© 2025, Набатова Татьяна Васильевна 1206 116
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработка конспекта урока биологии в 7 классе по ФГОС
по учебнику «Биология» предметной линии УМК «Линия жизни» Пасечник В.В. и другие, 2021 год.
по теме «Лишайники - комплексные организмы. Практическая работа «Изучение строения лишайников»
Тема: Лишайники - комплексные организмы. Практическая работа «Изучение строения лишайников»
Цель: определить уникальность лишайников как симбиотических организмов, сочетающих в себе признаки грибов и водорослей.
Задачи:
Образовательные:
-углубить знания о многообразии живых организмов;
- познакомить учащихся с особенностями строения лишайников;
-определить роль лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления.
-развитие познавательного интереса к предмету.
-развитие умения анализировать полученную информацию и формулировать выводы;
Воспитательные:
- воспитание толерантности через работу в малых группах
- экологическое воспитание;
-способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов - гриба и водоросли;
- различать типы лишайников на рисунке учебника и гербарных образцах;
- анализировать особенности внутреннего строения лишайника;
- характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные
- находить отличия;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, парная
Методы: частично - поисковые
Оборудование: микропрепарат « строение лишайника», таблица "Лишайники", гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох).
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с разминки для мозга.
Мотивация
- Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.
Давайте начнем наш урок с разминки для мозга.
Фронтальный опрос изученного материала
1.Какие растения относятся к низшим?(водоросли)
2.Подземная часть гриба?(грибница)
3.Часть гриба, где образуются споры?(шляпка)
4.Тело водорослей ?( таллом)
5.Лекарственное средство, получаемое из водорослей? (йод)
6.Процесс образования органических веществ у растений? (фотосинтез)
7.Взаимовыгодные отношения между двумя организмами?(симбиоз)
8.Симбиоз дерева и гриба?(микориза)
9.как называется наука, занимающаяся изучением грибов? (микология),
10.к какой группе живых организмов по способу питания относятся грибы? (гетеротрофы),
11.из чего состоит вегетативное тело гриба? (из гифов, которые формируют грибницу-мицелий),
-12.что такое микориза? (симбиоз корней деревьев и нитей грибницы, дается пояснение, что такое симбиоз),
13.что такое базидии? (органы спороношения, при прорастании споры образуется гаплоидный мицелий-грибница),
14. как размножаются грибы? (спорами или частями мицелия).
Тестовое задание
1.Грибы схожи с растениями, так как:
А) способны к фотосинтезу
Б) способны неограниченно расти
В) потребляют готовое органическое вещество
Г) содержат целлюлозу
2.Грибы схожи с животными, так как:
А) неподвижны
Б) поглощают воду путем всасывания
В) являются гетеротрофами
г) содержат хитин
3. К трубчатым грибам относятся
А) волнушка
Б) опенок
В) рыжик
Г) подосиновик
4. К пластинчатым грибам относятся
А) белый
Б) сыроежка
В) масленок
Г) подберезовик
5. Какой из перечисленных грибов является несъедобным?
А) трутовик
Б) сыроежка
В) сморчок
Г) вешенка
6. Вегетативное тело гриба образует:
А) микоризу
Б) шляпку
В) мицелий
Г) ножку
7. Фитофтора относится к классу:
А) несовершенные грибы
Б) оомицеты
В) базидиомицеты
Г) сумчатые грибы
III.Изучение нового материала
“Легенда”.
Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.
– Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.
Серые комочки этого растения ветер перекатывает по пустыням Африки и Малой Азии. Встречается съедобный лишайник в полупустынных и пустынных районах Кыргызстана и Туркмении. Этот лишайник называют лишайниковая манна (слайд 1) Лишайниковая манна
В 1772 году, русский ботаник Паллас доказал, что это лишайник. И назвал этот лишайник лихэн эскулентус – лишайник съедобный. Он очень вынослив и не погибает даже тогда, когда жара в пустыне достигает 70С. Лишайник может высохнуть, а потом опять, впитав влагу из воздуха, продолжать свою жизнь. Они появились на Земле более 100 млн. лет назад. На сегодняшний день их 26 тысяч видов.
Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Лишайники)
Запишите тему урока Строение и многообразие лишайников.
-Ребята, а что вы знаете о лишайниках?
-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Нам необходимо определить какие организмы называют лишайниками
Отгадайте загадку:
Гриб и водоросль дружили,
Вместе ели, вместе пили,
Чтобы я и дальше хорошо рос
Мне важен симбиоз (лишайник)
- Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”.
- Лишайники были известны человеку очень давно. Древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст (372-287 г. до н. э.) описал два лишайника – Уснея и Роселла, которые уже тогда использовали для получения красящих веществ.
- Долгое время лишайники относили то к водорослям, то к мхам. Карл Линней в 1735 году в своей работе «Система природы» описал 90 видов лишайников и включил их в состав водорослей.
- Одним из наиболее удивительных открытий XIX века явилось открытие сущности лишайников. В 1867 году немецкий ботаник Симон Швенденер, доказал, что лишайники – результат симбиоза водорослей и грибов.
ЛишайникиНаука, которая изучает лишайники , называется лихенология. Началом её возникновения принято считать 1803 год. Ученые долго не могли понять загадочность лишайников, и только в 1866 году ученый де Барри предположил, что лишайники составные (комплексные организмы). А в 1867 году русские ботаники А.С. Фаминицын и И.В.Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Используя экспериментальный метод они вымочили лишайники в воде и разделили на 2 организма: гриб, точнее грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов, известных в то время в науке
Лишайники очень неприхотливые организмы. Для жизнедеятельности им необходимы свет, влага и углекислый газ. Влагу они поглощают поверхностью тела во время дождей или из воздуха (роса, туман). В сильную жару высыхают, крошатся, но с появлением воды оживают. Растут эти организмы очень медленно, всего 1-3 мм за год, но дожить могут до 100 лет!
Как вы думаете, почему в крупных городах найти лишайники практически невозможно, даже в парковых зонах?
Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха, могут жить только в чистой, незагазованной местности. Ученые их называют «Индикаторы чистоты».
Лишайники занимают особое место в органическом мире. Появились они очень давно, точная дата не установлена, но примерно четыреста миллионов лет назад, это раньше, чем появились динозавры.
Лишайники — это своеобразная группа живых организмов, тело (слоевище) которых образовано двумя организмами, находящимися в симбиозе
-грибом
-водорослью или цианобактерией
Эти 2 компонента в совокупности и образуют тело лишайника, которое называют слоевищем (слайд 2)
Наружными слоями лишайника являются плотные слои грибных нитей, которые называются корковыми слоями. С помощью грибных нитей, отходящих от нижнего коркового слоя, лишайник прикрепляется к субстрату, на котором произрастает. У некоторых видов нижняя кора отсутствует и он крепится к субстрату нитями сердцевины.
.В слоевище можно выделить 3 слоя: корковый слой, слой водорослей, сердцевина
Самый внешний слой, называемый наружной корой, образован плотно переплетенными гифами гриба, в которой имеются поры.
