СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Рабство в Древнем Риме»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: достичь образовательных результатов:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные:

– самостоятельно делать выводы, сравнивать ; – структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; – планировать пути достижения целей; – принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

– участвовать в диалоге; –слушать и понимать других;

Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Рабство в Древнем Риме»»

Тема: «Рабство в Древнем Риме»


Цель: достичь образовательных результатов:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные:

– самостоятельно делать выводы, сравнивать ;
– структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;
– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

– участвовать в диалоге;
–слушать и понимать других;

Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов

Тип урока: открытие нового материала

Методы и приемы: эвристическая беседа, проблемный, организация работы с ноутбуками.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран, ноутбуки, карта «Рост Римского государства (III в. до н.э.- II в. н. э.)», учебники, иллюстрация «Рабы в Древней Греции», документ-камера.

Демонстрационный материалмультимедийная презентация “Рабство в Древнем Риме”, схема “Источники рабства”.


Раздаточный материал: дополнительный материал на печатной основе, электронный носитель (на случай отсутствия Интернета), индивидуальное задание.

Планируемый результат:  1)знать особенности рабовладения в Древнем Риме.

2) научиться находить в тексте необходимый материал, выбирать главное, работать с новыми понятиями, уметь презентовать полученные знания. Отработать умение выступить перед аудиторией.

План урока:

1) Основные источники рабства

2) Рабы в имении рабовладельца

3) Рабы в богатом доме

4) Гладиаторы на сцене амфитеатра

Основные термины: имение, раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр

.

Ход урока:


1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнёмся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое настроение не покидало вас в течение урока. Сегодня у нас на уроке гости. Надеюсь, что вы спокойно будете работать на уроке.

2.Актуализация знаний учащихся: вспомните, что мы с вами изучили на прошлом уроке.

На ваших столах лежат тесты по домашнему материалу. На их выполнение вам дается 5 минут.

Проверьте друг у друга правильность ответов. Ключ правильных ответов посмотрите на доске(заранее подготовить и скрыть).


3.Изучение нового материала.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. В какой бы уголок Рима мы не заглянем, везде мы встретим этих людей

Он родился свободным

Под отеческим кровом.

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он отчизны просторы.

Так о ком идёт речь в стихах? (о рабах). Давайте обозначим тему нашего урока, а теперь заполните первую графу в таблице что я знаю о рабах.

ответьте на вопрос « Что вы хотите узнать о рабах?» (на основании этих записей пишется план урока).

А теперь подумайте, какова цель нашего урока?

Действительно, цель нашего урока это знакомство с жизнью рабов в Древнем Риме.

( После уточнения целей урока, учитель дает задание)

Задание: вспомните основные источники рабства

Вопрос - как вы считаете, какой источник рабства давал больше рабов?

По ходу ответов заполняем схему в тетради (слайд№ 3)

Учитель: Древний Рим проводил много войн, у него было самое большое количество рабов из всех древнейших государств. Во время I пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента-30 тыс. пленных, в Карфагене были захвачены и проданы в рабство-50 тыс. жителей.

Такой приток рабов содействовал быстрому развитию рабства в Италии и во всем Средиземноморье. Рабы стоили дешево, даже у бедных римлян были рабы. Они широко использовались на разных работах особенно в земледелии. Поэтому в Римском государстве свободный труд становился постыдным.

Вопрос: Вспомните, к чему привело установление долговых камней в Древней Греции?

(Ответ-многие земледельцы попадали в долговое рабство )

Проблемное задание: «Какую роль играли рабы в развитии Древнеримского государства?

Решить проблемную задачу нам поможет решение следующих заданий:

  1. Охарактеризуйте, какой род занятий был у рабов.

  2. Определите отношение к рабам в обществе.

  3. Предположите, последствия такого отношения к рабам.


Задание каждому индивидуально. Работая 10 минут, заполните свою колонку в данной таблице. Задание вы найдете в карточке на столе.

Запись на доске:

Таблица «Рабство в древнем Риме»


Рабы в имении рабовладельца

Рабы в богатом доме

Гладиаторы на арене амфитеатра

Ученик №1

Ученик №2

Ученик №3

Динамическая пауза.

