СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «РАСТЕНИЯ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «РАСТЕНИЯ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»»

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в 1 классе

УМК « Перспективная начальная школа»

Тема: «РАСТЕНИЯ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

Цели:

  • учить выделять существенные признаки объектов живой природы; познакомить с разнообразным миром растений;

  • развивать практические умения при проведении длительных опытов;

  • воспитывать интерес к изучению родной природы.

Оборудование: рисунки с изображением растений, презентация; семена гороха, фасоли, тыквы, марлевая ткань, неглубокие чашечки для длительного наблюдения (опыта).


Ход урока:


I Организационный момент.

1. Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, отвечать -

И друг другу помогать.

I I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки:

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

(Одуванчик)

Стоят в лугах сестрички,

Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашка.)

Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

нарядная, забавная,

на Новый год я главная.

(Елка)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же ...

(Крапива)

– Что объединяет слова-отгадки? (Это все растения.)

Постановка проблемы.

-К какой природе они относятся: живой или неживой?

Сегодня на уроке мы об этом и узнаем.

III. Изучение нового материала.

1. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а о комнатных растениях.

– Что у нас на подоконнике растет, дышит и питается? (Комнатные растения.)

– Как вы думаете, не мал ли горшочек для нашей герани?

– А может быть, если ее больше поливать, то и не надо менять горшочек, пусть живет в маленьком?

– А можно поставить герань на тумбочку в темный угол?

– Итак, какие условия необходимы для жизни растений? (Тепло, свет, вода, земля.)

– Почему все это необходимо комнатным растениям? (Они дышат, питаются, растут).

– К какой природе относятся комнатные растения? (К живой природе.)

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 18–19).

– Рассмотрите центральный рисунок. Представьте себя на борту вертолета. Какие растения вы видите с вертолета? (Рябину, березу, яблоню, грушу.)

– Как одним словом назвать эти растения? (Это все деревья.)

– Деревья высокие, поэтому вы увидели их с вертолета. А чтобы увидеть растения, которые ниже ростом, придется спуститься на землю. Что вы увидите в саду семьи Ивановых? (Используя центральный рисунок и рисунки-подсказки, учащиеся говорят, что в саду растут малина, смородина, одуванчик, подорожник.)

– Листья каких деревьев изображены на рисунках-подсказках? (Листья рябины и березы.)

– Соотнесите рисунки листа малины и куста малины.

– Соотнесите рисунки листа смородины и куста смородины.

– Где растут рябина и береза? (У забора.)

– Соотнесите рисунки листа рябины и самого дерева.

– Соотнесите рисунки листа березы и самого дерева.

IVФизминутка.

На окне в горшочках 
Поднялись цветочки. 
К солнцу потянулись, 
Солнцу улыбнулись. 
К солнышку листочки 
Повернут цветочки,
Развернут бутоны, 
В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе

Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.


Н. Нищева


3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 18).

– Отгадайте загадку:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

(Земляника.)

– Найдите на рисунке Машу. Какое растение рассматривает девочка? (Садовую землянику.)

– Что делает Маша? (Она рыхлит землю.)

– Зачем она это делает? (Она рыхлит землю, чтобы в земле было больше воздуха, который нужен для дыхания корней растения.)

– Покажите на примере садовой земляники, что растения, как и животные, относятся к живой природе. (Для растений характерны такие признаки живой природы, как дыхание, питание, рост, появление потомства, увядание (гибель).)

– Зачем люди поливают, удобряют растения?

– Отчего растение может засохнуть и погибнуть?

– Как размножается садовая земляника? (У нее образуются «усы» с молодыми растениями.)

– Вспомните такую картину: стоит летом протоптать новую дорожку на зеленой лужайке – и весной на ней не взойдут семена трав. Почему это происходит? (Семена не могут прорасти, так как земля утрамбована, в почве мало кислорода для дыхания растений.)

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.

– Рассмотрите рисунок справа «Длительное наблюдение». Что нам предлагают сделать авторы учебника?

- Как вы думаете, растения живые?

- А как начинается жизнь растений?

- Как же прорастить растения?

Работа в группах с учителем.

Вывод:

Если семена гороха намочить и завернуть в мокрую тряпочку, то они прорастут. Если же сухие семена поместить в сухую тряпочку. То ничего не изменится.

- Что влияет на прорастание семян? ( Вода, тепло, воздух.)

– Как надо ухаживать за семенами?

V. Итог урока.

1.– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие условия необходимы для жизни растений?

– Докажите, что растения – часть живой природы.