Тема урока: «Небесные тела» 5 класс
Цель урока: дать понятие о небесных телах, уметь их различать и характеризовать;
- развивать умения аргументировать свой ответ, используя дополнительные источники географических знаний.
-научиться получать информацию, пользуясь ПК.
- закрепить навыки работы с ПК
Оборудование: ПК, презентация «Небесные тела», видеоролик «Крымский метеорит», «Планеты Солнечной системы».
Тип урока: приобретение новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация урока.
Учитель природоведения
1.Ребята, мы изучаем тему «Вселенная». Что больше Космос или Вселенная?
2. Что такое небесная сфера?
- ЭТО ВНУТРЕННЯЯ ПОВЕРХНОСТЬ ВООБРАЖАЕМОГО ШАРА ПРОИВОЛЬНОГО РАДИУСА, НА КОТОРОМ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА РАСПОЛОЖЕНЫ ТАК, КАК НАБЛЮДАТЕЛЬ ВИДИТ ИХ НА ЗВЁЗДНОМ НЕБЕ.
3. Что мы, земляне, можем видеть на небе?
4. На небе днём звёзды есть?
5. Почему мы не видим днём звёзды?
6. Какая к нам расположена ближайшая звезда?
7.Сколько звёзд на небе?
8. По какому созвездию можно определить направление на север?
9. Какие созвездия Вы знаете?
III. Мотивация урока
Сегодня мы расширим знания о Космосе. Цель нашего урока: «Небесные тела». Мы должны научиться различать небесные тела, уметь их характеризовать. Я знаю, у вас есть друг, с которым вы постоянно играете, и с его помощью вы общаетесь с друзьями. А сегодня он будет для вас учителем. Это компьютер.
IV. Приобретение новых знаний.
Учитель информатики.
Правила работы с компьютером.
Краткий инструктаж обращения с ПК
Методика работы по теме.
Под руководством учителя информатики с помощью ПК учащиеся изучают тему «Небесные тела».
Физкультминутка.
Просмотр видеоролика «Планеты Солнечной системы»
Учитель природоведения
А теперь ребята проверим, как вы усвоили знания по теме «Небесные тела» с помощью ПК.
IV. Закрепление нового материала
Назвать небесные тела.
Назвать общие черты характерны для планеты и звезды.
1) космические тела
2) имеют шарообразную форму.
Чем отличается звезда от планеты?
Звезда излучает свет, а планета светит отраженным светом.
Звёзды живут вечно?
Чем отличаются звёзды друг от друга?
Температурой, размерами, цветом.
Как далеко находится Солнце от Земли
150 млн. км
А какая по счёту наша планета Земля от Солнца?
Что происходит на поверхности Солнца?
Происходят химические реакции, сопровождающие сетом и теплом
Спутники обращаются по орбите вокруг другого тела? Какие бывают спутники?
Есть ли спутник у Земли? Как он называется?
Назовите общие черты, характерны для планет и астероидов.
Н е излучают света и тепла обращаются по собственным орбитам вокруг Солнца.
Между какими планетами находиться пояс астероидов?
Пояс астероидов находится между Марсом и Юпитером.
Какие орбиты у комет?
Вытянутые
Из чего состоят кометы?
Из льда, газов и мелких обломков
Что происходит при испарении во время таяния льда?
Какие небесные тела сгорают в атмосфере, не достигнув её поверхности?
М етеориты
Учитель информатики.
А сейчас, ребята, Вам вопросы будет задавать Ваш друг компьютер.
Учащиеся, используя ПК, отвечают на вопросы.
Что не является небесным телом?
А- Земля
Б- Воздух
В- Звезда
Очень вытянутые орбиты имеют
А - Комета
Б - Астероид
В – Планеты
Пояс астероидов находится между орбитами
А- Марса и Венеры
Б - Марса и Юпитера
В – Марса и Земли
Кратковременная вспышка на небе это след
А – Звезды
Б - Метеорита
В – Метеора
Небесное тело Луна –это
А- Планета
Б – Спутник
В – Звезда
«Хвостатое» небесное тело – это
А – Планета
Б- Спутник
В – Комета
Светится отражённым светом
А – Звезда
Б - Планета
В – Комета
Астероид
А- Излучает свет
Б – Излучает тепло
В – Не излучает ни света, ни тепла
Достигает поверхность Земли
А – Метеорит
Б – Комета
В – Астероид
Земля от Солнца
А – Вторая
Б – Третья
В - Четвёртая
Правильные ответы
Б
А
Б
В
Б
В
В
В
А
10 - Б
Ребята самостоятельно проверяют и оценивают свои ответы.
Самопроверка. Самооценка.
Учитель природоведения
Ребята, предлагаю Вам ответить на дополнительные вопросы.
Отгадайте ребусы. За каждый правильный ответ по одному баллу.
КАКИЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА ЗАШИФРОВАНЫ В ЭТИХ РЕБУСАХ?
ЧТО ВЫ О НИХ ЗНАЕТЕ?
б)
Б)
Ж = н
Учитель информатики
Беседа.
Ребята, зачем нам, землянам, необходимы знания о Космосе, небесных телах?
Просмотр видеоролика о Крымском метеорите (выброс болидов из созвездия Единорога), который был виден на ночном Крымском небе 27 ноября.
Учитель природоведения
V. Итог урока
Метод микрофон.
Что нового узнал на уроке?
Что особенно удивило на уроке?
Что запомнилось?
Что понравилось?
Какую роль сыграл ПК на уроке?
О чём хотел бы ещё узнать по данной теме?
VI. Домашнее задание. Параграф 21. Стр. 91 Проверка знаний. Сообщение, презентация о Солнце. Повторить строение компьютера.
Краткая аннотация урока.
Класс: 5 класс
Тема: Вселенная
Тема урока: «Небесные тела»
Тип урока: интегрированный урок: природоведение – информатика; урок приобретения новых знаний,
Продолжительность урока: 45 минут
Цели: расширить знания о строении Вселенной, развивать у школьников умение получать знания при помощи компьютера и использовать эти знания, развивать интерес к естественным наукам; связать природоведение с другими науками, воспитать культуру, уважение к собеседнику, умение достойно вести спор, корректировать при отстаивании своего мнения.
Задачи:
Общеобразовательные: развитие интереса к приобретению знаний при помощи ПК, сформировать навыки самостоятельной работы с ПК, развитие познавательного интереса к естественным наукам, к активной творческой деятельности, сформировать представления о небесных телах, добиться более глубокого и прочного освоения изучаемой темы с помощью практического использования ПК.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательно и грамотно работать с ПК.
Воспитательные: развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, расширение знаний о небесных телах, умение получать информацию при помощи ПК, приобретение знаний о возможностях при работе с информацией и назначением Интернета, проводить самооценку и самоанализ своих знаний.
Формы организации работы детей: дискуссия, Интернет- урок.
Формы организации работы учителя: презентация, учебная дискуссия, проблемный урок, видеоролик «Крымский метеорит», видеоролик «Планеты Солнечной системы».
Технические условия: компьютерный класс; подключение к Интернет;
Используемое оборудование: компьютерный класс, ПК; web-страница (предварительно подготовленная учителем); на доске: тема и цели урока, домашнее задание.