Несколько глубже располагается слой водорослей, где гифы гриба расположены более рыхло и между ними располагаются клетки водоросли. Водоросли могут находиться только под слоем коры или могут быть pаспpеделены более или менее pавномеpно по всему телу. Обычно клетки водорослей сконцентрированы по периферии – ближе к свету.Центральную часть толщи слоевища занимает так называемая сердцевина, состоящая из рыхлых грибных гиф с большими пустотами, заполненными воздухом. Считается, что этот слой, составляющий около 2/3 толщи слоевища, является запасающим.
Нижняя кора тоньше верхней, но в остальном сходна с ней. От нее отходят особые выросты - ризины, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату
Питание лишайников.
Как же питаются лишайники?
Водоросль, естественно, питается автотрофно, то есть производит органические вещества из неорганических, а гриб потребляет готовые органические вещества, то есть гетеротрофно
Получается,что гриб питается от водоросли. А какая польза для водорсли? Гриб защищает ее от пересыхания ,поставляет воду и минеральные соли, за счет грибов водоросль может жить на суше
Физкультминутка.]
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
Мы часто встречаем лишайники на улице: на стенах домов, на фонарных столбах, на коре деревьев в виде желтоватых или серых пятен.
(слайд 3) Лишайники
Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске, они бывают кустистые, листоватые и накипные.
Накипные лишайники плотно прирастают к тому месту, на котором растут, чаще всего это камни. Они похожи на накипь в чайнике, поэтому и получили название накипные (слайд 4) Накипные лишайники
У накипных лишайников слоевище имеет вид корочки, плотно сросшейся с субстратом. Толщина корочек различна — от едва заметной накипи или порошковидного налета до 0,5см, диаметр — от нескольких миллиметров до 20-30см. Растут накипные виды на поверхности почв, горных пород, коре деревьев и кустарников, обнаженной гниющей древесине. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.(бацидия).
Листоватые лишайники имеют форму листовидной пластинки, горизонтально расположенной на субстрате (пармелия, стенная золотянка). Обычно пластинки округлые, 10-20см в диаметре. Характерной особенностью листоватых видов является неодинаковая окраска и строение верхней и нижней поверхностей слоевища. У большинства из них на нижней стороне слоевища образуются органы прикрепления к субстрату — ризоиды, состоящие из собранных в тяжи гиф. Растут они на поверхности почвы, среди мхов. Листоватые лишайники по сравнению с накипными являются более высокоорганизованными формами. Они разрастаются на камнях и на коре деревьев, особенно часто встречается на коре осин золотисто-желтая ксантория настенная.
( слайд 5) Листоватые лишайники
Это самые частые лишайники в средней полосе России, лишайники пармелию и ксанторию мы часто наблюдаем в наших лесах
Листоватые лишайники: слоевище в виде пластинок разной формы, немного поднято над поверхностью. (ксантория настенная).
( слайд 6) Листоватые лишайники: пармелия и ксантория
Кустистые лишайники имеют форму прямостоящего или повисающего кустика и прикрепляются к субстрату небольшими участками нижней части слоевища (кладония, исландский лишайник). По уровню организации кустистые виды — высший этап развития слоевища. Их слоевища бывают разных размеров: от нескольких миллиметров до 30-50см. Повисающие слоевища кустистых лишайников могут достигать 7-8м. Примером может служить лишайник, свисающий в виде бороды с ветвей лиственниц и кедров в таежных лесах (бородатый лишайник).
( слайд 7) Кустистые лишайники
. Кустистые лишайники: слоевище напоминает кустики (высотой несколько сантиметров), растущие на поверхности почвы, или длинные нити, напоминающие бороды и свисающие с ветвей деревьев (ягель и бородач).
Это самые сложно устроенные лишайники, встречаются в сухих сосновых борах, образуя сплошной ковер из ветвистых розовых, серых и белых лишайников, в тундре это ягель, известный под названием «олений мох».
Лишайники очень неприхотливы, они растут в самых бесплодных местах, даже на голых скалах, где не живут другие растения. Растут лишайники очень медленно, «олений мох» за год вырастает всего на 1–3 миллиметра.
Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, появляющихся внутри их тела. Эти группы клеток гриба и водоросли образуются во множестве. Тело лишайника разрывается под давлением их разросшейся массы, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками
(слайд 8 ) Размножение лишайника
У лишайников есть еще и половое размножение, открытое учеными совсем недавно. Этот вопрос еще мало изучен.
Роль лишайников в природе и для человекаЛишайники являются организмами-пионерами. Играют роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.
В тундровой зоне, являются главным кормом северных оленей. Могут лакомиться ими свиньи и овцы. Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных — марала, кабарги, косули, лося.
Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые.
Некоторые виды используются человеком в пищу. В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария съедобная , из нее готовят блюдо иватаке. Некоторые виды лишайников (аспицилия – «лишайниковая манна», гигрофора) используются в пищу
Получают красители. Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные, желтые тона. До сих пор в Шотландии некоторые твидовые ткани окрашивают только красителями из лишайников.
Используют в медицине В результате взаимодействия гриба и водоросли образуются специфические вещества, которые нигде в природе больше не встречаются - лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическим действием. Так усниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников, под названием антибиотика бинан введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов, гнойных процессов. Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Еще древние египтяне за 2000 лет до н. э. употребляли их для медицинских целей. Чай из исландского мха эффективен при кашле, желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита и даже при лечении туберкулёза. Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.
Используют парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса. Из лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр.
Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка
Также лишайники являются индикаторами загрязнения воздуха и окружающей среды. Они очень чувствительны к чистоте. Если воздух отравлен заводами, фабриками выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают. Первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные. Очень боятся загрязнения, так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.
Из некоторых видов лишайника получают краску и особое вещество – лакмус, который применяется в химической промышленности, так называемый индикатор
Закрепление.
.-Какие организмы принято называть лишайниками?
-Как называется тело лишайника?
-Кто покажет основные слои в теле лишайника?
-Как же питается такой организм «2 в 1»?
-В чем взаимная выгода таких отношений?
-Как называются такие взаимовыгодные отношения?
Практическая работа
Тема. Изучение строения лишайников.
Цель: закрепить знания о строении лишайников.
Ход работы:
1. Изучите текст о строении лишайника параграф 8 .
2. Зарисуйте строение тела лишайника, подпишите его части.
3. Ответьте письменно на вопросы:
1) Какую роль в теле лишайника выполняют нити грибницы и клетки водорослей?
2) Каким организмом по типу питания является лишайник?
3). В чем преимущество такого способа питания?
4. Сделайте вывод о значении лишайников.
Рефлексия
-Почему их называют «Пионеры растительности»?
- докажите, что лишайники - комплексные организмы.
-Духи , желатин, крахмал, краска, лакмус- что объединяет эти вещества?
-закончите следующие предложения:
Я узнал..
Я умею…
У меня есть вопросы..
