Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №13 г. Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
Тема самообразования:
«Проектная деятельность в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Материалы по самообразованию Путорогиной Юлии Викторовны,
воспитателя I квалификационной категории
г. Россошь 2021 г.
Тема самообразования "Проектная деятельность в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Работа начата: 01.09.2021г.
Окончание работы: 31.05.2022г.
Форма самообразования: индивидуальная
Актуальность темы:
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она:
- Личностно ориентирована;
- Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
- Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу проектная деятельность в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах;
-Изучить методики и технологии педагогов в Интернете;
- Применить полученные знания на практике;
-Привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
- сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Перспективный план работы
№ | Содержание деятельности | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
1. | Подготовительный этап 1.Составление плана работы по самообразованию; 2.Изучение учебно – методической литературы: - Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2. -Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство:Мозаика-Синтез, 2008 г. - Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г. -Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г. -Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии. («Методист» №8, 2007г., «Управление ДОУ» №7, 2006. -Маханва, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1. -Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4. 3.Изучение статей в журналах по проектной деятельности: - «Дошкольное воспитание»; - «Ребенок в детском саду»; - «Дошкольная педагогика» 4. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: - www.nsportal.ru - www. maam.ru . - www.detskysad.ru - www.doskolnik.ru - www.planetadetstva.net 5.Анкетирование родителей «Выявление уровня знаний родителей о проектной технологии и её применении» Цель: выявление уровня знаний родителей о проектной технологии. | Август в течение года в течение года. в течение года. Сентябрь в течении года в течении года декабрь | |
2. | Основной этап 1.Проведение консультации для родителей «Проектные технологии и её применение». 2. Изучение опыта работы педагогов на интернет ресурсах. 3. Посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом; 4. Проведение проектов «Наши игрушки» «Как ты осень хороша» «К нам в гости елочка пришла» «Моя семья» «Будь здоров малыш» 5.Размещение стендовой информации для родителей «Информация о текущем проекте» 6.Участие в конкурсах и выставках различного уровня. 7. Привлечение родителей к организации проектов в группе. 8. Разработать совместно с родителями проект « Мы здоровью скажем – да!» | Сентябрь в течение года. в течение года. октябрь октябрь январь апрель сентябрь ноябрь декабрь январь апрель в течении года в течении года январь | |
3 | Итоговый этап. 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Обобщение результатов работы на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе), на родительском собрании. 3. Публикация в интернете презентации проекта | Апрель Май в течение года. | |
Выводы: Проектная деятельность поможет мне поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, изменит межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретут опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, а также позволит мне повысить свой профессиональный уровень, творческие и практические знания, умения и навыки, и степень вовлеченности в деятельность.
Список используемой литературы:
Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство:Мозаика-Синтез, 2008 г.
Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
Журнал «Дошкольное воспитание».
Журнал «Дошкольная педагогика».
Журнал «Ребенок в детском саду».
Интернет ресурсы:
- www.nsportal.ru
- www. maam.ru
- www.detskysad.ru
- www.doskolnik.ru
- www.planetadetstva.net
-Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии. («Методист» №8, 2007г., «Управление ДОУ» №7, 2006.
-Маханва, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
-Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным
образовательным учреждением. 2004, №4.