Урок русского языка в 4 классе. Тема Правописание глаголов прошедшего времени»
Орг. момент.
- Здравствуйте ! Садитесь.
-Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Над какой большой темой мы работаем? ( Мы работаем над темой глагол ).
2. Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение.
Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.
Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся.
Взглянул, причесался, намылил, умылся.
Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.
- Чем интересно это стихотворение? (Оно состоит только из глаголов.)
-В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение. (В прошедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал?)
-Сформулируйте задачи урока. (Мы должны повторить всё, что нам известно о глаголах в прошедшем времени и узнать о них новые сведения.)
Актуализация знаний.
- Соберём уже известную информацию о глаголе. Дополните фразу……..
- глагол это ... /самостоятельная часть речи/
- которая обозначает ... /действия предметов/
- отвечает на вопросы .../что делать? что сделать?/
- назовите суффиксы глаголов неопределённой формы (-ть-, -ти-,)
- в настоящем времени глагол отвечает на вопрос ( что делаю ?,..ем,…ет,
…ете, …ют)
- в будущем времени отвечает на вопрос (что сделаю, что сделаешь, что буду делать?)
- в прошедшем времени глагол отвечают на вопросы (что делал ,.. ла,.. ло, ..ли и т.д.)
1
- На этом уроке мы сможем пронаблюдать за изменением глаголов прошедшего времени.
- Вам надо заполнить таблицу и сделать вывод, какие изменения происходят с глаголом в прошедшем времени. Работать вы будете в парах.
- Давайте повторим правила работы в парах. ( Слушаем друг друга. Не перебиваем. Говорим тихо.)
(РАЗДАЮ КАРТОЧКИ) №1.
Начальная форма | Мужской род ед.число | Женский род ед.число | Средний род ед. число | Множественное число |
Видеть | | | | |
Стоять | | | | |
Работать | | | | |
№ 1
Начальная форма | Мужской род ед.число | Женский род ед.число | Средний род ед. число | Множественное число |
Видеть | Видел | Видела | Видело | Видели |
Стоять | Стоял | Стояла | Стояло | Стояли |
Работать | Работал | Работала | Работало | Работали |
Оцените свою работу . У кого нет ошибок « 5», одна или две «4», у кого больше.. «3».
- Что интересного вы заметили, когда заполняли таблицу ? Что происходило с глаголом ? Как он изменялся ?
( Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м.р., ж.р., ср. р. ) ( И ПО ЧИСЛАМ !)
А с глаголом во множественном числе произошли изменения? (НЕТ)
- Какой вывод можно сделать ? ( Во множественном числе глаголы по родам не изменяются ).
-Откроем учебник на стр. 109 и прочитаем правило. Узнаем правильный вывод мы сделали или нет.
- А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа. Выполним упражнение №230
-Прочитаем задание ________________________________________________.
-Что мы должны сделать в упражнении ? ( Списать, объяснить части речи, вставить пропущенные буквы, над глаголами указать род)
- К доске идут 2 ученика
( работают за доской )
Остальные работают самостоятельно по вариантам , 1-в записывает 1-е две строчки, 2-в записывает 2-е две строчки, затем проверяем.
Прочитайте.
Со..нце ещё обл..ков (не)(за)дело,
Трава (на)лугу ещё росы пила,
А плотн..к проснулся и взялся (за)дело.
Слыш..тся, как (за)звенела пила.
Я. Козловский
Объясните, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.
- Я ВИЖУ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО РЕБЯТ УЖЕ СПРАВИЛОСЬ С РАБОТОЙ. Давайте проверим 1-й вариант.
Солнце ещё облаков не задело,
( что сделало ? ) не задело – это глагол , не с глаголами пишется раздельно.
Задело – за - это приставка, пишем слитно.
Солнце (оно) – сред. род , задело ( сред. род)
Трава на лугу ещё росы пила,
На лугу – луг – это сущ. , а сущ . с предлогом пишутся раздельно.
Гл. пила – трава пила , трава ( она ) – ж. р , пила – ж.р.
- Проверим 2-й вариант.
А плотник проснулся и взялся за дело.
Плотник – пишем букву « И» потому , что
Проснулся – ( что сделал ?) – это глагол , плотник ( он ) – м.р. проснулся – м.р.
За дело – ( что ? ) дело – сущ. Сущ. С предлогом пишется раздельно.
Слышится, как зазвенела пила.
Слышится – пишем букву «И». Неопред. Форма ( что делать ?) – слышать. Но это глагол исключение , который относиться ко 2-му спряжению. Поэтому пишем «И».
