Тема: С. Есенин «Поет зима – аукает…»
Цель урока:
-Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…».
-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.
-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.
-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, строить связный рассказ.
-Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.
-Воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Личностные результаты:
учебно - познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Межпредметные результаты:
Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.
П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.
Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.
Оборудование: учебник лит.чтения, портрет поэта, запись пьесы А.Вивальди «Зима», аудиозапись стихотворения С. Есенина «Поёт зима – аукает».
репродукция картины И.Шишкина «Зима».
Оборудование: презентация к уроку, отрывок из произведения Вивальди «Зима», Г.Свиридова «Метель».
« Поёт зима, аукает…». Оборудование: музыкальная подборка песен на стихи Есенина «Клен ты мой опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», портрет С. Есенина, детские рисунки к стихотворениям С. Есенина, иллюстрация И. И. Шишкина «На Севере диком», «Зима»
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока. Актуализация знаний учащихся.
Слайд1-2
Зима - самая загадочная, самая чудесная пора года, которая обвораживает своей красотой и пейзажами. Это время года вдохновляла творцов искусства создавать замечательные произведения.В литературе, музыке и живописи мирмир отражался в художественных образах.
Вы прослушали одно из его наиболее известных произведений Г. Свиридова, украшающих повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Свиридов- российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. А вдохновила на такое творчество композитора Русская зима.
Действительно, музыка эта заставляет нас вспомнить картины русских пейзажистов: Левитана, Васильева, Грабаря и Шишкина.
Слайд 3 -4
Шишкин- замечательный русский художник, один из самых известных пейзажистов второй половины 19века. Его кисти принадлежит много полотен, которых объединяет одно общее начало- любовь к родине и родной природе. Красоту и великолепие леса изобразил в своем произведении живописи И.И. Шишкин.
Великолепен зимний лес на его полотнах! Давайте полюбуемся и мы чудным зимним видом леса.
-Посмотрите на картину И. И. Шишкина «Зима».
Какое время года изображено? (Зима).
Какова основная тема произведения живописи? (Зима).
Что конкретно изображено на ней? (Зимний лес).
- На этой картине изображен зимний лес. Все замерло. Застыли елочки под снежным покрывалом, неподвижным кажется воздух.
Литература, живопись и музыка тесно связаны между собой. Если композитор создает замечательные музыкальные произведения, а художник умело пишет картины природы красками, создавая уникальные произведения живописи, то поэты и писатели передают нам мысли и настроение с помощью слов, будоражащих душу. Поэтическое слово встает перед нами как волшебство, и хочется снова и снова проникать в его тайны.
Каких поэтов, описывающих красоту природы вы знаете? (Ахматова, Никитин, Вяземский, Есенин, Пушкин, Блок, Лермонтов и др.). - Эти имена - лишь некоторые среди множества знаменитых имен.
Слайд 5-7 Сегодня мы тема урока постараемся понять, какая зима в поэзии замечательного художника слова – Есенина.
Вышел он из-под осенней сени
Медным инеем усыпаны поля…
Загляделись на мужичьи сени
Ивушки, берёзы, тополя.
Великаном Русь в стихах вставала
В кумачовых флагах октября.
По стихам поэта колыхала
Утренняя нежная заря.
Он писал, как милой млеют очи,
Воспевал неведомый Шираз.
И, тоскуя, по рязанской ночи,
Говорил о жизни без прикрас.
И таким остался он, Есенин,
Из надёжных русских выйдя рук…
Не пустые меркнущие тени
Направляют бороздою плуг,
Знаю я, берёзовому цвету
Будет рад не только этот век…
Жив Есенин! С нами рядом где-то
Он идёт – ты слышишь человек.
Он идёт дорогою ковровой,
Вытканной горячей страстью слов,
Не попутчик вовсе в жизни новой –
Сын российских пашен и лугов!
Слайд 9- эпиграф «Моя лирика жива одной большой любовью –любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». С. Есенин
Слайд 8 – цель
Его стихи известны каждому русскому человеку. Его поэзия будет жить, пока есть жизнь на земле. Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. Оставаясь полностью самим собой, этот художник слова вместил в себе одном словно бы несколько поэтов. Основными темами его творчества являются тема родины и тема природы.