Домашнее задание: §8,.ответить на вопросы
Лишайниковая манна
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
(слайд 4) Накипные лишайники
( слайд 5) Листоватые лишайники
( слайд 6) Листоватые лишайники: пармелия и ксантория
( слайд 7) Кустистые лишайники
(слайд 8 ) Размножение лишайника
Дата____
Урок_____
Биологии
7 класс
Тема: Лишайники - комплексные организмы. Практическая работа «Изучение строения лишайников»
Цель: определить уникальность лишайников как симбиотических организмов, сочетающих в себе признаки грибов и водорослей.
Задачи:
Образовательные:
-углубить знания о многообразии живых организмов;
- познакомить учащихся с особенностями строения лишайников;
-определить роль лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления.
-развитие познавательного интереса к предмету.
-развитие умения анализировать полученную информацию и формулировать выводы;
Воспитательные:
- воспитание толерантности через работу в малых группах
- экологическое воспитание;
-способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов - гриба и водоросли;
- различать типы лишайников на рисунке учебника и гербарных образцах;
- анализировать особенности внутреннего строения лишайника;
- характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные
- находить отличия;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, парная
Методы: частично - поисковые
Оборудование: микропрепарат « строение лишайника», таблица "Лишайники", гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох).
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с разминки для мозга.
Мотивация
- Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.
Давайте начнем наш урок с разминки для мозга.
Фронтальный опрос изученного материала
1.Какие растения относятся к низшим?(водоросли)
2.Подземная часть гриба?(грибница)
3.Часть гриба, где образуются споры?(шляпка)
4.Тело водорослей ?( таллом)
5.Лекарственное средство, получаемое из водорослей? (йод)
6.Процесс образования органических веществ у растений? (фотосинтез)
7.Взаимовыгодные отношения между двумя организмами?(симбиоз)
8.Симбиоз дерева и гриба?(микориза)
9.как называется наука, занимающаяся изучением грибов? (микология),
10.к какой группе живых организмов по способу питания относятся грибы? (гетеротрофы),
11.из чего состоит вегетативное тело гриба? (из гифов, которые формируют грибницу-мицелий),
-12.что такое микориза? (симбиоз корней деревьев и нитей грибницы, дается пояснение, что такое симбиоз),
13.что такое базидии? (органы спороношения, при прорастании споры образуется гаплоидный мицелий-грибница),
14. как размножаются грибы? (спорами или частями мицелия).
Тестовое задание
1.Грибы схожи с растениями, так как:
А) способны к фотосинтезу
Б) способны неограниченно расти
В) потребляют готовое органическое вещество
Г) содержат целлюлозу
2.Грибы схожи с животными, так как:
А) неподвижны
Б) поглощают воду путем всасывания
В) являются гетеротрофами
г) содержат хитин
3. К трубчатым грибам относятся
А) волнушка
Б) опенок
В) рыжик
Г) подосиновик
4. К пластинчатым грибам относятся
А) белый
Б) сыроежка
В) масленок
Г) подберезовик
5. Какой из перечисленных грибов является несъедобным?
А) трутовик
Б) сыроежка
В) сморчок
Г) вешенка
6. Вегетативное тело гриба образует:
А) микоризу
Б) шляпку
В) мицелий
Г) ножку
7. Фитофтора относится к классу:
А) несовершенные грибы
Б) оомицеты
В) базидиомицеты
Г) сумчатые грибы
III.Изучение нового материала
“Легенда”.
Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.
– Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.
Серые комочки этого растения ветер перекатывает по пустыням Африки и Малой Азии. Встречается съедобный лишайник в полупустынных и пустынных районах Кыргызстана и Туркмении. Этот лишайник называют лишайниковая манна (слайд 1)
Лишайниковая манна
В 1772 году, русский ботаник Паллас доказал, что это лишайник. И назвал этот лишайник лихэн эскулентус – лишайник съедобный. Он очень вынослив и не погибает даже тогда, когда жара в пустыне достигает 70С. Лишайник может высохнуть, а потом опять, впитав влагу из воздуха, продолжать свою жизнь. Они появились на Земле более 100 млн. лет назад. На сегодняшний день их 26 тысяч видов.
Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Лишайники)
Запишите тему урока Строение и многообразие лишайников.
-Ребята, а что вы знаете о лишайниках?
-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Нам необходимо определить какие организмы называют лишайниками
Отгадайте загадку:
Гриб и водоросль дружили,
Вместе ели, вместе пили,
Чтобы я и дальше хорошо рос
Мне важен симбиоз (лишайник)
- Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”.
- Лишайники были известны человеку очень давно. Древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст (372-287 г. до н. э.) описал два лишайника – Уснея и Роселла, которые уже тогда использовали для получения красящих веществ.
- Долгое время лишайники относили то к водорослям, то к мхам. Карл Линней в 1735 году в своей работе «Система природы» описал 90 видов лишайников и включил их в состав водорослей.
- Одним из наиболее удивительных открытий XIX века явилось открытие сущности лишайников. В 1867 году немецкий ботаник Симон Швенденер, доказал, что лишайники – результат симбиоза водорослей и грибов.
ЛишайникиНаука, которая изучает лишайники , называется лихенология. Началом её возникновения принято считать 1803 год. Ученые долго не могли понять загадочность лишайников, и только в 1866 году ученый де Барри предположил, что лишайники составные (комплексные организмы). А в 1867 году русские ботаники А.С. Фаминицын и И.В.Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Используя экспериментальный метод они вымочили лишайники в воде и разделили на 2 организма: гриб, точнее грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов, известных в то время в науке
Лишайники очень неприхотливые организмы. Для жизнедеятельности им необходимы свет, влага и углекислый газ. Влагу они поглощают поверхностью тела во время дождей или из воздуха (роса, туман). В сильную жару высыхают, крошатся, но с появлением воды оживают. Растут эти организмы очень медленно, всего 1-3 мм за год, но дожить могут до 100 лет!
Как вы думаете, почему в крупных городах найти лишайники практически невозможно, даже в парковых зонах?
Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха, могут жить только в чистой, незагазованной местности. Ученые их называют «Индикаторы чистоты».
Лишайники занимают особое место в органическом мире. Появились они очень давно, точная дата не установлена, но примерно четыреста миллионов лет назад, это раньше, чем появились динозавры.
Лишайники — это своеобразная группа живых организмов, тело (слоевище) которых образовано двумя организмами, находящимися в симбиозе
-грибом
-водорослью или цианобактерией
Эти 2 компонента в совокупности и образуют тело лишайника, которое называют слоевищем (слайд 2)
Наружными слоями лишайника являются плотные слои грибных нитей, которые называются корковыми слоями. С помощью грибных нитей, отходящих от нижнего коркового слоя, лишайник прикрепляется к субстрату, на котором произрастает. У некоторых видов нижняя кора отсутствует и он крепится к субстрату нитями сердцевины.
