СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Три склонения существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление у обучающихся знаний в определение склонений имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Три склонения существительных"»

Тема «Склонение имен существительных. Закрепление»

Класс: 5 класс

Тип урока:закрепление ЗУН, изучение нового материала

Форма урока: урок с применением ИКТ.

Тема

 «Три склонения имен существительных»

Цель

Закрепление у учащихся знаний в определении склонения имен существительных, познакомить с алгоритмом определения склонения имен существительных в косвенных падежах.

Задачи

Образовательные: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.

Развивающие:продолжать развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления.
Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, ответственность, пони­мание значимости результата,мотивацию и познавательный интерес учащихся. Повторить правила ЗОЖ, воспитывать стремление их выполнять.

УУД

Личностные УУД: формировать интерес (мотивацию) к учению,

осознание личностного желания учиться.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке;отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи, формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь определять склонение имён существительных.

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения;воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность.
Метапредметные:ориентироваться в задании, работать с текстом, с интерактивной доской.

Основные понятия

 склонение

Межпредметные связи

Математика, чтение, ОБЖ

Ресурсы: основные

  •  дополнительные

 Проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки, магнитная доска, тесты, индивидуальные карточки с алгоритмом определения склонения имен существительных в косвенном падеже, презентация с интерактивными тестами

Технология

 развивающее обучение, ИКТ – технология

Ход урока

I. Организационный момент

1. Мотивация к учебной деятельности - психологический настрой учащихся, определение воспитательной задачи урока

- Сегодня на уроке продолжаем постигать тайны русского языка, но не только о русском языке мы будем говорить. Работаем дружно, помогаем друг другу, поддерживаем.

- Посмотрите на слайд и разделите иллюстрации на 2 группы (СЛАЙД №1)

- На одних иллюстрациях мы видим больных, слабых, бледных людей; на других – здоровых, красивых, крепких, подтянутых и счастливых.

- Вы какими хотите быть?

- Что же надо делать, чтобы не болеть? Как уберечь себя и других от болезней?

1 задание:- Найдем ответы на карточках. (На карточках размещены ответы, что не надо делать: не делай зарядку, не занимайся спортом и физкультурой; много отдыхай; не соблюдай режим дня; находись дома без свежего воздуха и не закаляйся; питайся чипсами и бутербродами, жирной и острой пищей; ходи в грязной одежде, с немытым телом и живи в грязи; подружись с вредными привычками).(2 выходят к доске и на магниты прикрепляют ответы на вопросы)

- Почему ничего не выбрали? (Все неправильно)

- К каждой фразе найдем противоположные по смыслу выражения. На доске на магнитах прикреплены перевернутые ответы.

(больше двигайся; правильно сочетай труд и отдых; соблюдай режим дня;правильно питайся; содержи в чистоте тело, одежду и жилище; не заводи вредных привычек)(Разместить на доске выражения)

- Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее важным, ценным в жизни - богатство, слава?» Мудрец, подумав, ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля»

- Мудрец сказал правду? (Да)

II. Повторение материала об имени существительном

2 задание:- Я предлагаю поиграть в игру «Правда-неправда». У вас на столах карточки-тесты с вопросами, которые я буду задавать, вы должны обвести слово «да», если я сказала правильно, правду и слово «нет», если неправду. Возьмите фломастер красного цвета.

- Начали:

  1. Правда ли, что имя существительное – это часть речи? (да)

  2. Правда ли, что существительное обозначает действие предмета? (нет)

  3. Правда ли, что существительное обозначает предмет? (да)

  4. Правда ли, сущ-ые отвечают на вопросы какой? какая? какие? (нет)

  5. Правда ли, что большинство сущ-их изменяются по числам? (да)

  6. Правда ли, что у сущ-их можно определить время? (нет)

  7. Правда ли, сущ-ые изменяются по падежам? (да)

  8. Правда ли, что у сущ-ихнельзя определить рода? (нет)

  9. Правда ли, что собственные имена сущ-ые пишутся с большой буквы? (да)

  10. Правда ли, что к неодушевленным именам сущ-ым относятся животные? (нет)

- Проверим результаты? Если вы выполнили задание правильно, то можно заметить закономерность. Какую? (ответы чередуются)

- Покажите товарищам свои ответы и проверьте результат на доске? У кого выполнено правильно? (СЛАЙД №2)

- На 11 вопрос мы ответим в конце урока.

