Тема: «Рабство в Древнем Риме»
Цель: достичь образовательных результатов:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
– самостоятельно делать выводы, сравнивать ;
– структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;
– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
– участвовать в диалоге;
–слушать и понимать других;
Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов
Тип урока: открытие нового материала
Методы и приемы: эвристическая беседа, проблемный, организация работы с ноутбуками.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран, ноутбуки, карта «Рост Римского государства (III в. до н.э.- II в. н. э.)», учебники, иллюстрация «Рабы в Древней Греции», документ-камера.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация “Рабство в Древнем Риме”, схема “Источники рабства”.
Раздаточный материал: дополнительный материал на печатной основе, электронный носитель (на случай отсутствия Интернета), индивидуальное задание.
Планируемый результат: 1)знать особенности рабовладения в Древнем Риме.
2) научиться находить в тексте необходимый материал, выбирать главное, работать с новыми понятиями, уметь презентовать полученные знания. Отработать умение выступить перед аудиторией.
План урока:
1) Основные источники рабства
2) Рабы в имении рабовладельца
3) Рабы в богатом доме
4) Гладиаторы на сцене амфитеатра
Основные термины: имение, раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр
.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнёмся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое настроение не покидало вас в течение урока. Сегодня у нас на уроке гости. Надеюсь, что вы спокойно будете работать на уроке.
2.Актуализация знаний учащихся: вспомните, что мы с вами изучили на прошлом уроке.
На ваших столах лежат тесты по домашнему материалу. На их выполнение вам дается 5 минут.
Проверьте друг у друга правильность ответов. Ключ правильных ответов посмотрите на доске(заранее подготовить и скрыть).
3.Изучение нового материала.
Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. В какой бы уголок Рима мы не заглянем, везде мы встретим этих людей
Он родился свободным
Под отеческим кровом.
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен-
Никогда не увидит
Он отчизны просторы.
Так о ком идёт речь в стихах? (о рабах). Давайте обозначим тему нашего урока, а теперь заполните первую графу в таблице что я знаю о рабах.
ответьте на вопрос « Что вы хотите узнать о рабах?» (на основании этих записей пишется план урока).
А теперь подумайте, какова цель нашего урока?
Действительно, цель нашего урока это знакомство с жизнью рабов в Древнем Риме.
( После уточнения целей урока, учитель дает задание)
Задание: вспомните основные источники рабства
Вопрос - как вы считаете, какой источник рабства давал больше рабов?
По ходу ответов заполняем схему в тетради (слайд№ 3)
Учитель: Древний Рим проводил много войн, у него было самое большое количество рабов из всех древнейших государств. Во время I пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента-30 тыс. пленных, в Карфагене были захвачены и проданы в рабство-50 тыс. жителей.
Такой приток рабов содействовал быстрому развитию рабства в Италии и во всем Средиземноморье. Рабы стоили дешево, даже у бедных римлян были рабы. Они широко использовались на разных работах особенно в земледелии. Поэтому в Римском государстве свободный труд становился постыдным.
Вопрос: Вспомните, к чему привело установление долговых камней в Древней Греции?
(Ответ-многие земледельцы попадали в долговое рабство )
Проблемное задание: «Какую роль играли рабы в развитии Древнеримского государства?
Решить проблемную задачу нам поможет решение следующих заданий:
Охарактеризуйте, какой род занятий был у рабов.
Определите отношение к рабам в обществе.
Предположите, последствия такого отношения к рабам.
Задание каждому индивидуально. Работая 10 минут, заполните свою колонку в данной таблице. Задание вы найдете в карточке на столе.
Запись на доске:
Таблица «Рабство в древнем Риме»
Рабы в имении рабовладельца
Рабы в богатом доме
Гладиаторы на арене амфитеатра
Ученик №1
Ученик №2
Ученик №3
Динамическая пауза.
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
Задание №1:
Охарактеризуйте, чем занимались рабы в имении землевладельца. Могли ли они претендовать на свободу действий?