.В слоевище можно выделить 3 слоя: корковый слой, слой водорослей, сердцевина
Самый внешний слой, называемый наружной корой, образован плотно переплетенными гифами гриба, в которой имеются поры.
Несколько глубже располагается слой водорослей, где гифы гриба расположены более рыхло и между ними располагаются клетки водоросли. Водоросли могут находиться только под слоем коры или могут быть pаспpеделены более или менее pавномеpно по всему телу. Обычно клетки водорослей сконцентрированы по периферии – ближе к свету.Центральную часть толщи слоевища занимает так называемая сердцевина, состоящая из рыхлых грибных гиф с большими пустотами, заполненными воздухом. Считается, что этот слой, составляющий около 2/3 толщи слоевища, является запасающим.
Нижняя кора тоньше верхней, но в остальном сходна с ней. От нее отходят особые выросты - ризины, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату
Питание лишайников.
Как же питаются лишайники?
Водоросль, естественно, питается автотрофно, то есть производит органические вещества из неорганических, а гриб потребляет готовые органические вещества, то есть гетеротрофно
Получается,что гриб питается от водоросли. А какая польза для водорсли? Гриб защищает ее от пересыхания ,поставляет воду и минеральные соли, за счет грибов водоросль может жить на суше
Физкультминутка.]
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
Мы часто встречаем лишайники на улице: на стенах домов, на фонарных столбах, на коре деревьев в виде желтоватых или серых пятен.
(слайд 3) Лишайники
Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске, они бывают кустистые, листоватые и накипные.
Накипные лишайники плотно прирастают к тому месту, на котором растут, чаще всего это камни. Они похожи на накипь в чайнике, поэтому и получили название накипные
(слайд 4) Накипные лишайники
У накипных лишайников слоевище имеет вид корочки, плотно сросшейся с субстратом. Толщина корочек различна — от едва заметной накипи или порошковидного налета до 0,5см, диаметр — от нескольких миллиметров до 20-30см. Растут накипные виды на поверхности почв, горных пород, коре деревьев и кустарников, обнаженной гниющей древесине. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.(бацидия).
Листоватые лишайники имеют форму листовидной пластинки, горизонтально расположенной на субстрате (пармелия, стенная золотянка). Обычно пластинки округлые, 10-20см в диаметре. Характерной особенностью листоватых видов является неодинаковая окраска и строение верхней и нижней поверхностей слоевища. У большинства из них на нижней стороне слоевища образуются органы прикрепления к субстрату — ризоиды, состоящие из собранных в тяжи гиф. Растут они на поверхности почвы, среди мхов. Листоватые лишайники по сравнению с накипными являются более высокоорганизованными формами. Они разрастаются на камнях и на коре деревьев, особенно часто встречается на коре осин золотисто-желтая ксантория настенная.
( слайд 5) Листоватые лишайники
Это самые частые лишайники в средней полосе России, лишайники пармелию и ксанторию мы часто наблюдаем в наших лесах
Листоватые лишайники: слоевище в виде пластинок разной формы, немного поднято над поверхностью. (ксантория настенная).
( слайд 6) Листоватые лишайники: пармелия и ксантория
Кустистые лишайники имеют форму прямостоящего или повисающего кустика и прикрепляются к субстрату небольшими участками нижней части слоевища (кладония, исландский лишайник). По уровню организации кустистые виды — высший этап развития слоевища. Их слоевища бывают разных размеров: от нескольких миллиметров до 30-50см. Повисающие слоевища кустистых лишайников могут достигать 7-8м. Примером может служить лишайник, свисающий в виде бороды с ветвей лиственниц и кедров в таежных лесах (бородатый лишайник).
( слайд 7) Кустистые лишайники
. Кустистые лишайники: слоевище напоминает кустики (высотой несколько сантиметров), растущие на поверхности почвы, или длинные нити, напоминающие бороды и свисающие с ветвей деревьев (ягель и бородач).
Это самые сложно устроенные лишайники, встречаются в сухих сосновых борах, образуя сплошной ковер из ветвистых розовых, серых и белых лишайников, в тундре это ягель, известный под названием «олений мох».
Лишайники очень неприхотливы, они растут в самых бесплодных местах, даже на голых скалах, где не живут другие растения. Растут лишайники очень медленно, «олений мох» за год вырастает всего на 1–3 миллиметра.
Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, появляющихся внутри их тела. Эти группы клеток гриба и водоросли образуются во множестве. Тело лишайника разрывается под давлением их разросшейся массы, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками
(слайд 8 ) Размножение лишайника
У лишайников есть еще и половое размножение, открытое учеными совсем недавно. Этот вопрос еще мало изучен.
Лишайники являются организмами-пионерами. Играют роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.
В тундровой зоне, являются главным кормом северных оленей. Могут лакомиться ими свиньи и овцы. Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных — марала, кабарги, косули, лося.
Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые.
Некоторые виды используются человеком в пищу. В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария съедобная , из нее готовят блюдо иватаке. Некоторые виды лишайников (аспицилия – «лишайниковая манна», гигрофора) используются в пищу
Получают красители. Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные, желтые тона. До сих пор в Шотландии некоторые твидовые ткани окрашивают только красителями из лишайников.
Используют в медицине В результате взаимодействия гриба и водоросли образуются специфические вещества, которые нигде в природе больше не встречаются - лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическим действием. Так усниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников, под названием антибиотика бинан введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов, гнойных процессов. Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Еще древние египтяне за 2000 лет до н. э. употребляли их для медицинских целей. Чай из исландского мха эффективен при кашле, желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита и даже при лечении туберкулёза. Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.
Используют парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса. Из лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр.
Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка
Также лишайники являются индикаторами загрязнения воздуха и окружающей среды. Они очень чувствительны к чистоте. Если воздух отравлен заводами, фабриками выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают. Первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные. Очень боятся загрязнения, так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.
Из некоторых видов лишайника получают краску и особое вещество – лакмус, который применяется в химической промышленности, так называемый индикатор
Закрепление.
.-Какие организмы принято называть лишайниками?
-Как называется тело лишайника?
-Кто покажет основные слои в теле лишайника?
-Как же питается такой организм «2 в 1»?
-В чем взаимная выгода таких отношений?
-Как называются такие взаимовыгодные отношения?
Практическая работа
Тема. Изучение строения лишайников.
Цель: закрепить знания о строении лишайников.
Ход работы:
1. Изучите текст о строении лишайника параграф 8 .
2. Зарисуйте строение тела лишайника, подпишите его части.
3. Ответьте письменно на вопросы:
1) Какую роль в теле лишайника выполняют нити грибницы и клетки водорослей?
2) Каким организмом по типу питания является лишайник?
3). В чем преимущество такого способа питания?
4. Сделайте вывод о значении лишайников.
Рефлексия
-Почему их называют «Пионеры растительности»?
- докажите, что лишайники - комплексные организмы.
-Духи , желатин, крахмал, краска, лакмус- что объединяет эти вещества?
-закончите следующие предложения:
Я узнал..