- Определим задачи урока: повторим, обобщим, закрепим и узнаем что-то новое об имени сущ-ом.

III. Закрепление ЗУН

3 задание:Что объединяет все слова? (они сущ-ые), найдитепризнак, который объединяет каждую строчку. Для этого вам надо вспомнить материал, который мы проходим последнеевремя. Подумайте какой! (СЛАЙД №3)

  • витаминка, аптека, чистота

  • микроб, кашель, мыло

  • мазь, болезнь, зелень.

- По какому принципу объединились слова? (Одно склонение)

- Сколько склонений есть в русском языке? (три)

4 задание: Д/игра«Наведи порядок» Напервых столах лежат карточки с окончаниями и родами, но они перемешались: надо распределить их по группам. Двух учеников попрошу помочь мне навести порядок на интерактивной доске. (проверка) (СЛАЙД №4)

Физминутка:

1 скл. – присесть 1 раз;

2 скл. – наклоны влево-вправо;

3 скл. – 3 хлопка над головой

(Жизнь, спорт, гигиена, природа, бодрость, отдых)

- Как вы определяли склонение?

- Повторим, как правильно определить, к какому склонению относятся существительные?


5 задание: У нас есть 3 карточки с алгоритмом определения склонения. Надо разложить их в правильной последовательности. (1 ученик у доски)

Этим алгоритмом мы будем пользоваться при определении склонения.

- Определим склонение 3 существительных, используя наш алгоритм. (устно определяют склонение, 1ученик у интерактивной доски)

6 задание: - Потренируемся определять склонение имен существительных. Откройте тетради, запишите число.

- Выполним задание – цифровой диктант: я буду называть слова, а вы, определив склонение слов, записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то ответ будет верным.

Сила1, пробежка1+богатырь2, фрукт2=33

Радость3, жизнь3-движение2, чеснок2=11


IV. Новый материал - склонение имен существительных в косвенных падежах.

7 задание: Д/ игра «Не подхвати вирус!» (работа в тетради)

- Приглашаю самых отважныхи решительных поработать на доске. Я диктую слова, ваша задача распределить их в 3 столбика: улыбка, снежок, помощь, бежать, приз, мячиком. (Ответы: бежать – не имя существительное, на лыжне – не проходили такую тему).

- Почему не получилось определить склонение «мячиком»? Сейчас будем делать открытие!

- На какой вопрос отвечают все слова? (что?)

- В каком падеже они стоят? (И.П.)

- Делаем вывод: чтобы определить склонение – надо поставить существительное в И.П. (размещаю на первой строчке перфокарты надпись «поставь существительное в И.П.»)

- Дальше по плану. Потренируемся.

V. Новый материал –закрепление ЗУН в определении склонения имен существительных в косвенных падежах.

- Найдите в выражениях существительные: «делай зарядку, занимайся спортом и физкультурой», определите склонение по плану.

- Потренируемся определять склонение на тестах (Презентация с интерактивнымитестами).

VI. Подведение итога. Рефлексия.

8 задание: Д/игра «Раздели меня». (Учащиеся получают предложение «Яздоровьесберегу,Самсебеяпомогу!», слова которого надо разделить). (3 ученика разрезают его на слова, вспоминают все о предложении.)

- Согласны с заявлением? Почему? (Ответы учащихся.)

Рефлексия.

- Прошу продолжить предложения (СЛАЙД №5)

Я узнала…

Я могу…

Я научилась …

Мне захотелось …

Было интересно …

- Если вы помните, в нашем тесте «Правда-неправда» остался не отвеченным последний вопрос. Если я скажу правду, обводим «да» красным фломастером, если неправду «нет» - Правда, что я научилась определять склонение имен существительных?

- Оценки за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!