СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Постэмбриональное развитие

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

закономерности послезародышевого развития организмов, проблемы, связанные с послезародышевым развитием организмов.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Постэмбриональное развитие»

коньюгация сперматогенез сперматозоид мейоз яйцеклетка обоеполые гермафродиты яичники Найти лишнее, пронумеровать по порядку, ответ обосновать: Анафаза Метафаза Интерфаза Телофаза Профаза  

коньюгация сперматогенез

сперматозоид мейоз

яйцеклетка обоеполые

гермафродиты яичники

Найти лишнее, пронумеровать по порядку, ответ обосновать:

Анафаза

Метафаза

Интерфаза

Телофаза

Профаза

 

 Что изображено на рисунках?    1  2   3 4 5

Что изображено на рисунках?

1

2

3

4

5

Ответьте на вопросы Что такое зигота? Каким путем возникают новые клетки при дроблении? Чем заканчивается период дробления? Что такое бластула, бластомеры, бластоцель? Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных? Как называется вторая стадия развития зародыша? Чем заканчивается гаструляция? Что такое зародышевые листки? Назовите их. Когда возникает третий зародышевый листок? Как он называется?

Ответьте на вопросы

  • Что такое зигота?
  • Каким путем возникают новые клетки при дроблении?
  • Чем заканчивается период дробления?
  • Что такое бластула, бластомеры, бластоцель?
  • Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных?
  • Как называется вторая стадия развития зародыша?
  • Чем заканчивается гаструляция?
  • Что такое зародышевые листки? Назовите их.
  • Когда возникает третий зародышевый листок? Как он называется?
Оплодотворение - процесс слияния половых клеток МУЖСКАЯ ГАМЕТА сперматозоид ( n) ЖЕНСКАЯ ГАМЕТА яйцеклетка (n) ОПЛОДОТВОРЕННАЯ ЯЙЦЕКЛЕТКА зигота (2 n) ЗАРОДЫШ ПЛОД 21.01.2014

Оплодотворение - процесс слияния половых клеток

МУЖСКАЯ ГАМЕТА сперматозоид ( n)

ЖЕНСКАЯ ГАМЕТА яйцеклетка (n)

ОПЛОДОТВОРЕННАЯ ЯЙЦЕКЛЕТКА

зигота (2 n)

ЗАРОДЫШ

ПЛОД

21.01.2014

Индивидуальное развитие (онтогенез) 1. Эмбриональный 2. Постэмбриональный Эмбриология

Индивидуальное развитие (онтогенез)

1. Эмбриональный

2. Постэмбриональный

Эмбриология

Эмбриональный 1. Дробление Диплоидное ядро и цитоплазма клетки в уменьшенном виде Накопление клеточного материала  Бластула - многоклеточный зародыш с первичной полостью (жидкость), состоящая из бластомеров

Эмбриональный

1. Дробление

Диплоидное ядро и цитоплазма клетки в уменьшенном виде

Накопление клеточного материала

Бластула - многоклеточный зародыш с первичной полостью (жидкость), состоящая из бластомеров

2. Гаструляция Образование гаструлы - состоит из 3-ех зародышевых лепестков (гомологичные): Эктодерма Энтодерма Мезодерма  Анимальный полюс Вегетативный полюс Бластоцель Пути: впячивание одного полюса бластулы внутрь- ланцетник Расслоение стенок бластулы Обрастание вегетативного полюса мелкими клетками анимального полюса

2. Гаструляция

Образование гаструлы - состоит из 3-ех зародышевых лепестков (гомологичные):

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

Анимальный полюс

Вегетативный полюс

Бластоцель

Пути:

впячивание одного полюса бластулы внутрь- ланцетник

Расслоение стенок бластулы

Обрастание вегетативного полюса мелкими клетками анимального полюса

3. Органогенез Образование комплекса осевых систем - нервная трубка, хорда, кишечная трубка

3. Органогенез

Образование комплекса осевых систем - нервная трубка, хорда, кишечная трубка

Эктодерма Кожные покровы, нервная система, органы чувств, эмаль зубов  Энтодерма Хорда, эпителий кишечника, пищеварительные железы(печень, поджелудочная железа), эпителий жабр, легких  Мезодерма Мышечная ткань, хрящевая и костная ткань, кровь и лимфа, кровеносная система, почки, половые железы

Эктодерма

Кожные покровы, нервная система, органы чувств, эмаль зубов

Энтодерма

Хорда, эпителий кишечника, пищеварительные железы(печень, поджелудочная железа), эпителий жабр, легких

Мезодерма

Мышечная ткань, хрящевая и костная ткань, кровь и лимфа, кровеносная система, почки, половые железы

Постэмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие – это  развитие, которое начинается с момента выхода из яйцевых оболочек (личинки или организма),  а у млекопитающих – с момента рождения.

Постэмбриональное развитие – это

развитие, которое начинается с момента выхода из яйцевых оболочек (личинки или организма),

а у млекопитающих – с момента рождения.

Птицы Пресмыкающиеся Яйцекладущие млекопитающие

Птицы

Пресмыкающиеся

Яйцекладущие млекопитающие

Плацентарные млекопитающие

Плацентарные млекопитающие

Факты указывающие на глубокую связь между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием. В своем развитии организм проходит одноклеточную стадию (стадия зиготы) У всех позвоночных закладывается хорда Появляются жаберные щели в глотке Строение сердца человеческого зародыша в ранний период формирования напоминает строение этого органа у рыб: оно с одним предсердием и одним желудочком. У беззубых китов в эмбриональном периоде появляются зубы. Зубы эти не прорезываются, они разрушаются и рассасываются.  