Я умею…
У меня есть вопросы..
Домашнее задание: §8,.ответить на вопросы
Гирофора съедобная: Я, гирофора съедобная, листоватый лишайник, растущий на скалах. Меня тоже употребляют в пищу. В Японии из меня изготовляют различные блюда.
Аспицилия съедобная: я , аспицилия съедобная, листоватый лишайник, обитаю в степной и полупустынной зонах, меня употребляли в пищу древнегреческий народ, которые странствовали по пустыне и бедствовали от нехватки пищи ( варили кашу и пекли лепешки. )
Знаете ли вы, как называется наука, которая изучает лишайники? Лихенология (от греческого слова leichen — означает лишай, лишайник) — это наука о лишайниках.
Давайте с вами более подробно рассмотрим строение лишайников.У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои из плотного сплетения грибных нитей, между которыми находятся сердцевина – рыхлый слой грибных нитей с водорослями. В лишайниках сочетаются 2 компонента: автотрофный – водоросль и гетеротрофный – гриб. Вместе они образуют единое целое. Для каждого вида лишайников характерна постоянная сложившаяся в процессе развития форма симбиоза.
Ребята, а что такое симбиоз? (Симбиоз (от греческого "symbiosis" – "совместная жизнь") это взаимодействие двух и более разных организмов, от которого все получают пользу).
Какая главная особенность, давайте запишем в тетрадь. Особенность: живут атмосферными осадками. Лишайники поглощают воду всей поверхностью тела в основном из атмосферных осадков (дождь, град, снег, роса, иней), влажность слоевищ непостоянна и зависит от влажности окружающей среды. физкультминутку.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
1. Значение лишайников в жизни человека велико. Во-первых, это важнейшие кормовые растения. Лишайники, а именно ягель или олений мох, также исландский мох, служат основным кормом для северных оленей, играющих большую роль в жизни народов Крайнего Севера. Всего олени используют в пищу до 50 видов лишайников, которые составляют 2/3 от общего количества корма, потребляемого ими на пастбищах. Олени одинаково охотно поедают лишайники и зимой и летом. Но если летом для них не менее важным кормом служат различные травы, листья полярной березы и ивы, а также ягоды и грибы, то зимой лишайники — почти единственный источник пищи для этих животных. Олени выкапывают лишайники из-под снега, а когда снежный покров бывает слишком глубок, скусывают лишайники, растущие на скалах, на стволах и ветвях деревьев, особенно повисающие кустистые лишайники. Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных — марала, кабарги, косули, лося.
.Человек использует в пищу лишайники. Например, в Японии одним из деликатесов является листоватый лишайник умбиликария съедобная. Лишайники служат кормом не только для
3. Другая область практического применения лишайников — медицина. Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Еще древние египтяне за 2000 лет до н. э. употребляли их для медицинских целей. Чай из исландского мха эффективен при кашле, желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита и даже при лечении туберкулёза.
4. Лишайники широко используют и как сырье для парфюмерной промышленности. В древности в Египте и позднее, в XV—XVIII вв., из сухих лишайников получали порошки, которые употребляли затем для изготовления пудр, в частности пудр для париков. В настоящее время в парфюмерии используют экстракты этих лишайников.
5. Со времен глубокой древности лишайники служили сырьем для получения красителей. Эти красители использовали для окраски шерсти и шелка. Основной цвет красителей, получаемых из лишайниковых веществ, темно-синий. Но добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные и желтые тона.
6. Также лишайники являются индикаторами загрязнения воздуха и окружающей среды.
Вручаю буклеты “Рецепты блюд с использование лишайников”. Приложение 7
(СЛАЙД 28)А сейчас мы с вами вылетаем из аэропорта “Значимый”, в аэропорт “Экология”. Здесь нас встречает ботаник, и мы послушаем сообщение на тему: “Лишайники индикаторы окружающей среды”
Сообщение. Лишайники являются индикаторами состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к чистоте. Если воздух отравлен заводами, фабриками выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают. Первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные. Очень боятся загрязнения (СЛАЙД 29)уснеи и пармелии. А вот (СЛАЙД 30)ксантория довольно стойко переносит загрязнения воздуха. Лишайники оказались точным “прибором” по определению чистоты воздуха. Благодаря уникальным свойствам лишайников их стали использовать для общей оценки степени загрязнённости атмосферного воздуха. На этой основе стало развиваться особое направление индикационной экологии — лихеноиндикации. (СЛАЙД 31)
(СЛАЙД 32,33)У нас с вами была исследовательская работа по качественной оценки загрязнения воздуха с помощью лишайников. Исследования проводились в двух местах: 1 группа провела исследование у автомобильной дороги, 2 группа провела исследование в лесном массиве.
Давайте заслушаем итоги исследования первой группы.
(СЛАЙД 34) Для определения частоты встречаемости вида лишайника осматривали все выбранные деревья от основания ствола и до нижних ветвей. Степень покрытия определяли на выбранных деревьях на одной высоте примерно 30-150 см. В результате проведённых исследований получены следующие результаты, на 100 квадратных сантиметрах лишайники занимают 14 % от общей площади.
А теперь заслушаем, вторую группу, что у них получилось. (СЛАЙД 35) В результате нашего исследования, получены следующие результаты на 100 квадратных сантиметрах лишайники занимают 45% от общей площади. Проведя наши исследования, можно сделать следующий вывод: Лесной массив является экологически благополучной, т.к. сильных загрязнений воздушной среды не выявлено. А у автомобильной дороги лишайников в малом количестве, это говорит о сильном загрязнении.
(СЛАЙД 36) Ребята, значит, мы с вами можем сделать вывод, чем сильнее загрязнён воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев.
(СЛАЙД 37) (включаю видео “Симфония лишайников”) читает стихи. Приложение 8.
Мы все должны любить природу!
И в ясный день, и в непогоду.
Природа Севера нежна
И человеку так важна.
А все дымящие заводы
Вредны для северной природы.
Коль воздух свеж, и чист, и ясен
Он мхам, лишайникам приятен.
А, если задымлен и грязен, –
То для растений он опасен.
И, если, друг, идешь ты в сопки
За сладкой ягодой морошкой,
Ты будь заботливым и добрым,
Внимательным и осторожным.
И за твою, дружок, заботу
Ответит тундра нам наградой
Грибы, бруснику и чернику
Природа подарить нам рада.
Мы с вами должны оберегать нашу природу для себя и для своих потомков.
(СЛАЙД 38) Аэропорт “Проверочный”, предлагаю вам выполнить тест “Лишайники” с помощью ноутбуков. (СЛАЙД 39) (Приложение 9, Приложение 10)
Какие отметки вам выставила машина?
