МБОУ « Знаменская СОШ» учитель начальных классов Калиновская Людмила Густавна
Русский язык. 2 класс.
Тема «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных» «Школа России»
Тема: " Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных".
Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах существительных.
Задачи урока:
Обобщить знания об именах существительных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты
Предметные умения: формирование умения различать и правильно писать имена собственные и нарицательные.
Личностные: осознание алгоритма своего действия.
Регулятивные: освоение способа написания имён собственных.
Познавательные: осмысление различия между именами собственными и нарицательными.
Коммуникативные: формирование умения аргументировать.
Оборудование. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 2 класс.2ч.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, садитесь. Какое у вас настроение?
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.
Словарная работа (работа с информационным полем).
- Я буду загадывать загадку, Вы её отгадываете, находите отгадку на карточке (работа с информационным полем), объясняете написание и записываете слово в тетрадь.
Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
м..дведь
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали-
Не одну нашли, а десять!
Как его названье, дети?
к..ртоф..ль
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
ул..ца
4. Работа над темой урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем расширять, и закреплять свои знания о грамматических признаках имени существительного.
Когда я утром пришла в школу, мне передали вот этот конверт:
город абакан |
улица крылова |
от незнайки |
- Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что, исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.
- Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)
город Абакан |
улица Крылова |
от Незнайки |
- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)
- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название города, улицы, реки.
- А как пишутся собственные имена существительные? (ответы детей)
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им бить и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
- Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы. (На доске вывешивается карточка ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ)
- Какие существительные называются собственными? С какой буквы они пишутся?
Какие существительные называются нарицательными? С какой буквы они пишутся?
- Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.
- Какое собственное или нарицательное имя вы записали?
А теперь запишите имя нарицательное.
- Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали? (ученик, мальчик, девочка, сын, дочь и т.д.)
5. Физкультминутка (массаж)
Учащиеся выполняют следующие задания:
Повернитесь направо
Светит солнышко, пригревает нас | поглаживание руками по спине соседа |
Подул ветерок | касательные движения пальцами рук по спине соседа |
Закапал дождик | лёгкое постукивание пальцами рук |
Пошёл град | сильное постукивание |
Появилась грязь | месим грязь, т.е. массируем спину |
Дождик закончился. Выглянуло солнышко. | |
Тоже повернувшись налево.
6. Коллективная работа (устно).
Учитель: Объясните написание:
Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда
11. Итог урока. Обобщение.
- Наш урок подошёл к концу.
- Какая цель урока была. Мы достигли цели.
12. Рефлексия.
- Ребята, я прошу Вас поставить отметку за урок классу, своему ряду, себе
Домашнее задание с.53 упр.91