СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Ритм в декоративной композиции.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по декоративной композиции для учащихся 5 класса ДШИ.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Ритм в декоративной композиции.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств Лукояновского района

Нижегородской области











План-конспект

открытого урока по теме

«Ритм в декоративной композиции»









Предмет: Декоративная композиция

Класс: 2

Дата проведения: 20.05.2015

Выполнил: А.В. Пархоменко









Лукоянов – 2015

Цель: Знакомство с основными видами визуального ритма.


Задачи:

  1. Дать понятие об основных видах визуального ритма.

  2. Развитие умения сравнивать, обобщать и систематизировать элементы (объекты) композиции.

  3. Создание ритмичной композиции с использованием линий и геометрических фигур.


Оборудование:

  • проектор, компьютер, экран, доска, маркер;

  • презентация «Ритм в декоративной композиции»


Материалы: бумага, картон, ластик, восковые мелки.



Хронокарта урока


п.п.

Вид деятельности

Время минуты

1.

Организационный момент ( приветствие, озвучивание темы, цели урока).

2

2.

Повторение изученного ранее теоретического материала по теме урока.

3

3.

Объяснение нового материала.

  1. Введение понятий «ритм» и «метр».

  2. Виды визуального ритма:

  • Регулярный;

  • Прогрессирующий;

  • Использование двух видов;

  • Текущий;

  • Стаккато.

18

4.

Самостоятельная работа.

19

5.

Подведение итогов.

2

6.

Домашнее задание.

1






Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка организации рабочего места, сообщение темы и целей урока. (Презентация, слайд 1)

  1. Повторение изученного ранее теоретического материала по теме урока.

- Назовите прием в композиции, когда контуры объектов накладываются друг на друга и взаимно друг друга перекрывают (оверлепинг) (Презентация, слайд 2).

III. Объяснение нового материала

1. Введение понятий «Ритм» и «Метр»

- Что обозначает понятие «Ритм»?

- Какие эмоции вы испытываете, когда сталкиваетесь с ритмом?

«Ритм» (от греческого «ритмос» - течение) – это то, с чем человек рождается, живет и ежечасно сталкивается в повседневной жизни. Например: биение сердца (пульс), дыхание, сон и бодрствование, промежутки между приемами пищи, всеобщее движение живой и неживой материи во Вселенной (день-ночь, зим-весна-лето-осень), ходьба и т.д.

- Приведите примеры ритмических чередований:

  • в музыке

  • в спорте

  • в литературе

  • в танце (Презентация, слайд 3)

Во всех приведенных примерах ритм рассматривали во временных и пространственных процессах.

- Рассмотрим ритм в декоративной композиции.

Ритм – это чередование различных элементов, которые придают композиции четкость, стройность, особую выразительность.

- Каким образом понятие ритма, связанное с движением во времени, применяется к произведениям ИЗО и архитектуры, которые во времени не движутся?

Кажется, что возникает определенное противоречие. Однако на самом деле, противоречия здесь нет. В ИЗО, дизайне, архитектуре объекты композиции действительно не движутся во времени, но, воспринимая эти объекты визуально, по ним движется взгляд зрителя.

- Таким образом, ритм в произведениях ИЗО достигается созданием визуального ощущения движения. (Презентация, слайд 4)

Учебный рисунок





- 1 элемент не вызывает ощущение ритма

Учебный рисунок

- Но если элементы чередовать, то сознание задает ритм.





- Поэтому, мы будем использовать еще одно понятие:

«Метр» - закономерное чередование элементов во времени и пространстве


Учебный рисунок (Презентация, слайд 5)



Учебный рисунок (Презентация, слайд 6)

- Метр и ритм может быть наложен один на другой.

Учебный рисунок (Презентация, слайд 7)







- Приведите примеры чередований в декоративной композиции.

2. Виды визуального ритма


А) Регулярный (формальный) ритм возникает, когда для его создания используются одинаковые(похожие) объекты и одинаковые (или почти одинаковые) расстояния («метр») между объектами на картинной плоскости, а сами объекты идентичны или же имеют подобные форму и размеры (Презентация, слайд 8).



Б) Прогрессирующий (неформальный) ритм возникает, когда для его создания можно изменять (варьировать) как интервалы объектов, так и сами объекты (Презентация, слайд 9).

- Прогрессирующий ритм, как правило, более интересен. именно поэтому, мы будем его создавать во время самостоятельной работы.

В) Одновременное использование регулярного и прогрессирующего ритма. Декоративная композиция увеличивает своё художественное разнообразие и приобретает больший интерес, когда в ней используются одновременно несколько видов ритмического движения (Презентация, слайд 10).

Г) Текущий ритм (напоминающий течение реки) возникает в основном с помощью последовательно изменяющихся линий, цвета, светотени, что дает ощущение непрерывного движения. Этот вид ритма по своей природе часто более органичен (Презентация, слайд 11).

Д) Ритм «Стаккато» (от итал. Staccare – отрывать) создается с помощью отрывистых, часто меняющихся повторов форм и элементов (Презентация, слайд 12).



VI. Самостоятельная работа

- Перед самостоятельной работой прослушайте некоторые практические советы:

  • вспомните определение ритма, которое дали художники (разнообразное повторение элементов, а не скучное);

  • не используйте формальный ритм;

  • используйте знания, полученные на предыдущих уроках.

- Повторим ещё раз виды ритма (показ слайдов в обратном порядке).



Задание

- Создать ритмичную композицию на листе формата А-4 используя:

  • 2 линии разной толщины (линии могут быть вертикальные, горизонтальные, наклонные, ломаные, волнообразные, спиральные и т.д.);

  • 2 вида геометрических фигур (можно использовать прием «оверлепинг», наложения геометрических фигур, изменяя форму, цвет, положение в пространстве).





V. Подведение итогов урока

- С какими терминами мы познакомились на уроке?

- Какие виды ритма вы запомнили?



VI. Домашнее задание

- Создать графическую композицию с текущим ритмом. Формат А-4. Материал и техника исполнения по выбору.





Литература.

  1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  2. Декоративное искусство. М., 1972.

  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.,1998.

  4. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. М., 1989.

  5. Шорохов Е.В. Композиция. М.,1986.

  6. Шорохов Е.В. Основы композиции. М., 1979.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!