Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в 1 классе
УМК « Перспективная начальная школа»
Тема: «РАСТЕНИЯ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
Цели:
учить выделять существенные признаки объектов живой природы; познакомить с разнообразным миром растений;
развивать практические умения при проведении длительных опытов;
воспитывать интерес к изучению родной природы.
Оборудование: рисунки с изображением растений, презентация; семена гороха, фасоли, тыквы, марлевая ткань, неглубокие чашечки для длительного наблюдения (опыта).
Ход урока:
I Организационный момент.
1. Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, отвечать -
И друг другу помогать.
I I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки:
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
(Одуванчик)
Стоят в лугах сестрички,
Золотой глазок, белые реснички.
(Ромашка.)
Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же ...
(Крапива)
– Что объединяет слова-отгадки? (Это все растения.)
Постановка проблемы.
-К какой природе они относятся: живой или неживой?
Сегодня на уроке мы об этом и узнаем.
III. Изучение нового материала.
1. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а о комнатных растениях.
– Что у нас на подоконнике растет, дышит и питается? (Комнатные растения.)
– Как вы думаете, не мал ли горшочек для нашей герани?
– А может быть, если ее больше поливать, то и не надо менять горшочек, пусть живет в маленьком?
– А можно поставить герань на тумбочку в темный угол?
– Итак, какие условия необходимы для жизни растений? (Тепло, свет, вода, земля.)
– Почему все это необходимо комнатным растениям? (Они дышат, питаются, растут).
– К какой природе относятся комнатные растения? (К живой природе.)
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 18–19).
– Рассмотрите центральный рисунок. Представьте себя на борту вертолета. Какие растения вы видите с вертолета? (Рябину, березу, яблоню, грушу.)
– Как одним словом назвать эти растения? (Это все деревья.)
– Деревья высокие, поэтому вы увидели их с вертолета. А чтобы увидеть растения, которые ниже ростом, придется спуститься на землю. Что вы увидите в саду семьи Ивановых? (Используя центральный рисунок и рисунки-подсказки, учащиеся говорят, что в саду растут малина, смородина, одуванчик, подорожник.)
– Листья каких деревьев изображены на рисунках-подсказках? (Листья рябины и березы.)
– Соотнесите рисунки листа малины и куста малины.
– Соотнесите рисунки листа смородины и куста смородины.
– Где растут рябина и береза? (У забора.)
– Соотнесите рисунки листа рябины и самого дерева.
– Соотнесите рисунки листа березы и самого дерева.
IVФизминутка.
На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки, Развернут бутоны, В солнышке утонут. | Дети сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Разводят руки в стороны ладонями вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе Соединяют ладошки над головой Раскрывают ладошки-бутоны. |
| Н. Нищева |
3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 18).
– Отгадайте загадку:
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
(Земляника.)
– Найдите на рисунке Машу. Какое растение рассматривает девочка? (Садовую землянику.)
– Что делает Маша? (Она рыхлит землю.)
– Зачем она это делает? (Она рыхлит землю, чтобы в земле было больше воздуха, который нужен для дыхания корней растения.)
– Покажите на примере садовой земляники, что растения, как и животные, относятся к живой природе. (Для растений характерны такие признаки живой природы, как дыхание, питание, рост, появление потомства, увядание (гибель).)
– Зачем люди поливают, удобряют растения?
– Отчего растение может засохнуть и погибнуть?
– Как размножается садовая земляника? (У нее образуются «усы» с молодыми растениями.)
– Вспомните такую картину: стоит летом протоптать новую дорожку на зеленой лужайке – и весной на ней не взойдут семена трав. Почему это происходит? (Семена не могут прорасти, так как земля утрамбована, в почве мало кислорода для дыхания растений.)
4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Рассмотрите рисунок справа «Длительное наблюдение». Что нам предлагают сделать авторы учебника?
- Как вы думаете, растения живые?
- А как начинается жизнь растений?
- Как же прорастить растения?
Работа в группах с учителем.
Вывод:
Если семена гороха намочить и завернуть в мокрую тряпочку, то они прорастут. Если же сухие семена поместить в сухую тряпочку. То ничего не изменится.
- Что влияет на прорастание семян? ( Вода, тепло, воздух.)
– Как надо ухаживать за семенами?
V. Итог урока.
1.– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие условия необходимы для жизни растений?
– Докажите, что растения – часть живой природы.