Урок по русскому языку 4 класс УМК «Перспектива».
Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.
Обучающая цель:
Отработка правописания орфограмм корня (безударный гласный, парный сомнительный согласный, непроизносимый согласный).
Развивающая цель:
развитие логического мышления;
развитие умения формулировать и проговаривать свои мысли.
Воспитательная цель:
воспитание любви и интереса к родному языку.
УУД:
Познавательные:
показать как выбор безударного гласного в корне может повлиять на значение слова;
отрабатывать навык постановки знаков препинания в предложениях;
отрабатывать навык выделения словосочетания из предложений.
Регулятивные:
находить в словах орфограммы и объяснять их, применять нужный алгоритм для проверки;
выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Коммуникативные:
учиться критично относиться к собственному мнению;
уметь слушать и слышать, извлекать пользу из опыта одноклассников;
сотрудничать при работе в паре, группе;
проявлять интерес и уважение к разным точкам зрения.
Личностные:
осознавать роль языка в речи и жизни людей;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Слова на доске:
«Скорей за работу,
Возьмёмся мы дружно.
И будьте внимательны –
Это ВАМ нужно!»
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете все активны и внимательны.
Актуализация знаний.
Ребята, я предлагаю вам сейчас выполнить письмо с комментированием.
- как вы думаете, какая будет ваша задача? (увидеть и объяснить орфограммы).
- Запишите словосочетания в строчку.
Поздний гость, звёздная дорожка, лесистая местность, степное животное, грустная сказка.
4. Самоопределение к деятельности,
- Как вы думаете, что объединяет данные орфограммы? (они в корне)
- Кто может назвать тему урока?
- Значит, сегодня мы будем работать с корневыми орфограммами.
- Тема урока «Правописание гласных и согласных в корне».
На доску тему: «Правописание гласных и согласных в корне».
- Скажите, эти слова можно разделить на группы? На какие группы можно разделить данные корневые орфограммы?
(Бездарные гласный,
непроизносимый согласный,
парный сомнительный согласный).
- Именно с этими орфограммами мы будем работать на уроке.
-Предлагаю посмотреть на доску и выбрать цель на урок.
Закрепление правописания орфограмм корня.
Закрепление знаний об изменении существительных по родам. ( убрать после выбора правильной цели, на другой карточке написать)
- Обоснуйте свой выбор.
На доску цели: РАСПЕЧАТАТЬ.
Работа по теме урока.
- Я вам предлагаю выполнить первое задание.
- Объясните правописание безударных гласных в корне в предложениях одного цвета.
СЛАЙД 2
Охотник поласкал свою собаку.
Папа полоскал бельё.
Спишите второе предложение.
Спешите на цирковое представление.
Брат развивает свою силу.
Ветер развевает флаг.
- Какую роль может сыграть выбор безударного гласного в слове?
(изменить лексическое значение слова)
- Самостоятельно запишите в тетрадь по два словосочетания с одинаково звучащими словами (омонимы)
I ряд из первой пары предложений
II ряд из второй пары предложений
III ряд из третьей пары предложений
I ряд (поласкал собаку, полоскал бельё)
II ряд (спишите предложение, спешите на представление)
III ряд (развивает силу, развевает флаг)
Работа в группах. КРОССВОРД.
- Предлагаю поработать в группах и разгадать кроссворд, в котором кроме безударного гласного встречается еще одна орфограмма, а какая, вы узнаете сами.
- Договоритесь о том, кто будет отвечать.
| | | | | | | | 6 Ц | | |
| | | | | | | | В | | |
| 1 | | | | | | | Е | | 7 |
| Р | | | | | 5 | | Т | | Л |
| А | | 3 | | | С | | О | | О |
| Д | 2 | П | 4 | | О | | Ч | | Ж |
Х | О | Л | О | Д | И | Л | Ь | Н | И | К |
| С | Ё | З | О | | Н | | Ы | | А |
| Т | Г | Д | В | | Ц | | Й | | |
| Н | К | Н | Е | | Е | | | | |
| О | И | О | Р | | | | | | |
| | Й | | Я | | | | | | |
| | | | Т | | | | | | |
| | | | Ь | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
- Объясните орфограммы, которые вы увидели в словах.
Физминутка. (Гимнастка для глаз)
- Сядьте так как вам удобно. Ваша задача правильно понять задание, которое я вам предложу.
Работа в парах С ТЕКСТОМ.
- Я предлагаю вас поработать в парах с текстом, в котором встретятся простые предложения, предложения с однородными членами и сложные предложения. Кроме этого, к словам с непроизносимым согласным и безударным гласным добавятся слова с парным сомнительным согласным.
- Посмотрите, пожалуйста, на текст, как вы думаете, какую работу можно выполнить с текстом?
- Расставьте знаки препинания.
- Договоритесь о том, кто будет отвечать.
Я часто брожу в лесу по узкой дорожке наблюдаю чудесную картину.
Лёгкие снежинки тихо падают на землю. Мягкий снег одел в пушистые рукавицы деревья кусты. Гигантские ветви нависают над сугробами а пни стоят в снежных шапках.
ПРОВЕРКА:
- Какие знаки препинания вы поставили и почему?
- Что знаете о простом предложении с однородными членами?
- Что знаете о сложном предложении?
Самостоятельная работа в тетради по карточкам.
- Самостоятельно спишите текст, дополните текст тремя предложениями, подчеркните орфограммы.
Домашнее задание: упр.181.
Рефлексия.
- Какую цель ставили на урок?
-Дополните предложения:
Осталось затруднение…
У меня получилось…