Сергей Есенин - поэт народный, но не только потому, что родился он в самой что ни на есть российской деревне, и не потому, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в есенинские строки, близки каждой русской душе. Природа – подлинный герой поэзии Есенина. Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Молодой поэт смело и неожиданно открывал новые краски там, где, казалось, пейзаж необычен, где свет и тень захватывают внезапно воображение. Его поэзия дышит запахом родных просторов, светится народными радостями, напоена беспредельной привязанностью к рязанской земле, к простому народу. Многие из его стихов мы поем.
Слайд 10
Подготовленные ученики рассказывают о творчестве поэта.
С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье в селе Константиново. Раскинулось село на зеленом холмистом берегу реки Оки под Рязанью. Вольным было детство поэта. Жил в семье деда и целые дни проводил на природе: ходил в ночное (пас лошадей ночью), косил, встречал и провожал солнце.
Читать научился в 5 лет. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно - учительскую школу. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил специальный сборник стихотворений «Зарянка».
- У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека С.Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Стихи Есенина красивы, красочны, сочны, мелодичны, так и хочется их пропеть. (Заранее подготовленные ученики читают стихи Есенина).
Слайд 11 Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
На стихи С. Есенина написано много песен.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Любовь к родине и своему народу неразрывно связана у Есенина с любовью к песне, которую он пронёс от первых детских воспоминаний до последних дней жизни. Песенность в поэзии Есенина подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и весёлой, то горестной и безысходной, то ласковой и тихой. Неудивительно, что его произведения сразу привлекли внимание таких известных композиторов, как Г.А. Свиридов, Т.Н. Хренников, В.П. Соловьёв-Седой, Г.Ф. Пономаренко, воссоздающих в музыке облик поэта, его непостижимую страсть к жизни и безграничную любовь к России. Его песни поют во многих уголках нашей страны. Я предлагаю вам прослушать песню «БЕРЕЗА». Она написана музыкантом Г. Струве
Звучит песня на стихи Есенина
«Береза» музыка Г. Струве Слайд 11
Вы слушали песню на стихи С.Есенина «Береза». Видите, как можно красиво говорить о красоте родной природы. Кстати, и сам фамилия Есенина берет начало у природы. Есеня - так называли в Рязанской области одно из времен года.
С раннего детства он любовался красотой русской природы, слушал народные песни и сказки. В доме поэта часто звучали народные песни, прекрасно пели его родители. Есенин очеловечивает природу. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенинну, - дети одной матери-природы.
В старину ни один праздник не обходился без песен. Песня - это уникальный язык общения. А в основе любой песни лежит литературное начало (стихотворение). Вот опять же мы подошли к тому, что музыка и литература неразрывно взаимосвязаны между собой.
Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый… представляет собой лирическую миниатюру, с элементами пейзажа, размышления о себе и о жизни. Оно буквально завораживает нас глубочайшим лиризмом, исповедальными, грустными интонациями, искренностью чувств. Создается впечатление, что лирический герой делится с нами самым сокровенным.
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой -то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
СЛАЙД 12 В исполнении Надежды Кадышевой прозвучит композиция «Клен ты мой опавший…
О красоте родной природы можно говорить бесконечно и красиво. Она у поэта одухотворена. Искренний, покоряющий загадочностью талант Сергея Есенина, навсегда облачился в яркий сарафан славянской речевой стихии, тонко вытканной и красочно расшитой самим народом-языкотворцем.
черемуха душистая с весною расцвела…»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
СЛАЙД 13 Звучит песня «Черёмуха душистая» ( Сл. Сергея Есенина, муз. Э.А.Кузнецова - Молина) исполняет Константин Ткаченко.
В природе много чудес. Сколько бы ни жил на свете, природу до конца не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листочка, природа бесконечна. Разнообразие цветов, оттенков- все в природе»,- говорил Паустовский.