Найдите материал в учебнике «Рабы в имении землевладельца». П49 226 стр -227 п.2, в ноутбуке выход в интернет на странице Википедии .
Задание №2
Охарактеризуйте, чем занимались рабы в богатом доме. Могли ли они претендовать на свободу действий?
Найдите материал в учебнике «Рабы в богатом доме» П49стр. 227-228 п.3
Задание №3
Охарактеризуйте, чем занимались гладиаторы . Могли ли они претендовать на свободу действий?
Найдите материал в учебнике «Гладиаторы на арене амфитеатра» П&49. стр.229 п.4
Презентация изученного материала. Каждый выступает по своему вопросу и подводит итог.
Ученик №1:Имение-зто земельное владение богатого человека.
Рабы выращивали оливки, виноград, плели корзины, вязали веревки. Вывод: рабы были основными работниками в хозяйстве землевладельца. Рабы были бесправны. (слайд № 4,5)
Ученик № 2 :Рабы убирали помещение дома, готовили пищу, обслуживали господина, рабы: врачи, секретари, библиотекари. Вывод: рабы были основными работниками в богатом доме. Рабы были бесправны. (слайды № 6,7,8)
Ученик № 3: Гладиаторы – это сильные и ловкие рабы, которых помещали в особые школы, где обучали владеть оружием.
Амфитеатры-специальные сооружения для гладиаторских игр.
Гладиаторы сражались на потеху публике. Гладиаторы были бесправны.
Вывод по первому заданию: Рабы были бесправными, считались вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает. Таким образом в Древнем Риме рабы играли важную роль в развитии хозяйства, но они были бесправными.
Вопрос: Как относились к рабам в древнеримском обществе? (Работает со слайдом №8, 9).
Вопрос: К чему приводило такое обращение с рабами?
Эвристическая беседа Работа с иллюстрациями учебника .стр 239
Вывод: Рабы были бесправными, но некоторые не хотели мириться со своим положением.
Сделайте выводы, учитывая проблемное задание:
«Какую роль играли рабы в истории Древнеримского государства?
(Примерный ответ: Рабы играли основную роль в развитии хозяйства Древнеримского государства, но при этом не имели прав, они пытались бороться за свою независимость).
4.Закрепление материала
Вопрос: Давайте вспомним и сравним основное занятие рабов в Древней Греции и в Древнем Риме? (учебник стр. 142-143 П49, П29,стр.134, 135-136 )
(Ответ: в отличии от Древнего Рима, где рабы выполняли все работы в хозяйстве, в Древней Греции, наоборот, работа, требующая выдержки и творчества, а также в выращивании винограда и оливок рабов не использовали, этим занимались свободные люди.)
Вопрос: Почему рабам в Древней Греции не доверяли важные работы?
(Ответ: Рабы не были заинтересованы в развитии чужого хозяйства).
Вопрос: В каком государстве будет лучше развиваться хозяйство?
(Ответ: В Древней Греции, так как свободный человек заинтересован в результатах своего труда и потому будет стараться.)
Сделайте вывод на проблемное задание нашего занятия:
Ответ: В Древнеримском государстве рабский труд играл важную роль в развитии хозяйства, но рабы не были заинтересованы в процветании чуждого им государства. Поэтому хозяйство Рима приходило в упадок.
5. Итог урока
Вопрс: Справедливо ли, гуманно ли было обращать пленных в рабство? Ваше отношение к рабству.
Рефлексия: ответьте на вопросы в своей таблице:
- сегодня узнал(а)…
- сегодня научился(ась)…
- понял(а)…
Выставление оценок.
Форма – самооценка + внешняя оценка (листы оценивания)
Учитель комментирует критерии к оцениванию:
Сегодня на уроке я поставил бы себе отметку:
Мою индивидуальную работу оценили:
Отметка за проверочную работу
отметка за урок:
Д/З. параграф № 49