-Отгадайте загадку: Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я – … -Назовите признаки осени. -Полюбуемся красками осени (показ фото). -Как называется пора осени, когда листья деревьев все становятся разноцветными? -Все люди по-разному выражают чувства, вызванные Золотой осенью. - Рассмотрите репродукцию картины Исаака Левитана «Золотая осень». («Золотая осень» — картина русского художника Исаака Левитана, написанная в 1895 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи). -Почему картина так называется? -Ребята, кто такой композитор? -А если бы вы были композиторами, какую бы мелодию сочинили, чтобы рассказать об этом пейзаже? Почему? -Как вы думаете, что нужно для того, чтобы сочинить хотя бы маленькую песенку? -Тема урока: «Сочини мелодию». А Муза нам в этом поможет. - Ребята, вы знаете, кто такая муза? - Муза-это источник поэтического вдохновения, который олицетворяется в образе женщины, богини. - Какие задачи мы можем поставить? | - Осень - Листья желтеют и опадают, на улице часто идет дождь, птицы улетают на юг. - Золотая осень Рассматривают картину Высказывают свое мнение - Человек, который сочиняет музыку - радостную, тихую, теплую, потому что много ярких красок, картина пронизана светом и теплом. - Вдохновение, Муза Отвечают Формулируют задачи. |
-А вот и Муза в осеннем наряде пожаловала к нам на урок (картинка). -Она утверждает, что в осенней природе рождается музыка. Кто с ней согласен? Объясните. -Какую музыку осени вы слышали? Отгадаем загадки Музы (прослушивание звуков листвы, улетающих журавлей, дождя). -Сейчас вы будете оркестром, а я – дирижёром. Изобразим звуки дождя лёгким постукиванием карандаша. -Это сочетание коротких и длинных звуков, из которых создается ритм или ритмический рисунок, музыка дождя. -А вот как об осеннем дождике написала поэтесса Н. Михайлова: Дождь идёт, дождь идёт… Ну когда же он пройдет? Вот когда идти устанет, Вот тогда и перестанет. Дождь идет, дождь идет, Дождь идет… -Какие слова повторяются? Почему? -А теперь попробуйте спеть с разным настроением фразу «Дождь идёт». Слова-подсказки написаны на капельках дождя. - Молодцы! -Кто сочиняет мелодию? -А легко ли быть композитором? Почему? -В первую очередь, чтобы сочинять мелодию, нужно очень любить природу, уметь наблюдать, слушать звуки природы. Так как музыка рождается в окружающем мире. -Таким композитором был П.И. Чайковский. Что вы уже успели узнать о его творчестве? - Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. Уже в возрасте пяти лет Чайковский уже умел играть на фортепиано. Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. После ее окончания был приглашен в Московскую консерваторию на должность профессора. Многие концерты композитора были написаны именно в этот период. Он написал альбом «Времена года», состоящий из 12 фортепьянных пьес, которые соответствуют 12 месяцам года. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину. (Слайды с картинками и эпиграфами к каждому месяцу) -Послушаем фрагмент музыкальной странички «Октябрь. Осенняя песнь». -Какими слушателями нужно быть, чтобы понять, о чём рассказывает музыка? -Определите, какой характер у мелодии? (Прослушивание фрагмента) -Оказывается, слушая музыку Чайковского, понимаем, что композитор передаёт чувства, наделяя мелодию характером. Недаром утверждают, что мелодия – душа музыки. Физминутка: - Ребята, вы знаете, что в музыке есть 3 кита: кит-марш, кит-песня и кит-танец. Сейчас я включу 3 соответствующих музыкальных отрывка, когда вы услышите марш, похлопайте в ладоши и потопайте, когда услышите песню, приложите руки к уху и притворитесь, что вы спите, когда услышите мелодию танца, выполните танцевальное движение. - Приготовились? Начали. | Высказывают свое мнение Слушают, отвечают Выполняют, воспроизводят звуки дождя Слушают - Дождь идет, автор хотела показать, что осенью часто идут дожди Выполняют задание учителя - Композитор Отвечают Слушают, анализируют Отвечают, некоторые затрудняются Слушают - Тихими, внимательными, вдумчивыми Слушают, отвечают Выполняют физминутку |
- Очень любила Золотую осень А.Л. Барто: Осень листья рассыпает — Золотую стаю. Не простые, золотые Я листы листаю. Залетело на крыльцо Золотое письмецо. Я сижу, читаю… С чем автор сравнивает осенние листья? -Назовите слово, которое повторяется в стихотворении несколько раз. Как вы думаете, почему? -Прочитайте стихотворение так, чтобы услышать шорох листьев. -Попробуйте сочинить свою мелодию на эти стихи. -Прочитаем слова-подсказки на осенних листочках, которые помогут правильно определить характер мелодии. -Чтобы научиться сочинять мелодию, нужно уметь наблюдать за природой. -Проверим, наблюдательны ли вы. Сейчас я загадаю вам загадки о деревьях: 1. Желто-красная одежка, Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это …(клён) 2. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. (Берёза) 3. Никто её не пугает, А она вся дрожит. (Осина) 4. Он в лесу, как витязь, встанет, Желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб С ним знакомы. Это... (дуб) - Молодцы, вы очень наблюдательны и из вас получатся хорошие композиторы. | Слушают - С листом бумаги - Лист, чтобы передать красоту осеннего листопада. Читают Сочиняют свою мелодию Отгадывают загадки: Клён Береза Осина Дуб |
- Ребята, а сейчас мы с вами повторим песню «Дважды два – четыре», которую вы учили на прошлом уроке. (Слова на слайде, все поют песню) - И ещё раз повторим под минус. | Повторяют песню, поют Дважды два – четыре, дважды два – четыре, Это всем известно в целом мире. Дважды два – четыре, дважды два – четыре, А не три, а не пять, это надо знать! Дважды два – четыре, дважды два – четыре, А не шесть, а не семь, это ясно всем! Трижды три - навеки девять… Девять… Ничего тут не поделать… Делать… И не трудно сосчитать, Сколько будет пятью пять. Пятью пять - двадцать пять! Пятью пять - двадцать пять! Совершенно верно! Припев:… У кого, друзья, ни спросим… Спросим… Шестью восемь - сорок восемь… Восемь… Шестью шесть, прошу учесть, Неизменно тридцать шесть. Шестью шесть - тридцать шесть! Шестью шесть - тридцать шесть! Совершенно верно! Припев:… |
- Какую тему мы сегодня изучили? - Какие произведения прослушали? - Что нового узнали на уроке? - Наш урок подошел к концу, и я прошу вас продолжить предложения: 1) Я сегодня научился… 2) У меня сегодня получилось/не получилось… 3) Я доволен/не доволен работой… 4) Чтобы я хотел рассказать дома… - На этом наш урок окончен, до свидания. | - Сочини мелодию - Фрагмент пьесы «Октябрь» П.И. Чайковского, стихотворение о дождике Н. Михайловой и А.Л. Барто «Осень листья рассыпает…» Ребята высказывают свое мнение о прошедшем уроке. 1) Я сегодня научился… 2) У меня сегодня получилось/не получилось… 3) Я доволен/не доволен работай… 4) Чтобы я хотел рассказать дома… |