СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: " Слова с несколькими значениями".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: " Слова с несколькими значениями".

Цель: дать представление  о многозначных словах.

Просмотр содержимого документа
«Тема: " Слова с несколькими значениями".»

Тема: Слова с несколькими значениями.

Цель: дать представление о многозначных словах, о принципе сходства многозначных слов.

Задачи:

  1. Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;

  2. Научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;

  3. Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.

Ход урока

  1. Организационный момент.(1 слайд)

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

  1. Актуализация знаний

  1. Словарная работа

-У вас на столах сигнальные карточки, на доске слова с пропущенными буквами. Кто мне поможет?

(У детей на столах сигнальные карточки с буквами а, о, е, и, я. На доске слова с пропущенными буквами.)

Ст..кан, с..рока, скор.., с..пог, с..хар, сп..сибо, с..нтябрь, с..лдат.(2 слайд)

  1. Орфографическая работа (3-4 слайд)

- На прошлых уроках мы говорили об именах собственных. Я хочу вам прочитать два стихотворения Элеоноры Фарджен об английских именах.

Имена девочек

Как славно девочек зовут!

Вот Шейла – шелковый лоскут,

И Сильвия – листва лесная,

И Стелла – звездочка ночная,

И Флора – щедрая весна,

И Лола – плавная волна,

И Линда – Белл- звонок у двери:

«Дин-дон!»- «Кто там?...»

И просто Мэри.











Имена мальчиков

Как славно мальчиков зовут!

Вот Барри – пушечный салют,

И Патрик – парус средь простора,

И Роберт – ровный рев мотора,

Том- стук копыт издалека,

И Питер – пенье пастушка.

- Какие имена запомнили?

- А у русских детей есть такие имена? ( Некоторые есть, например Стелла, Лола, Роберт )

- Запишем сегодняшнее число. Классная работа. Запишем эти имена.(5 слайд)

III. Самоопределение к деятельности

-Послушайте стихотворение.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте. В.Орлов

- Чему удивляются мальчики? (Тому, что часы не ходят, как люди, а о них так говорят.)

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Дети , скорее всего затрудняются ответить на вопрос.)

- О чем бы вам хотелось узнать ? (Почему о часах так говорят)

- У меня в руках толковый словарь. Предположите для чего. (Будем искать значения слов.)

- Как вы думаете, может ли одно и то же слово называть два разных предмета?(Дети дают разные ответы.)

- К концу урока мы придем к единому мнению.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

-А теперь откройте учебник Упр. 24, стр.19

-Назовите предметы. (кисть винограда, кисть руки, малярная кисть.)

- Какое слово повторяется? (Кисть)(8 слайд)

- А похожи чем – то все эти кисти? (Да, на всех кистях несколько частей соединились в одно целое.)

- Итак, все предметы разные, а называются одним словом. Почему?(Видимо, у этого слова несколько значений.)

- Составьте предложения со словом кисть в разных значениях. Сколько предложений получится? (три .)

- Какие предложения получаются? ( Мама купила кисть винограда. Миша поранил кисть руки. Маляр взял кисть и начал ремонт.)

(9 слайд)

- Запишем эти предложения .

- Как бы вы назвали слово, если оно имеет много значений?

Упр.25 , стр 19

- Как ответить на этот вопрос? (Идет – совершает движение, передвигается с места на место. Идет человек. Идет время. Идет дождь. Идет урок.)(10 слайд)

- Прочитаем сообщение Профессора Самоварова.(11 слайд)

- Какие слова называются многозначными?

- Можно ли слово идет назвать многозначным.?

- А слово кисть?

- Объясните почему.

V.Физкультминутка. (12слайд)

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр.26, стр. 20(Работа в паре)(13 слайд)

- Запишите словосочетания.

- Какое слово является многозначным? (Золотой)

- Что означает выражение золотой браслет? (Браслет сделан из золота.)

- А почему человека назвали золотым?(Он, наверное, очень хороший)

- Что за золотые руки- они что из золота сделаны ?(Нет, это руки, которые все умеют делать)

- На чем основана многозначность слова золотой? (На сходстве качеств- очень хороший, дорогой.)

VII. Рефлексия

- На доске видите несколько фразеологизмов.(14 слайд)

  • Язык без костей.

  • Язык прикусить.

  • Язык подвешен.

  • Язык отнялся.

  • Язык проглотишь.

- Какое слово повторяется в каждом предложении. О каком языке идет речь? (О языке, который во рту)

- Подберите подходящее по смыслу фразеологизмы к следующим словам и словосочетаниям:

1) вкусно (язык проглотишь)

2) внезапно замолчать(язык прикусить)

3)потерял способность говорить (язык отнялся)

4) очень болтливый человек (язык без костей)

5) хорошо умеет говорить(язык подвешен)

- А есть у этого слова какие – нибудь другие значения?

(У колокола есть язык. У ботинка язычок. Мы говорим на русском языке. Язык как средство общения.)

VIII. Подведение итогов урока.(15 слайд)

- Закончите предложения.

  • Я узнал на уроке……

  • Я научился на уроке….

  • Мне понравилось….

Домашнее задание(16 слайд)

Упр. 27 стр.20 в учебнике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!