следственных связей.

Цель исследования: установить, каким образом человек может узнать характер погоды, не пользуясь метеорологическим прогнозом.

Задачи:

  1. Вести наблюдение за погодой; объектами и явлениями природы

  2. Установить закономерность между характером погоды и поведением объекта наблюдения

  3. Научиться обрабатывать и обобщать полученную в ходе исследования информацию

  4. Научиться пользоваться Power Point, Publisher для оформления результатов.

Этапы и продолжительность работы над проектом:

  1. Формирование групп для проведения исследований, формулирование темы

  2. Обсуждение форм представления результатов учебной деятельности, возможных источников информации

  3. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий, работа с лабораторным оборудованием

  4. Подготовка отчетов о проделанной работе

  5. Защита полученных результатов, оценка работ

Оборудование: школьная метеорологическая станция (термометр, барометр и др.), учебник, интернет, компьютерные программы.



В ходе реализации проекта мы выяснили элементы погоды (температура воздуха, относительная влажность воздуха, атмосферное давление, и др.), явления погоды (облачность, ветер, атмосферные осадки).

В школьной лаборатории ознакомились с метеостанцией и научились с помощью нее проводить исследования.

Мы решили быть причастными к изучению погоды, сбору информации о ней и её изменениях. Наблюдения проводили с помощью специальных приборов: термометр (температура), барометр (давление), флюгер (направление,), визуально (облачность, вид облаков, вид осадков).

В течение 2 месяцев измеряли температуру воздуха, облачность и типы облаков, осадки, атмосферное давление, направление ветра, относительную влажность воздуха. Вычисляли среднемесячную температуру воздуха и делали выводы.

В ходе проекта мы ответили на такие вопросы, как:

  1. С помощью, каких приборов определяется погода?

  2. Приметы погоды.

  3. Как сезонные изменения погоды влияют на животный и растительный мир? 3.2.

  4. Нелётная погода. Штормовое предупреждение.

  5. Осадки - враги или помощники урожая?

  6. Грибной дождь – это когда с неба падают грибы?

  7. Как снег попал к нам на землю?










Макет буклета, подготовленного студентами