Синтаксическая разминка.
Ни у кого в классе часов не было.
- Замените словосочетание ехидно произнес, построенного на основе примыкания словосочетанием со связью управления.
Урок русского языка в 8 классе
Междометие как часть речи
Морфологические признаки и синтаксическая роль
Общее значение
- Выражает различные чувства и побуждения к действию, но НЕ НАЗЫВАЕТ их
Неизменяемая часть речи
Не является членом предложения
Группы междометий по значению
Выражающие побуждение к действию
Выражающие различные чувства
Приказ, побуждение, зов, запрет, оклик, приветствие, прощание :
Айда, марш, стоп, эй, караул, здорово, пока
Радости, печали, удивления, страха, гнева, возмущения, презрения, отвращения:
О, ой, ах, эх, увы, увы, ага, батюшки, чёрт побери, фи
Значение междометий
Междометия
1.Эмоциональные выражают различные чувства, настроения(восторг, удивление, страх, горе, насмешку, укол и т.д.)
Примеры
Ах, ох, ба, о, эх, эй, увы, ура, фу, фи, тьфу, ага, ай-ай-ай, батюшки, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, гм, ишь, с ума сойти, ужас, упаси бог.
ІІ. Императивные (повелительные) выражают различные побуждения (желания удалить кого-либо, прекратить разговор или шум, побуждение к речи, обращение к людям или животным команды и призывы)
Ах, голова горит, вся кровь моя в волнении! (А.Грибоедов)
Ай, ребята пойте, только гусли стройте! (М. Лермонтов)
Ба! Знакомые все лица. (А.Грибоедов)
Алло, ау, эй, на , ну, вали, караул, тс, чш, тш, айда, марш, стоп, тпру, кис-кис, цып-цып, брысь, кыш, шабаш
ІІІ. Этикетные выражают общепринятые формулы речевого этикета
Эй, ямщик, смотри: что там такое чернеется? ( А.С.Пушкин)
Ну-ну , Саваельич!Полно, помиримся, виноват. ( А.С.Пушкин)
А вон-вон: это облачко. ( А.С.Пушкин)
Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), извини(те), будьте добры, будьте любезны, всего хорошего.
Здравствуйте ! Это же – будьте здоровы !
Знаки препинания при междометиях
- Междометия В Ы Д Е Л Я Ю Т С Я:
Эй , завяжи на память узелок…
Как я люблю море, ах, как я люблю море!
М, …
… , М , …
Восклицательным знаком,
Если произносятся с повышенной интонацией:
О! Как интерсно он расказывает.
М!...
- Изучаем правила на стр. 172-173 учебника.
- Выполняем упражнения 267, 268, 269.
- Возьмите на заметку! Стр. 174.(конспект)
- Упражнение 271,272, 274.
рефлексия
- Какая тема урока?
- Что нового узнали?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
Выборочный диктант Выписать междометия, определить группу по значению
- Эй! Садись ко мне, дружок..
- Ой! Как страшно.
- Чу! Конь стучит копытами.
- Браво! Повторите куплет!
- Ну, выкинул ты штуку!
Вставьте подходящие по смыслу междометия и выделите их знаками препинания
- Как красиво весной в лесу!
- Мы победили!
- Какой неряшливый мальчик!
- Каникулы кончились.
- Возвращайся скорее, мама
- Айым, принеси мою книгу.
- Как больно!
Ну, ай-ай-ай,
ой, о, увы, ура,
пожалуйста, фу
Как красиво зимой в лесу !
Мы победили !
Представьте , что вы прекрасном в саду. Составьте предложения с междометиями
Как больно !
Представьте , что вы в саду. Составьте предложения с междометиями
Составить диалоги по ситуациям.
- Пригласить друга (подругу) в город
- Пригласить друга (подругу) в ауыл
Обобщение
- Что выражает междометие?
- Каковы морфологические признаки междометия?
- Какова его синтаксическая роль?
- На какие группы по значению делятся междометия?
- Какими знаками препинания и в каких случаях они выделяются? Примеры.