Всё творчество Сергея Есенина - это одно цельное произведение, все его стихи – одна большая цельная поэма, поэма о родине, о природе…
Трудно сказать, какое время года было любимым у Есенина. Есть чарующие строки, посвященные весне, нежные и звонкие стихи о лете, грустные и печальные об осени. А есть и о зиме.
Объявление темы и целей урока
СЛАЙДЫ 14-17
Тема урока: Стихотворение С. Есенина "Поет зима, аукает".
Мы попробуем разобраться, какие приемы использует автор, чтобы передать нам зимнее настроение. Сегодня вы познакомитесь еще с одним стихотворением поэта «Поет зима – аукает...» Стихотворение написано в 1910 г., опубликовано в журнале «Мирок» в 1914 году под заглавием «Воробышки».
Первичное знакомство с текстом. Проследите, созвучны ли стихи С.Есенина картине И.Шишкина? В чем? (И на картине, и в стихах картина зимнего леса одинаковая. Все замерзло. Застыли елочки под снежным покрывалом, неподвижным кажется воздух. Изредка птица, перелетая с ветки на ветку, стряхнет с ветки снег, и он летит, как серебряная пыль).
V. Вступительная беседа
Послушайте, как певец русской природы, поэт Сергей Есенин, описал зимний лес.
Слайд 15
СЛАЙД 16 История создания
Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.
Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.
СЛАЙД 17
Тема стихотворения – суровая красота русской зимы.
Идея стихотворения –природа красива в любое время года
Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью.
СЛАЙД 18 Словарная работа
Проверка понимания стихотворения с опорой на текст. Возьмите карандаши и найдите непонятные вам слова в тексте.
- Какие слова вам кажутся непонятными?
- Откройте учебник на стр. 36, прочитайте про себя и подчеркните слова, которые вам непонятны.
• Аукает – перекликается
• Сосняк- сосновый лес
• Метелица -ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
• Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
• Ковром шелковым – мягким ковром
• Сиротливые – без родителей
• Озябли – сильно замерзли
• Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
• Вихри – порывистые круговые движения ветра
• Пташки – маленькие птички.
Поет – сильно дует
СЛАД 19
Посмотрите на экран и назовите, какие из этих слов относятся к ХИС в литературе? (метафора, олицетворение, сравнение, эпитеты, пересказ, стихотворение).
Найти в тексте ХИС СЛАЙД 20-21• Метафоры: зима поет, аукает, баюкает лес; облака плывут с тоской глубокою
• Эпитеты: мохнатый лес, глубокая тоска, седые облака
• Неологизм: стозвон
Какой цвет можем увидеть в стихотворении?
Седые, серый с белым – заснеженный лес,
воробышки – коричневый, солнце – красное, желтое.
Работа по содержанию. Беседа
- Какие картины зимней природы представились вам при чтении стихотворения?
- А сейчас прочитайте первые 6 строф. (10-11 слайды)
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- В каком лесу оказался поэт? (в сосновом, мохнатом)
- Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».
- Какое прилагательное (эпитет) использует поэт, показывая лес? (мохнатый)
- Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)
- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)
- Какие слова помогают оживить зиму?
- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
СЛАЙД 22 - Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)
- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)
- В каких строках видно. что автор грустит?
- О чём тоскуют облака? Какие они?
- С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)
- Прочитайте следующие 6 строф:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
- Ребята,
- Кто главный герой? (метелица)
- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)
- Как понимаете это выражение?
- Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время побаивается-больно холодна)
- Звук л повторяется несколько раз в словах и усиливает ощущение холода. И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная.
- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)
- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)
СЛАЙД 23 - Кого напоминает зима? (Снежную королеву)
- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)
- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)
- Как называется такой приём? (Сравнение)
- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)
- Прочитайте следующие 6 строф:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
- Какие нежные слова нашёл автор для птичек? (игривые, малые, голодные, усталые) (эпитеты)
- Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные)
- Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они надеются на наше сочувствие)
- Покормите птиц зимой! (19 слайд) И они порадуют нас весной своим пением.