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.


Задание №1:

Охарактеризуйте, чем занимались рабы в имении землевладельца. Могли ли они претендовать на свободу действий?

Найдите материал в учебнике «Рабы в имении землевладельца». П49 226 стр -227 п.2, в ноутбуке выход в интернет на странице Википедии .

Задание №2

Охарактеризуйте, чем занимались рабы в богатом доме. Могли ли они претендовать на свободу действий?

Найдите материал в учебнике «Рабы в богатом доме» П49стр. 227-228 п.3

Задание №3


Охарактеризуйте, чем занимались гладиаторы . Могли ли они претендовать на свободу действий?

Найдите материал в учебнике «Гладиаторы на арене амфитеатра» П&49. стр.229 п.4

Презентация изученного материала. Каждый выступает по своему вопросу и подводит итог.

Ученик №1:Имение-зто земельное владение богатого человека.

Рабы выращивали оливки, виноград, плели корзины, вязали веревки. Вывод: рабы были основными работниками в хозяйстве землевладельца. Рабы были бесправны. (слайд № 4,5)

Ученик № 2 :Рабы убирали помещение дома, готовили пищу, обслуживали господина, рабы: врачи, секретари, библиотекари. Вывод: рабы были основными работниками в богатом доме. Рабы были бесправны. (слайды № 6,7,8)

Ученик № 3: Гладиаторы – это сильные и ловкие рабы, которых помещали в особые школы, где обучали владеть оружием.

Амфитеатры-специальные сооружения для гладиаторских игр.

Гладиаторы сражались на потеху публике. Гладиаторы были бесправны.

Вывод по первому заданию: Рабы были бесправными, считались вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает. Таким образом в Древнем Риме рабы играли важную роль в развитии хозяйства, но они были бесправными.


Вопрос: Как относились к рабам в древнеримском обществе? (Работает со слайдом №8, 9).


Вопрос: К чему приводило такое обращение с рабами?

Эвристическая беседа Работа с иллюстрациями учебника .стр 239

Вывод: Рабы были бесправными, но некоторые не хотели мириться со своим положением.


Сделайте выводы, учитывая проблемное задание:


«Какую роль играли рабы в истории Древнеримского государства?

(Примерный ответ: Рабы играли основную роль в развитии хозяйства Древнеримского государства, но при этом не имели прав, они пытались бороться за свою независимость).


4.Закрепление материала


Вопрос: Давайте вспомним и сравним основное занятие рабов в Древней Греции и в Древнем Риме? (учебник стр. 142-143 П49, П29,стр.134, 135-136 )

(Ответ: в отличии от Древнего Рима, где рабы выполняли все работы в хозяйстве, в Древней Греции, наоборот, работа, требующая выдержки и творчества, а также в выращивании винограда и оливок рабов не использовали, этим занимались свободные люди.)

Вопрос: Почему рабам в Древней Греции не доверяли важные работы?

(Ответ: Рабы не были заинтересованы в развитии чужого хозяйства).

Вопрос: В каком государстве будет лучше развиваться хозяйство?

(Ответ: В Древней Греции, так как свободный человек заинтересован в результатах своего труда и потому будет стараться.)

Сделайте вывод на проблемное задание нашего занятия:

Ответ: В Древнеримском государстве рабский труд играл важную роль в развитии хозяйства, но рабы не были заинтересованы в процветании чуждого им государства. Поэтому хозяйство Рима приходило в упадок.


5. Итог урока


Вопрс: Справедливо ли, гуманно ли было обращать пленных в рабство? Ваше отношение к рабству.

Рефлексия: ответьте на вопросы в своей таблице:


- сегодня узнал(а)…

- сегодня научился(ась)…

- понял(а)…


Выставление оценок.


Форма – самооценка + внешняя оценка (листы оценивания)

Учитель комментирует критерии к оцениванию:


Сегодня на уроке я поставил бы себе отметку:

Мою индивидуальную работу оценили:

Отметка за проверочную работу

отметка за урок:


Д/З. параграф № 49




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!