“5” -; “4” -; “3” -; “2” –
Отложили ноутбуки. А сейчас мы с вами узнаем, какие же виды лишайников произрастают в Тындинском районе, в селе Первомайском. (СЛАЙД 40)
Сообщение учащегося. В Тындинском районе, а именно в селе Первомайском произрастает Пармелия бороздчатая. листоватое, довольно плотно прикреплённое к субстрату, с широкими и узкими плоскими, иногда приподнятыми, сверху матовыми или блестящими, гладкими или морщинистыми, различно окрашенными лопастями. Флавопармелия. Верхняя поверхность желто-зеленая. Лопасти 3-8 мм. Нижняя поверхность черная, с коричневым краем. ЭВЕРНИЯ сливовая. Таллом кустистый, серовато – и желтовато-зелёный или бледно-соломенный. С мягкими, угловато-округлыми или плоскими, лентовидными, ветвящимися лопастями. Растут на деревьях, почве, гнилой древесине. Ксантория постенная, или настенная. Лишайник в виде оранжево-желтых розеток, состоящих из крупных, широких, округлых по краю лопастей. Можно встретить на заборах и стенах построек. Кладония вильчатая – лишайник растёт на открытых местах, в светлых лесах на почве среди мхов, на болотах. Я?гель, или оле?ний мох — группа лишайников рода Кладония Растет как в холодном, так и тёплом климате, в хорошо осушаемой, открытой среде. обладает чрезвычайно высокой морозостойкостью. Растёт очень медленно: 3—5 мм в год. Хороший корм для северных оленей Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий. В Норвегии ягель используется как корм для коров, свиней и овец. Его собирают после дождя, так как в сухом виде он очень ломкий. В высушенном виде сырье может храниться очень долго и не подвергается порче. Для коров высушенный ягель смачивают подсоленной водой и добавляют к сену. Или же заваривают кипятком и дают скоту и свиньям. Питательная ценность ягеля очень высока. 1 центнер ягеля заменяет 3 центнера картофеля.
И мы с вами отправляемся в полёт, конечная остановка МОУ “Первомайская СОШ”.
Закрепление урока:
Ребята, что нового вы узнали?
Как называется наука, которая изучает лишайники?
На ваших столах находятся сигнальные карточки, я буду вам зачитывать утверждение, если оно верное, то поднимаете красную, если неверно, то синюю.
Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем или талломом (красный)
Различают 2 основных типа слоевищ лишайников (синий)
Наиболее простой тип лишайника кустистый (синий)
Автотрофный компонент лишайника — гриб (синий)
Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха (красный)
(Приложение 11) Игра “Загадочные термины” – цибгарни (грибница);
– соловродь (водоросль);
– елягь (ягель);
– ярпилема (пармелия);
– ишилканай (лишайник)
– тывилсоета (листоватые)
– канипыне (накипные)
– сетускиты (кустистые).
Заключение. Лишайники являются неотъемлемой частью северной природы, ценной, незаменимой, полезной и красивой. И пока в сопках наш глаз будут радовать разноцветные лишайники, мы можем спокойно дышать чистым свежим воздухом. И о себе мы можем сказать:
Ученица:
,
Я сегодня а уроке про лишайники узнала,
И от этого намного образованнее стала,
И теперь как выйду в сопки,
И вокруг я погляжу,
Я о северной природе очень грамотно сужу.
Знаю, что такое ягель,
И в лишайниках я – “ас”,
Не желаете послушать?
Расскажу про них сейчас.
Гриб и водоросль вместе очень дружно так живут.
Образуют слоевище. Их лишайники зовут.
Немного истории: русское название лишайники получили за внешнее сходство с такими кожными заболеваниями, как лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как «бородавка», что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.
Наука, которая изучает лишайники , называется лихенология. Началом её возникновения принято считать 1803 год. Ученые долго не могли понять загадочность лишайников, и только в 1866 году ученый де Барри предположил, что лишайники составные (комплексные организмы). А в 1867 году русские ботаники А.С. Фаминицын и И.В.Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Как вы думаете, какой метод они использовали? (экспериментальный). Они вымочили лишайники в воде и разделили на 2 организма: гриб, точнее грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов, известных в то время в науке
Лишайники очень неприхотливые организмы. Для жизнедеятельности им необходимы свет, влага и углекислый газ. Влагу они поглощают поверхностью тела во время дождей или из воздуха (роса, туман). В сильную жару высыхают, крошатся, но с появлением воды оживают. Растут эти организмы очень медленно, всего 1-3 мм за год, но дожить могут до 100 лет!
В крупных городах найти лишайники практически невозможно, даже в парковых зонах они встречаются редко. Как вы думаете, почему? Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха, могут жить только в чистой, незагазованной местности. Ученые их называют «Индикаторы чистоты».
Лишайники занимают особое место в органическом мире. Появились они очень давно, точная дата не установлена, но примерно четыреста миллионов лет назад, это раньше, чем появились динозавры.
Лишайники — это своеобразная группа живых организмов, тело (слоевище) которых образовано двумя организмами, находящимися в симбиозе
-грибом
-водорослью или цианобактерией
Эти 2 компонента в совокупности и образуют тело лишайника, которое называют слоевищ
Наружными слоями лишайника являются плотные слои грибных нитей, которые называются корковыми слоями. С помощью грибных нитей, отходящих от нижнего коркового слоя, лишайник прикрепляется к субстрату, на котором произрастает. У некоторых видов нижняя кора отсутствует и он крепится к субстрату нитями сердцевины.
.В слоевище можно выделить 3 слоя: корковый слой, слой водорослей, сердцевина
Самый внешний слой, называемый наружной корой, образован плотно переплетенными гифами гриба, в которой имеются поры.
Несколько глубже располагается слой водорослей, где гифы гриба расположены более рыхло и между ними располагаются клетки водоросли. Водоросли могут находиться только под слоем коры или могут быть pаспpеделены более или менее pавномеpно по всему телу. Обычно клетки водорослей сконцентрированы по периферии – ближе к свету.
Центральную часть толщи слоевища занимает так называемая сердцевина,состоящая из рыхлых грибных гиф с большими пустотами, заполненными воздухом. Считается, что этот слой, составляющий около 2/3 толщи слоевища, является запасающим.
Нижняя кора тоньше верхней, но в остальном сходна с ней. От нее отходят особые выросты - ризины, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату
Питание лишайников.
Как же питаются лишайники?
Легко!Водоросль,естественно,питается автотрофно,то есть производит органические вещества из неорганических,а гриб потребляет готовые органические вещества, то есть гетеротрофно
Получается,что гриб питается от водоросли. А какая польза для водорсли? Гриб защищает ее от пересыхания ,поставляет воду и минеральные соли,за счет грибов водоросль может жить на суше
]
Мы часто встречаем лишайники на улице: на стенах домов, на фонарных столбах, на коре деревьев в виде желтоватых или серых пятен.
Лишайники
Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске, они бывают кустистые, листоватые и накипные.
Накипные лишайники плотно прирастают к тому месту, на котором растут, чаще всего это камни. Они похожи на накипь в чайнике, поэтому и получили название накипные
Накипные лишайники
У накипных лишайников слоевище имеет вид корочки, плотно сросшейся с субстратом. Толщина корочек различна — от едва заметной накипи или порошковидного налета до 0,5см, диаметр — от нескольких миллиметров до 20-30см. Растут накипные виды на поверхности почв, горных пород, коре деревьев и кустарников, обнаженной гниющей древесине. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.(бацидия).