- С каким чувством будем читать 3-ю часть? (с чувством тревоги)
- Любуется ли метелицей автор в этой части? (нет, она превратилась в злую вьюгу)
- Отчего же злится вьюга? (хочет показать свою власть, силу, могущество)
- Подберите синонимы к слову вьюга.
СЛАЙД 25- В каком образе мы увидели здесь зиму? (в образе злой мачехи)
- Прочитайте следующие 6 строф:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
А в самом конце перед нами красавица весна. (Учитель добавляет в галерею картину с изображением девушки-весны) Для чего автор вводит образ весны? (Это дает надежду, что бесконечные холода и вьюга закончатся, начнется новый сезон года, и маленькие птички еще будут радоваться и петь).Красавица весна.
- Задайте вопросы.
- Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть)
- Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья)
- Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна)
- Зачем автор вводит образ весны?
СЛАЙД 26- Зима не всесильна. На смену ей обязательно придёт весна. Тревога и грусть сменится на радость.
- С каким чувством будем читать 4-ю часть? (с чувством надежды)
- С каким настроение будем читать про весну? (с радостью, с радостным)
Закрепление нового материала.
СЛАЙД 27 Вывод по анализу произведения.
-сколько в нём частей? (4 части).
- В стихотворении 4 строфы – это 4 картины. И в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средства выразительности. Попробуйте придумать название каждой картине, каждой строфе.
Работа в парах.
Исследовательская работа. Работа по рядам и по группам.
- Я хочу предложить вам интересное задание:
1 ряд: подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы и придумайте свои цвета зимы; (цвет - седой)
2 ряд: подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы и добавьте свои выражения. (звуки – аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков)
3 ряд: определите качества зимы и добавьте свои качества( – холодная, злая)
С каким настроением надо читать строки :
• седых облаках; (грустно, печально)
• о метелице; (тревожно)
• воробьях; (нежно)
• вьюге; (зло, напористо)
• весне? (радостно).
13. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы убедились, что литература и музыка - два вида искусства, которые тесно связаны между собой. О музыке и музыкантах писатели пишут рассказы, а поэты сочиняют стихи и поэмы. Литература помогает музыке быть более доступной и понятной для слушателя. А музыка преобразует и обогащает литературу, делая её более выразительной, эмоциональной, яркой.
Слайд 28 Сейчас составим синквейн.
-Какова главная мысль стихотворения? Какая зима? (Очень суровая и холодная зима. Птицам зимой голодно и холодно)
- Что делает зима?
- Найдите фразу о зиме, которая раскрывает суть явления и усиливает предыдущие две строки.
- Подберите существительное, которое делает вывод.
Зима.
Злая, беспощадная.
Поёт, аукает, баюкает.
И злится всё сильней.
Холод.
- У нас получилось стихотворение, состоящее из пяти строк: это – синквейн.
- Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о Сергее Есенине как о человеке? (Сергей Есенин любил животных, птиц, жалел их)
Прослушивание романса
Мы уже говорили, что стихи Есенина легли в основу многих романсов. Сейчас в исполнении Хадижи прозвучит романс "Поет зима, аукает."
Звучит запись романса "Поет зима, аукает
Отговорила роща золотая! Поэт умолк, смерть унесла его от нас. Но живёт и вечно будет жить голубая Русь, певцом которой он был. И, значит, вечно будет жить он СЕРГЕЙ ЕСЕНИН.
14. Домашнее задание.
- Кто может, выучите это стихотворение всё наизусть, кто не сможет, выучите два или три столбца. А кто-то из вас сочиняет стихи?
Подведение итогов урока и выставление оценок
Эпитеты: мохнатый (лес), глубокая (тоска),
седые (облака), прекрасная (весна)
Сравнение: воробышки, как детки сиротливые;
(как, словно, точно, как будто)
Олицетворения: поет зима, плывут облака,
злится и стучит по ставням вьюга,
Метафора: метелица ковром шелковым стелется
в улыбках солнца красавица весна
Тема стихотворения – зимняя непогода, метель
Идея стихотворения –природа красива в любое время года