Тема: Слова с несколькими значениями.
Цель: дать представление о многозначных словах, о принципе сходства многозначных слов.
Задачи:
Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;
Научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;
Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.
Ход урока
Организационный момент.(1 слайд)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Актуализация знаний
Словарная работа
-У вас на столах сигнальные карточки, на доске слова с пропущенными буквами. Кто мне поможет?
(У детей на столах сигнальные карточки с буквами а, о, е, и, я. На доске слова с пропущенными буквами.)
Ст..кан, с..рока, скор.., с..пог, с..хар, сп..сибо, с..нтябрь, с..лдат.(2 слайд)
Орфографическая работа (3-4 слайд)
- На прошлых уроках мы говорили об именах собственных. Я хочу вам прочитать два стихотворения Элеоноры Фарджен об английских именах.
Имена девочек
Как славно девочек зовут!
Вот Шейла – шелковый лоскут,
И Сильвия – листва лесная,
И Стелла – звездочка ночная,
И Флора – щедрая весна,
И Лола – плавная волна,
И Линда – Белл- звонок у двери:
«Дин-дон!»- «Кто там?...»
И просто Мэри.
Имена мальчиков
Как славно мальчиков зовут!
Вот Барри – пушечный салют,
И Патрик – парус средь простора,
И Роберт – ровный рев мотора,
Том- стук копыт издалека,
И Питер – пенье пастушка.
- Какие имена запомнили?
- А у русских детей есть такие имена? ( Некоторые есть, например Стелла, Лола, Роберт )
- Запишем сегодняшнее число. Классная работа. Запишем эти имена.(5 слайд)
III. Самоопределение к деятельности
-Послушайте стихотворение.
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте. В.Орлов
- Чему удивляются мальчики? (Тому, что часы не ходят, как люди, а о них так говорят.)
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Дети , скорее всего затрудняются ответить на вопрос.)
- О чем бы вам хотелось узнать ? (Почему о часах так говорят)
- У меня в руках толковый словарь. Предположите для чего. (Будем искать значения слов.)
- Как вы думаете, может ли одно и то же слово называть два разных предмета?(Дети дают разные ответы.)
- К концу урока мы придем к единому мнению.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
-А теперь откройте учебник Упр. 24, стр.19
-Назовите предметы. (кисть винограда, кисть руки, малярная кисть.)
- Какое слово повторяется? (Кисть)(8 слайд)
- А похожи чем – то все эти кисти? (Да, на всех кистях несколько частей соединились в одно целое.)
- Итак, все предметы разные, а называются одним словом. Почему?(Видимо, у этого слова несколько значений.)
- Составьте предложения со словом кисть в разных значениях. Сколько предложений получится? (три .)
- Какие предложения получаются? ( Мама купила кисть винограда. Миша поранил кисть руки. Маляр взял кисть и начал ремонт.)
(9 слайд)
- Запишем эти предложения .
- Как бы вы назвали слово, если оно имеет много значений?
Упр.25 , стр 19
- Как ответить на этот вопрос? (Идет – совершает движение, передвигается с места на место. Идет человек. Идет время. Идет дождь. Идет урок.)(10 слайд)
- Прочитаем сообщение Профессора Самоварова.(11 слайд)
- Какие слова называются многозначными?
- Можно ли слово идет назвать многозначным.?
- А слово кисть?
- Объясните почему.
V.Физкультминутка. (12слайд)
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр.26, стр. 20(Работа в паре)(13 слайд)
- Запишите словосочетания.
- Какое слово является многозначным? (Золотой)
- Что означает выражение золотой браслет? (Браслет сделан из золота.)
- А почему человека назвали золотым?(Он, наверное, очень хороший)
- Что за золотые руки- они что из золота сделаны ?(Нет, это руки, которые все умеют делать)
- На чем основана многозначность слова золотой? (На сходстве качеств- очень хороший, дорогой.)
VII. Рефлексия
- На доске видите несколько фразеологизмов.(14 слайд)
Язык без костей.
Язык прикусить.
Язык подвешен.
Язык отнялся.
Язык проглотишь.
- Какое слово повторяется в каждом предложении. О каком языке идет речь? (О языке, который во рту)
- Подберите подходящее по смыслу фразеологизмы к следующим словам и словосочетаниям:
1) вкусно (язык проглотишь)
2) внезапно замолчать(язык прикусить)
3)потерял способность говорить (язык отнялся)
4) очень болтливый человек (язык без костей)
5) хорошо умеет говорить(язык подвешен)
- А есть у этого слова какие – нибудь другие значения?
(У колокола есть язык. У ботинка язычок. Мы говорим на русском языке. Язык как средство общения.)
VIII. Подведение итогов урока.(15 слайд)
- Закончите предложения.
Я узнал на уроке……
Я научился на уроке….
Мне понравилось….
Домашнее задание(16 слайд)
Упр. 27 стр.20 в учебнике.