Листоватые лишайники имеют форму листовидной пластинки, горизонтально расположенной на субстрате (пармелия, стенная золотянка). Обычно пластинки округлые, 10-20см в диаметре. Характерной особенностью листоватых видов является неодинаковая окраска и строение верхней и нижней поверхностей слоевища. У большинства из них на нижней стороне слоевища образуются органы прикрепления к субстрату — ризоиды, состоящие из собранных в тяжи гиф. Растут они на поверхности почвы, среди мхов. Листоватые лишайники по сравнению с накипными являются более высокоорганизованными формами. Они разрастаются на камнях и на коре деревьев, особенно часто встречается на коре осин золотисто-желтая ксантория настенная.
Листоватые лишайники
Это самые частые лишайники в средней полосе России, лишайники пармелию и ксанторию мы часто наблюдаем в наших лесах
Листоватые лишайники: слоевище в виде пластинок разной формы, немного поднято над поверхностью. (ксантория настенная).
Листоватые лишайники: пармелия и ксантория
Кустистые лишайники имеют форму прямостоящего или повисающего кустика и прикрепляются к субстрату небольшими участками нижней части слоевища (кладония, исландский лишайник). По уровню организации кустистые виды — высший этап развития слоевища. Их слоевища бывают разных размеров: от нескольких миллиметров до 30-50см. Повисающие слоевища кустистых лишайников могут достигать 7-8м. Примером может служить лишайник, свисающий в виде бороды с ветвей лиственниц и кедров в таежных лесах (бородатый лишайник).
Кустистые лишайники
. Кстистые лишайники: слоевище напоминает кустики (высотой несколько сантиметров), растущие на поверхности почвы, или длинные нити, напоминающие бороды и свисающие с ветвей деревьев (ягель и бородач).
Это самые сложно устроенные лишайники, встречаются в сухих сосновых борах, образуя сплошной ковер из ветвистых розовых, серых и белых лишайников, в тундре это ягель, известный под названием «олений мох».
Лишайники очень неприхотливы, они растут в самых бесплодных местах, даже на голых скалах, где не живут другие растения. Растут лишайники очень медленно, «олений мох» за год вырастает всего на 1–3 миллиметра.
Физминутка
Если посмотреть на лишайник под микроскопом (рис. 6), мы увидим, что это организм составной. Он состоит из гриба и водоросли, живущих как один организм.
Лишайник под микроскопом
Гриб – это переплетенные нити, водоросли – это одноклеточные крохотные существа. Гриб оплетает колонию водорослей, напоминая по виду рыболовную сеть. Переплетенные нити гриба снаружи сплетаются довольно плотно, а в средних частях лежат свободнее. Эти плотные нити называются корой лишайника, а средняя часть – сердцевиной
Строение лишайника
Одноклеточные водоросли располагаются ближе к коре лишайника, там, где можно получить больше света. На грибных нитях иногда появляются присоски, которые приникают внутрь клеток водоросли.
Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а в клетках водорослей в процессе фотосинтеза образуются органические вещества. Мы видим, что лишайник – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе, а симбиоз – не только обоюдополезное сосуществование двух организмов, но и любое совместное проживание двух живых существ
Гриб дает водорослям воду, они обеспечивают гриб питанием. Лишайник впитывает влагу всей поверхностью тела, главным образом влагу дождей, росы и туманов.
Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, появляющихся внутри их тела. Эти группы клеток гриба и водоросли образуются во множестве. Тело лишайника разрывается под давлением их разросшейся массы, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками
Размножение лишайника
У лишайников есть еще и половое размножение, открытое учеными совсем недавно. Этот вопрос еще мало изучен.
Лишайники могут расти в самых неблагоприятных местах, выносливее их могут быть только некоторые бактерии. Лишайники могут расти на голых скалах, на камнях , готовя место жизни для других организмов, отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы.
Произрастание лишайников на скалах и камнях
Лишайники могут расти в суровых условиях Арктики, в тундре, где практически вся почва покрыта лишайниками
Произрастание лишайника в условиях севера и в тундре
Лишайники служат пищей для животных, которые находятся в тундре, таких как северный олень, то есть они участвуют в цепях питания.
Человек научился использовать некоторых из лишайников. В одной из легенд говорится о том, что в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Изможденные люди стали есть эти крупинки и, насытившись, обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, – это съедобный лишайник. Серые комочки этого растения ветер перекатывает по пустыням Африки и Малой Азии. Встречается съедобный лишайник в полупустынных и пустынных районах Кыргызстана и Туркмении. Этот лишайник называют лишайниковая манна
Лишайниковая манна
Сильный ветер в пустыне поднимает этот сухой лишайник вверх, и когда ветер утихает, то лишайник буквально падает с неба. Из некоторых видов лишайника получают краску и особое вещество – лакмус, который применяется в химической промышленности, так называемый индикатор
Лакмусовая бумага
Если растворить порошок лакмуса в воде, она будет фиолетового оттенка, при попадании нескольких капель лимонной кислоты цвет воды мгновенно меняется, а при добавлении соды лакмус снова становится фиолетовым.
Парфюмерная промышленность применяет их для придания стойкости духам, а текстильная – для покраски тканей. Известны также виды с антибактериальными свойствами, которые используют при изготовлении лекарств, для борьбы с туберкулезом, фурункулезом.
ОбобщениеМы увидели, что лишайники – составные организмы. Их компонентами являются грибы и одноклеточные водоросли. Питаются они с помощью фотосинтеза водорослей, а гриб поедает водоросли, что носит название умеренного паразитизма. Лишайники неприхотливы: они растут в сложных условиях, размножаются вегетативно – частями тела, хотя известно и половое размножение лишайников.
Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.
В тундровой зоне, являются главным кормом северных оленей. Могут лакомиться ими свиньи и овцы.
Некоторые виды используются человеком в пищу. В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария, из нее готовят блюдо иватаке. В конце 19 века лишайники в больших количествах продавали на рынках Токио, но в середине 20 века исчезли из продажи - истощились запасы. Многие народы, путешественники, люди находящиеся в бедственном положении своим спасением и выживанием обязаны лишайникам!
Получают красители. Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные, желтые тона. До сих пор в Шотландии некоторые твидовые ткани окрашивают только красителями из лишайников.
Используют в медицине В результате взаимодействия гриба и водоросли образуются специфические вещества, которые нигде в природе больше не встречаются - лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическим действием. Так усниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников, под названием антибиотика бинан введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов, гнойных процессов.
Используют парфюмерной промышленности. Из лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр.
Закрепление.
1.-Какие организмы принято называть лишайниками?
-Выйдите к доске и покажите два эти организма –гриб и водоросль?
-Как называется тело лишайника?
-Кто покажет основные слои в теле лишайника?