В слове « слышится» мы можем определить род ? (нет)
Почему ?- что делает « сдышится» - это настоящее время, глагол в настоящем времени по родам не изменяется.
Зазвенела ( что сделала?) – это глагол , глагол с приставками пишем слитно.
Зазвенела пила – пила ( она ) – ж.р. зазвенела ( ж.р )
Давайте сделаем вывод , как можно определить род глагола ?
( по роду имени существительного, с которым оно связано по смыслу)
- Как можно отличить существительное от глагола
( Солнце не задело, плотник взялся за дело ) ( Трава пила, зазвенела пила) ?
( по смыслу и по вопросу )
__________________________________________________________________________________________
– Ребята, Дениска написал своему другу вот такое письмо.
На доске (Левая закрытая) №2
Вчера после школы я делать уроки.
Потом я гулять с друзьями и играть в компьютер.
– Правильно ли написал Дениска? ( нет)
– Давайте поможем ему исправить текст.
(УЧЕНИКИ ОВЕЧАЮТ )
– В какое время вы поставили глаголы? ( прошедшее)
( Я после ответа учеников вешаю табличку № 3)
ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим корень и суффикс
ГУЛЯТЬ_ – гулял _ ( к доске 3 ученика + маркер )
ИГРАТЬ_ – играл_
– С помощью чего образуется форма прошедшего времени ?
( Форма прошедшего времени образуется при помощи суффикса «Л»)
- Проверим свои предположения в учебнике. Откройте стр. 110
Прочитаем правило .
( Дети читают )
- Что нового вы узнали из правила ? ( Суффикс -Л- в основу не входит )
ДЕЛАТЬ_ – делал_ – Выделим основу.
ГУЛЯТЬ_ – гулял _ ( Ученик выделяет основу )
ИГРАТЬ_ – играл_
- Для чего мы с вами выполняли это задание ?
(Для того чтобы узнать какой секрет есть у глаголов прошедшего времени , глаголы прош. врем. Образуются при помощи суффикса «Л», и в основу слова он не входит ).
Ну а сейчас мы с вами немного отдохнем. Физкультминутка.
( Проводит ученик )
- Сейчас я раздам вам карточки, вам нужно образовать от глаголов неопределенной формы – глаголы прошедшего времени, выделить суффикс –л- и подчеркнуть гласную перед ним и выделить основу.
- Работа в группах. №4
- Кто готов – жест работа выполнена.
наступать | |
затопить | |
посадить | |
шуметь | |
плавать | |
- Проверим, что у вас получилось. №4
наступать | наступал (-а-, -о-) |
затопить | затопил (-а-, -о-) |
посадить | посадил (-а-, -о-) |
шуметь | шумел (-а-, -о-) |
плавать | плавал (-а-, -о-) |
- Оцените свою работу .- У кого нет ошибок , поставьте себе «5»
- У кого одна ошибка «4»
- У кого больше, в следующий раз будьте более внимательны..
- Итак, давайте обобщим все что мы узнали на уроке.
- По каким признакам можно распознать глаголы прошедшего времени ?
1. Отвечают на вопрос : что делал?, что сделал?, что делала? и т.д
2. Образуются при помощи суффикса -л- .
- Входит суффикс -л- в основу слова или нет ?
( НЕТ)
- Как изменяются глаголы прошедшего времени ?
1. По числам. ( подсказка – делал – делали )
2.В единственном числе по родам.
- Приведите свои примеры . ( Подсказка Стоял – стояла- стояло )
- Откройте дневники и запишите домашнее задание .
Стр. 110 № 232 – выполнить пользуясь таблицей. И выучит правило на стр. 109, 110.
У нас с вами осталось время и я предлагаю вам поиграть.
1. - Игра «Кто самый внимательный?» ( Много времени)
- Вам нужно выписать в тетрадь как можно больше глаголов.
Лежало на пути бревно, И то бревно перешагнул.
Мешало путникам оно. А третий путник промолчал.
Один сказал: - Нехорошо! Он с виду был и хил и мал.
Сказал и знай себе пошёл. Он молча скинул полушубок
Второй взглянул, потом вздохнул И в сторону бревно убрал.
Сколько глаголов вы выписали ? ( 11 или 12… глагол сказал повторяется 2 раза )
. Игра “Глагольный футбол”. -Если услышите глагол, хлопните в ладоши. Не заметил глагол – значит пропустил гол! ВЫТИРАЕТ, ПОДМЕТАЕТ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, БОБЁР, ШАХТЁР, КОВЁР, УТЁР, КОСТЁР, ОТТЁР, НАВЁЛ, ОСЁЛ.... |