Тема «Склонение имен существительных. Закрепление»
Класс: 5 класс
Тип урока:закрепление ЗУН, изучение нового материала
Форма урока: урок с применением ИКТ.
Тема | «Три склонения имен существительных» |
Цель | Закрепление у учащихся знаний в определении склонения имен существительных, познакомить с алгоритмом определения склонения имен существительных в косвенных падежах. |
Задачи | Образовательные: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме. Развивающие:продолжать развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления. Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, ответственность, понимание значимости результата,мотивацию и познавательный интерес учащихся. Повторить правила ЗОЖ, воспитывать стремление их выполнять. |
УУД | Личностные УУД: формировать интерес (мотивацию) к учению, осознание личностного желания учиться. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке;отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи, формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний. |
Планируемые результаты | Предметные: Уметь определять склонение имён существительных. Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения;воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность. Метапредметные:ориентироваться в задании, работать с текстом, с интерактивной доской. |
Основные понятия | склонение |
Межпредметные связи | Математика, чтение, ОБЖ |
Ресурсы: основные | Проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки, магнитная доска, тесты, индивидуальные карточки с алгоритмом определения склонения имен существительных в косвенном падеже, презентация с интерактивными тестами |
Технология | развивающее обучение, ИКТ – технология |
Ход урока
I. Организационный момент
1. Мотивация к учебной деятельности - психологический настрой учащихся, определение воспитательной задачи урока
- Сегодня на уроке продолжаем постигать тайны русского языка, но не только о русском языке мы будем говорить. Работаем дружно, помогаем друг другу, поддерживаем.
- Посмотрите на слайд и разделите иллюстрации на 2 группы (СЛАЙД №1)
- На одних иллюстрациях мы видим больных, слабых, бледных людей; на других – здоровых, красивых, крепких, подтянутых и счастливых.
- Вы какими хотите быть?
- Что же надо делать, чтобы не болеть? Как уберечь себя и других от болезней?
1 задание:- Найдем ответы на карточках. (На карточках размещены ответы, что не надо делать: не делай зарядку, не занимайся спортом и физкультурой; много отдыхай; не соблюдай режим дня; находись дома без свежего воздуха и не закаляйся; питайся чипсами и бутербродами, жирной и острой пищей; ходи в грязной одежде, с немытым телом и живи в грязи; подружись с вредными привычками).(2 выходят к доске и на магниты прикрепляют ответы на вопросы)
- Почему ничего не выбрали? (Все неправильно)
- К каждой фразе найдем противоположные по смыслу выражения. На доске на магнитах прикреплены перевернутые ответы.
(больше двигайся; правильно сочетай труд и отдых; соблюдай режим дня;правильно питайся; содержи в чистоте тело, одежду и жилище; не заводи вредных привычек)(Разместить на доске выражения)
- Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни - богатство, слава?» Мудрец, подумав, ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля»
- Мудрец сказал правду? (Да)
II. Повторение материала об имени существительном
2 задание:- Я предлагаю поиграть в игру «Правда-неправда». У вас на столах карточки-тесты с вопросами, которые я буду задавать, вы должны обвести слово «да», если я сказала правильно, правду и слово «нет», если неправду. Возьмите фломастер красного цвета.
- Начали:
Правда ли, что имя существительное – это часть речи? (да)
Правда ли, что существительное обозначает действие предмета? (нет)
Правда ли, что существительное обозначает предмет? (да)
Правда ли, сущ-ые отвечают на вопросы какой? какая? какие? (нет)
Правда ли, что большинство сущ-их изменяются по числам? (да)
Правда ли, что у сущ-их можно определить время? (нет)
Правда ли, сущ-ые изменяются по падежам? (да)
Правда ли, что у сущ-ихнельзя определить рода? (нет)
Правда ли, что собственные имена сущ-ые пишутся с большой буквы? (да)
Правда ли, что к неодушевленным именам сущ-ым относятся животные? (нет)
- Проверим результаты? Если вы выполнили задание правильно, то можно заметить закономерность. Какую? (ответы чередуются)
- Покажите товарищам свои ответы и проверьте результат на доске? У кого выполнено правильно? (СЛАЙД №2)
- На 11 вопрос мы ответим в конце урока.
