СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным в корне.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить с правилом проверки слов с непроизносимым согласным в корне; учить видеть данную орфограмму в словах; повторить ранее изученные орфограммы; закрепить умение выполнять звуко-буквенный анализ слова.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным в корне.»

Урок № 61 Тема: Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным в корне.

Тип урока: урок усвоение новых знаний.

Цели: ознакомить с правилом проверки слов с непроизносимым согласным в корне; учить видеть данную орфограмму в словах; повторить ранее изученные орфограммы; закрепить умение выполнять звуко-буквенный анализ слова.

Задачи: учить группировать орфограммы по типу; развивать умение сотрудничать, сравнивать, обобщать, выполнять самопроверку; умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля; воспитывать аккуратность.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;

-корректировать выполнения задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действия на определенном этапе.

Познавательные универсальные учебные действия:

-ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания; осуществлять выбор учебного действия по заданию;

-уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для безударных гласных, для парных звонких и глухих согласных, для непроизносимых согласных.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оборудование: учебник, карточки.

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

(диалог учителя и учащихся)

- Дети, вам тепло? (Да!)

- В классе светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учиться? (Да!)

-Значит можно садиться!


- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

Урок: -Интересным- Познавательным- Развивающим -Плодотворным

- Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.

- Какими должны быть на уроке ученики?

Ученики:-Активные-Думающие- Работоспособные- Внимательные-Творческие-Дисциплинированные

- Вы готовы быть такими?

- В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.

Задания для нашего урока приготовила вам Мудрая Сова

2. Мозговой штурм:

Главная часть слова (корень)

Опасное место в слове (орфограмма)

Третья буква алфавита (в)

Звуки, которые могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)

Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)

Какие буквы не обозначают звуков (ъ и ь)

3.Чистописание.

Земля и лес укутаны снежным одеялом, реки скованы льдом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь растет…

- Дети, о каком месяце идет речь? (О декабре).

-Какую пословицу вы знаете о декабре?

Декабрь -- зиму начинает, а год кончает.

-Какой первый звук в слове декабрь? Дайте характеристику звуку.

-Какой буквой обозначается этот звук на письме?

Письмо букв Д, д.

Письмо соединений дв, Дв, де, ед, Де.

Письмо слов гладкий, добро, дубки, ледовый.

(ученик выполняют задания на доске).

4.С классом идет фронтальная работа со словами из чистописания:

-Какое слово можно назвать лишним и почему?

(Дубки – множественное число, гладкий – ударный первый слог, ледовый – 3 слога).

-На какие две группы можно разделить слова?

(По частям речи, по орфограммам).

5.Словарная работа.

-Дети, а всегда ли безударную гласную в корне слова можно проверить? Как называются такие гласные? (Непроверяемые гласные).

-Как нужно действовать в таком случае? (Помнить написание или обратиться к словарю).

-Запишите словарные слова, в которых кроме непроверяемых гласных есть парные согласные. (Мороз, тетрадь, медведь, обед, запад.).

Молодцы.

-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Послушайте толкование этого слова из словаря.

-- сооружение в виде ряда ступенек для подъема и спуска. (Лестница).

Дается характеристика каждого звука. Записывается транскрипция. (л`эсн`ица)

-Назовите «опасное место». (Безударный гласный).

-В этом слове есть еще одна орфограмма. Нам на помощь придет наука этимология, которая изучает историю образования слов. В древнерусском языке было слово лъствица, которое образовалось от глагола лезти, лезть. И слово Лъствица постепенно превратилось в слово лестница.

-Ребята, вы догадались, какую букву надо написать в слове лестница?

Запись слова, деление на слоги, определение количества слогов, букв, звуков.

-Какие буквы надо запомнить в слове лестница?

-Как можно назвать звук, который обозначен буквой т? (Непроизносимый).


Формулировка темы и целей урока.

-Дети, какую новую орфограмму мы будем изучать?

-Кто назовет тему и цели сегодняшнего урока?

-Да, мы познакомимся с правилом проверки слов с непроизносимым согласным в корне слов.

-Так поступают согласные звуки в, д, л, т. Как будто надевают шапки-невидимки.

-Будем учиться узнавать слова с непроизносимыми согласными и проверять их.

-Но сначала отдохнем.

Физкультминутка.

6.Изучение новой темы.

1)Задания от Мудрой Совы

[c’эрцэ]

Что интересного вы увидели в транскрипции слова СЕРДЦЕ?

Посчитайте сколько букв и сколько звуков в слове сердце?

Как называется звук, который в слове не произносится?

- Сформулируйте тему урока

- Какова цель нашего урока?


Иногда согласные играют с нами в прятки

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему то решить?

- Давайте вместе решим эту проблему!

Подберите однокоренные слова

Сердце

Сердечко

Сердечный

Составление алгоритма проверки правописания слов с непроизносимой согласной.

- Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

- Подбираем однокоренные слова.

- Выделяем корень в однокоренных словах.

- Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

- Записываем слово.


Прочитайте пожалуйста пословицу: Сердце матери лучше солнца греет.


2) Чтение правила в учебнике с.117 упр. 223.

3) Первичное закрепление.

Запись слов с непроизносимой согласной и подбор проверочных слов.

грус…ный -  грусть

извес…ный - известие

мес…ный - место

наез…ник - езда

радос…ный - радость

ярос…ный - ярость

чес…ный - честь

( Дети записывают поочередно на доске и в тетради эти слова)

7.Работа в парах.

4) Прочитайте, что записано на листочках, которые лежат у вас на столе.

Заяц.

Ночью была вьюга. Дул яростный ветер. К утру стало тихо. Охотник стоял на краю леса. Он осматривал местность. Через дорогу катился белый комок. Это был молодой заяц. Охотник свистнул. Заяц остановился, поднял уши и бросился в кусты.

(Чтение в уме. Чтение вслух).

-Это текст? Докажите. (Есть название. Предложения связаны по смыслу).

-Какова тема текста? (Охотник встретил зайца и не стал в него стрелять.)

-Найдите в тексте слова с орфограммой – непроизносимые согласные в корне.

(Запись слов в тетрадь с объяснением).

- Как проверить непроизносимые согласные в корне?


***ЗПР Карточка.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Д.. св..данья, красно лето,

Здра..ствуй, зиму..ка-зима!


Игра “Хлопай-топай”.

- Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимой согласной, вы подпрыгиваете на месте.


Тростник, устный, страна, сердце, земля, местность, вечер , гигантский, опасный, солнце, голос, обед, счастливый, звёздный, знаменитый, дорога.


8.Закрепление изученного

Замените прилагательным и запишите в тетради ( один ученик на задней стороне доски пишет слова, а дети в тетради под мою диктовку)

Сахар из тростника Тростниковый

Небо со звездами Звездное

Человек ,получивший Известный

известность

Пирог с капустой Капустный

Завод-гигант Гигантский

День радости Радостный


9.Итог урока.

- Скакой орфограммой вы сегодня познакомились.

- Как обнаружить эту орфограмму в слове?

- Что нужно сделать, чтобы проверить непроизносимый согласный в корне?

- Всегда ли можно проверить непроизносимый согласный?

- Какое слово с непроверяемым написанием вы сегодня запомнили?


Рефлексия.

- Что на уроке вам запомнилось и понравилось больше всего?

- Все ли задания удалось выполнить правильно? Какие трудности возникали?

- Что для вас было самым важным и интересным?


Спасибо за работу.

Домашнее задание (Дифференцированное).

С.117-118 выучить правило, упр.225 , упр.226.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!