-Как же питается такой организм «2 в 1»?
-В чем взаимная выгода таких отношений?
-Как называются такие взаимовыгодные отношения?
-«А теперь мы пришли с вами к самому важному моменту: лишайники- это два организма, живущих в симбиозе.
2.- А теперь выполните проверочную работу и оцените себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «-».
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет стебель с листьями. (-)
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.(+)
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.(+)
4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.(+)
5. Лишайники - первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.(+)
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.(+)
7. Тело лишайника называется слоевище.(+)
8. Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.(+)
9. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.(-)
10. Размножаются лишайники спорами.(-)
11. Лишайники подразделяются на накипные, кустистые и листоватые.(+)
12. Лишайники приносят вред природе.(-)
Рефлексия
-Почему их называют «Пионеры растительности»?
- докажите, что лишайники - комплексные организмы.
-Духи , желатин, крахмал, краска, лакмус- что объединяет эти вещества?
-закончите следующие предложения:
Я узнал..
Я умею…
У меня есть вопросы..
Домашнее задание: §26,.ответить на вопросы
БИОЛОГИЯ
5 класс
Тема: ЛИШАЙНИКИ
Выполните проверочную работу и оцените себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «-».
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет стебель с листьями. (-)
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.(+)
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.(+)
4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.(+)
5. Лишайники - первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.(+)
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.(+)
7. Тело лишайника называется слоевище.(+)
8. Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.(+)
9. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.(-)
10. Размножаются лишайники спорами.(-)
11. Лишайники подразделяются на накипные, кустистые и листоватые.(+)
12. Лишайники приносят вред природе.(-)
Значение в природе:
А) Играют роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса.
Б) Корм для животных. Такие лишайники как олений мох, или ягель, исландский мох, поедаются северными оленями, маралами, косулями, лосями, беспозвоночными животными.
В) Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые.
Значение в жизни человека:
А) Являются организмами – индикаторами для определения условий окружающей среды, качества воздуха (лихеноиндикация), так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.
Б) Некоторые виды лишайников (аспицилия – «лишайниковая манна», гигрофора) используются в пищу
В) Используют лишайники и в парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса.
Г) Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.
Д) Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка
IV. Закрепление материала
Гирофора съедобная: Я, гирофора съедобная, листоватый лишайник, растущий на скалах. Меня тоже употребляют в пищу. В Японии из меня изготовляют различные блюда.
Аспицилия съедобная: я , аспицилия съедобная, листоватый лишайник, обитаю в степной и полупустынной зонах, меня употребляли в пищу древнегреческий народ, которые странствовали по пустыне и бедствовали от нехватки пищи ( варили кашу и пекли лепешки. )
Гирофора: Это неприхотливые накипные лишайники, напоминающие разноцветные корочки.
Дима: Теперь мне понятно, почему вас называют первопроходцами, пионерами - растительности. Лишайники поселяются там, где не выживет никакое другое растение.
Я слышал, что еще в древние времена лишайники являлись
чудодейственными лечебными растениями. Так ли это?
Автор: Да, лишайниковые кислоты обладают антибиотическим действием.
Усиновая кислота: Я усиновая кислота, - сильный антибиотик (при ангине), который используют в медицине и в ветеринарии. Индейцы и китайцы употребляют некоторые виды лишайников как отхаркивающее средство, в Индии пельтигеру собачью используют от болезней печени, в северных странах пьют отвар из цетрарии исландской при воспалении дыхательных путей.
Эверния сливовая (дубовый мох): Я эверния сливовая или дубовый мох. Из меня извлечено вещество резиноид, который используют в парфюмерной промышленности для закрепления аромата. Поэтому меня добавляют в духи, одеколоны и душистые мыла. Кроме этого меня применяют в странах Северной Африки для ароматизации хлеба.
Автор: Охролехию виннокаменную, растущую на скалах и почве в северных районах местные жители используют как красители, а из некоторых получают лакмус, без которого не обходится ни одна химическая лаборатория.
Дима: Я слышал, что иногда вас называют «чистюли». Почему? объясните
Эверния сливовая: Да, потому что мы не выносим дыма, копоти, сернистых газов.
Олений мох: Мы индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Чем больше индустриализирован город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше встречается в нем различные виды лишайников, тем меньшую площадь они покрывают на стволах деревьев, и тем ниже их жизнеспособность.
Усиновая кислота: При повышенной степени загрязненности воздуха первыми исчезают
кустистые лишайники, за ними - листовые и последними - накипные.
Автор: Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы познакомились с
удивительной группой низших растений - лишайники. Берегите нас. Не сдирайте с коры
деревьев. Ведь лишайники создают
неповторимый ландшафт наших лесов, тундр, горных районов.
Вспомните, как медленно мы растем, какие героические усилия
прикладываем, чтобы выжить.
естовое задание проецируется на экране: (работают ученики первого варианта первого ряда)
1.Грибы схожи с растениями, так как:
А) способны к фотосинтезу
Б) способны неограниченно расти
В) потребляют готовое органическое вещество
Г) содержат целлюлозу
2.Грибы схожи с животными, так как:
А) неподвижны
Б) поглощают воду путем всасывания
В) являются гетеротрофами
г) содержат хитин
3. К трубчатым грибам относятся
А) волнушка
Б) опенок
В) рыжик
Г) подосиновик
4. К пластинчатым грибам относятся
А) белый
Б) сыроежка
В) масленок
Г) подберезовик
5. Какой из перечисленных грибов является несъедобным?
А) трутовик
Б) сыроежка
В) сморчок
Г) вешенка
6. Вегетативное тело гриба образует:
А) микоризу
Б) шляпку
В) мицелий
Г) ножку
7. Фитофтора относится к классу:
А) несовершенные грибы
Б) оомицеты
В) базидиомицеты
Г) сумчатые грибы
Индивидуальные задания на карточках (работают ученики второго варианта третьего ряда): вписать в таблицу особенности царства грибов
Царство Грибы
Сходство с растениями | Сходство с животными |
|
|
|
|
|
|
|
|
(фронтальный опрос изученного материала)
-как называется наука, занимающаяся изучением грибов? (микология),
-к какой группе живых организмов по способу питания относятся грибы? (гетеротрофы),
-из чего состоит вегетативное тело гриба? (из гифов, которые формируют грибницу-мицелий),
- что такое микориза? (симбиоз корней деревьев и нитей грибницы, дается пояснение, что такое симбиоз),
-что такое базидии? (органы спороношения, при прорастании споры образуется гаплоидный мицелий-грибница),
- как размножаются грибы? (спорами или частями мицелия).
Сходство с растениями | Сходство с животными |
Неограниченный рост | Гетеротрофный способ питания |
Пищу всасывают, а не захватывают | Наличие среди продуктов обмена-мочевины |
Неподвижны | Запасной продукт-гликоген |
| В оболочке клеток имеется углевод хитин |
1-Б
2-Б, Г
3-Г
4-Б
5-А
6-В
7-Б
43