- Определим задачи урока: повторим, обобщим, закрепим и узнаем что-то новое об имени сущ-ом.
III. Закрепление ЗУН
3 задание:Что объединяет все слова? (они сущ-ые), найдитепризнак, который объединяет каждую строчку. Для этого вам надо вспомнить материал, который мы проходим последнеевремя. Подумайте какой! (СЛАЙД №3)
витаминка, аптека, чистота
микроб, кашель, мыло
мазь, болезнь, зелень.
- По какому принципу объединились слова? (Одно склонение)
- Сколько склонений есть в русском языке? (три)
4 задание: Д/игра«Наведи порядок» Напервых столах лежат карточки с окончаниями и родами, но они перемешались: надо распределить их по группам. Двух учеников попрошу помочь мне навести порядок на интерактивной доске. (проверка) (СЛАЙД №4)
Физминутка:
1 скл. – присесть 1 раз;
2 скл. – наклоны влево-вправо;
3 скл. – 3 хлопка над головой
(Жизнь, спорт, гигиена, природа, бодрость, отдых)
- Как вы определяли склонение?
- Повторим, как правильно определить, к какому склонению относятся существительные?
5 задание: У нас есть 3 карточки с алгоритмом определения склонения. Надо разложить их в правильной последовательности. (1 ученик у доски)
Этим алгоритмом мы будем пользоваться при определении склонения.
- Определим склонение 3 существительных, используя наш алгоритм. (устно определяют склонение, 1ученик у интерактивной доски)
6 задание: - Потренируемся определять склонение имен существительных. Откройте тетради, запишите число.
- Выполним задание – цифровой диктант: я буду называть слова, а вы, определив склонение слов, записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то ответ будет верным.
Сила1, пробежка1+богатырь2, фрукт2=33
Радость3, жизнь3-движение2, чеснок2=11
IV. Новый материал - склонение имен существительных в косвенных падежах.
7 задание: Д/ игра «Не подхвати вирус!» (работа в тетради)
- Приглашаю самых отважныхи решительных поработать на доске. Я диктую слова, ваша задача распределить их в 3 столбика: улыбка, снежок, помощь, бежать, приз, мячиком. (Ответы: бежать – не имя существительное, на лыжне – не проходили такую тему).
- Почему не получилось определить склонение «мячиком»? Сейчас будем делать открытие!
- На какой вопрос отвечают все слова? (что?)
- В каком падеже они стоят? (И.П.)
- Делаем вывод: чтобы определить склонение – надо поставить существительное в И.П. (размещаю на первой строчке перфокарты надпись «поставь существительное в И.П.»)
- Дальше по плану. Потренируемся.
V. Новый материал –закрепление ЗУН в определении склонения имен существительных в косвенных падежах.
- Найдите в выражениях существительные: «делай зарядку, занимайся спортом и физкультурой», определите склонение по плану.
- Потренируемся определять склонение на тестах (Презентация с интерактивнымитестами).
VI. Подведение итога. Рефлексия.
8 задание: Д/игра «Раздели меня». (Учащиеся получают предложение «Яздоровьесберегу,Самсебеяпомогу!», слова которого надо разделить). (3 ученика разрезают его на слова, вспоминают все о предложении.)
- Согласны с заявлением? Почему? (Ответы учащихся.)
Рефлексия.
- Прошу продолжить предложения (СЛАЙД №5)
Я узнала…
Я могу…
Я научилась …
Мне захотелось …
Было интересно …
- Если вы помните, в нашем тесте «Правда-неправда» остался не отвеченным последний вопрос. Если я скажу правду, обводим «да» красным фломастером, если неправду «нет» - Правда, что я научилась определять склонение имен существительных?
- Оценки за урок.