Факты указывающие на глубокую связь между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием.

  • В своем развитии организм проходит одноклеточную стадию (стадия зиготы)
  • У всех позвоночных закладывается хорда
  • Появляются жаберные щели в глотке
  • Строение сердца человеческого зародыша в ранний период формирования напоминает строение этого органа у рыб: оно с одним предсердием и одним желудочком.
  • У беззубых китов в эмбриональном периоде появляются зубы. Зубы эти не прорезываются, они разрушаются и рассасываются.
  •  
Эмбриональная дивергенция- расхождение признаков зародышей в процессе развития.

Эмбриональная дивергенция-

расхождение признаков зародышей в процессе развития.

Приведенные и многие другие примеры  указывают на глубокую связь между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием. Эта связь нашла свое выражение в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем в XIX в.: онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится.

Приведенные и многие другие примеры указывают на глубокую связь между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием.

Эта связь нашла свое выражение в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем в XIX в.: онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится.

Непрямое развитие (с метаморфозом)

Непрямое развитие (с метаморфозом)

Непрямое развитие – это  развитие, при котором имеется стадия личинки. Личинка отличается от взрослого организма по многим внешним и внутренним признакам. Требуется глубокая перестройка внешнего внутреннего строения (метаморфоз).

Непрямое развитие – это

развитие, при котором имеется стадия личинки.

Личинка отличается от взрослого организма по многим внешним и внутренним признакам.

Требуется глубокая перестройка внешнего внутреннего строения (метаморфоз).

Личинки Личинка майского жука Майский жук

Личинки

Личинка майского жука

Майский жук

Личинки Гусеница бабочки капустной белянки Капустная белянка

Личинки

Гусеница бабочки капустной белянки

Капустная белянка

Непрямое развитие насекомых Полное превращение   Яйцо    Личинка   Куколка    Взрослое  насекомое  Неполное превращение    Яйцо   Личинка    Взрослое  насекомое

Непрямое развитие насекомых

Полное превращение

Яйцо

Личинка Куколка Взрослое насекомое

Неполное превращение Яйцо Личинка Взрослое насекомое

Личинки Головастики лягушки

Личинки

Головастики лягушки

Непрямое развитие животных  на примере лягушки Задание: просмотрите рисунок и выявите доказательства происхождения земноводных от рыб на основе постэмбрионального развития. Определите черты сходства личинок лягушки и взрослых рыб.   Жаберные щели Боковая линия Двухкамерное сердце Один круг кровообращения

Непрямое развитие животных на примере лягушки

Задание: просмотрите рисунок и выявите доказательства происхождения земноводных от рыб на основе постэмбрионального развития. Определите черты сходства личинок лягушки и взрослых рыб.

Жаберные щели

Боковая линия

Двухкамерное сердце

Один круг кровообращения

Развитие капустной белянки (с метаморфозом) Куколка Яйцо Гусеница (личинка) Взрослое насекомое (имаго)

Развитие капустной белянки (с метаморфозом)

Куколка

Яйцо

Гусеница (личинка)

Взрослое насекомое (имаго)

Развитие с метаморфозом Развитие лягушки Развитие рыбы

Развитие с метаморфозом

Развитие лягушки

Развитие рыбы

Биологическое значение  метаморфоза. Способствует расселению вида. Снижает интенсивность конкуренции за пищу. Снижает остроту борьбы за существование внутри вида.

Биологическое значение метаморфоза.

  • Способствует расселению вида.
  • Снижает интенсивность конкуренции за пищу.
  • Снижает остроту борьбы за существование внутри вида.
Прямое  развитие Непрямое  развитие

Прямое развитие

Непрямое развитие

Преимущества непрямого развития Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место). Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу). Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).

Преимущества непрямого развития

  • Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).
  • Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).
  • Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).
Продолжительность постэмбрионального развития  Собаки живут до 18 лет, кошки – до 15 лет, крыса – до 3 лет, дуб растёт до 2000 лет, а овёс – 4-6 месяцев. Некоторые насекомые живут несколько дней. Человек умирает от старости в возрасте между 75-100 годами, хотя некоторые люди живут более 100 лет.

Продолжительность постэмбрионального развития

Собаки живут до 18 лет, кошки – до 15 лет, крыса – до 3 лет, дуб растёт до 2000 лет, а овёс 4-6 месяцев. Некоторые насекомые живут несколько дней. Человек умирает от старости в возрасте между 75-100 годами, хотя некоторые люди живут более 100 лет.

Блиц опрос 2. В чём особенности прямого развития? Какое развитие называется постэмбриональным? 3. Чем отличается непрямое развитие от прямого? 4.В чем заключается биологическое значение метаморфоза?

Блиц опрос

2. В чём особенности прямого развития?

  • Какое развитие называется постэмбриональным?

3. Чем отличается непрямое развитие от прямого?

4.В чем заключается биологическое значение метаморфоза?

Домашнее задание 1.Привести примеры животных, у которых личинки похожи на предков. Определить сходство личинок с предками. 2. Привести примеры насекомых с полным и неполным превращением. 3.Параграф 33 стр.162-166. Записи в тетрадях.

Домашнее задание

1.Привести примеры животных, у которых личинки похожи на предков. Определить сходство личинок с предками.

2. Привести примеры насекомых с полным и неполным превращением.

3.Параграф 33 стр.162-166. Записи в тетрадях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!