Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств Лукояновского района
Нижегородской области
План-конспект
открытого урока по теме
«Ритм в декоративной композиции»
Предмет: Декоративная композиция
Класс: 2
Дата проведения: 20.05.2015
Выполнил: А.В. Пархоменко
Лукоянов – 2015
Цель: Знакомство с основными видами визуального ритма.
Задачи:
Дать понятие об основных видах визуального ритма.
Развитие умения сравнивать, обобщать и систематизировать элементы (объекты) композиции.
Создание ритмичной композиции с использованием линий и геометрических фигур.
Оборудование:
проектор, компьютер, экран, доска, маркер;
презентация «Ритм в декоративной композиции»
Материалы: бумага, картон, ластик, восковые мелки.
Хронокарта урока
№ п.п. | Вид деятельности | Время минуты |
1. | Организационный момент ( приветствие, озвучивание темы, цели урока). | 2 |
2. | Повторение изученного ранее теоретического материала по теме урока. | 3 |
3. | Объяснение нового материала. Введение понятий «ритм» и «метр». Виды визуального ритма: | 18 |
4. | Самостоятельная работа. | 19 |
5. | Подведение итогов. | 2 |
6. | Домашнее задание. | 1 |
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка организации рабочего места, сообщение темы и целей урока. (Презентация, слайд 1)
Повторение изученного ранее теоретического материала по теме урока.
- Назовите прием в композиции, когда контуры объектов накладываются друг на друга и взаимно друг друга перекрывают (оверлепинг) (Презентация, слайд 2).
III. Объяснение нового материала
1. Введение понятий «Ритм» и «Метр»
- Что обозначает понятие «Ритм»?
- Какие эмоции вы испытываете, когда сталкиваетесь с ритмом?
«Ритм» (от греческого «ритмос» - течение) – это то, с чем человек рождается, живет и ежечасно сталкивается в повседневной жизни. Например: биение сердца (пульс), дыхание, сон и бодрствование, промежутки между приемами пищи, всеобщее движение живой и неживой материи во Вселенной (день-ночь, зим-весна-лето-осень), ходьба и т.д.
- Приведите примеры ритмических чередований:
в музыке
в спорте
в литературе
в танце (Презентация, слайд 3)
Во всех приведенных примерах ритм рассматривали во временных и пространственных процессах.
- Рассмотрим ритм в декоративной композиции.
Ритм – это чередование различных элементов, которые придают композиции четкость, стройность, особую выразительность.
- Каким образом понятие ритма, связанное с движением во времени, применяется к произведениям ИЗО и архитектуры, которые во времени не движутся?
Кажется, что возникает определенное противоречие. Однако на самом деле, противоречия здесь нет. В ИЗО, дизайне, архитектуре объекты композиции действительно не движутся во времени, но, воспринимая эти объекты визуально, по ним движется взгляд зрителя.
- Таким образом, ритм в произведениях ИЗО достигается созданием визуального ощущения движения. (Презентация, слайд 4)
Учебный рисунок
- 1 элемент не вызывает ощущение ритма
Учебный рисунок
- Но если элементы чередовать, то сознание задает ритм.
- Поэтому, мы будем использовать еще одно понятие:
«Метр» - закономерное чередование элементов во времени и пространстве
Учебный рисунок (Презентация, слайд 5)
Учебный рисунок (Презентация, слайд 6)
- Метр и ритм может быть наложен один на другой.
Учебный рисунок (Презентация, слайд 7)
- Приведите примеры чередований в декоративной композиции.
2. Виды визуального ритма
А) Регулярный (формальный) ритм возникает, когда для его создания используются одинаковые(похожие) объекты и одинаковые (или почти одинаковые) расстояния («метр») между объектами на картинной плоскости, а сами объекты идентичны или же имеют подобные форму и размеры (Презентация, слайд 8).
Б) Прогрессирующий (неформальный) ритм возникает, когда для его создания можно изменять (варьировать) как интервалы объектов, так и сами объекты (Презентация, слайд 9).
- Прогрессирующий ритм, как правило, более интересен. именно поэтому, мы будем его создавать во время самостоятельной работы.
В) Одновременное использование регулярного и прогрессирующего ритма. Декоративная композиция увеличивает своё художественное разнообразие и приобретает больший интерес, когда в ней используются одновременно несколько видов ритмического движения (Презентация, слайд 10).
Г) Текущий ритм (напоминающий течение реки) возникает в основном с помощью последовательно изменяющихся линий, цвета, светотени, что дает ощущение непрерывного движения. Этот вид ритма по своей природе часто более органичен (Презентация, слайд 11).
Д) Ритм «Стаккато» (от итал. Staccare – отрывать) создается с помощью отрывистых, часто меняющихся повторов форм и элементов (Презентация, слайд 12).
VI. Самостоятельная работа
- Перед самостоятельной работой прослушайте некоторые практические советы:
вспомните определение ритма, которое дали художники (разнообразное повторение элементов, а не скучное);
не используйте формальный ритм;
используйте знания, полученные на предыдущих уроках.
- Повторим ещё раз виды ритма (показ слайдов в обратном порядке).
Задание
- Создать ритмичную композицию на листе формата А-4 используя:
2 линии разной толщины (линии могут быть вертикальные, горизонтальные, наклонные, ломаные, волнообразные, спиральные и т.д.);
2 вида геометрических фигур (можно использовать прием «оверлепинг», наложения геометрических фигур, изменяя форму, цвет, положение в пространстве).
V. Подведение итогов урока
- С какими терминами мы познакомились на уроке?
- Какие виды ритма вы запомнили?
VI. Домашнее задание
- Создать графическую композицию с текущим ритмом. Формат А-4. Материал и техника исполнения по выбору.
Литература.
Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Декоративное искусство. М., 1972.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.,1998.
Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. М., 1989.
Шорохов Е.В. Композиция. М.,1986.
Шорохов Е.В. Основы композиции. М., 1979.