СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «По одежке встречают...»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский родной язык. Тема "По одёжке встречают". УМК О.М. Александровой 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «По одежке встречают...»»

Тема урока: «По одежке встречают...»

Перспективная цель: формирование представления о русском языке как развивающемся явлении, связанным с историей народа.

Актуальная цель: формировать представление учащихся об одежде, которую носили на Руси; познакомить со словами, обозначающими предметы одежды в прошлом в процессе смены видов учебной деятельности.


Задачи:

Обучающая - формировать у учащихся знание об одежде, которую носили на Руси; умение объяснять значение и происхождение слов, называющих то, во что раньше одевались; объяснять смысл устойчивых словосочетаний, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта; умения извлекать информацию из текстов различных жанров в процессе выполнения учебных заданий.

Развивающая – развивать память, речь, воображение, словесно-логическое мышление в процессе объяснения учителя.

Воспитательная – воспитывать самостоятельность, ответственность за результаты свой деятельности, интерес к изучению русского родного языка.


Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): учащиеся будут знать об одежде, которую носили на Руси; уметь объяснять значение устаревших слов, называющих то, во что раньше одевались, смысл устойчивых словосочетаний, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта, уметь извлекать информацию из текстов различных жанров в процессе выполнения учебных заданий.


Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: учащиеся будут строить речевые высказывания в соответствии с задачей, включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность; проявлять стремление ладить с собеседниками, вежливо общаться; признавать свои ошибки.

Познавательные: учащиеся будут перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать различные ситуации; делать выводы на основе обобщения знаний; ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные: учащиеся будут формулировать учебную задачу урока, планировать свою деятельность; контролировать и оценивать результаты своей деятельности по выбранным критериям.


Личностные (соответствуют поставленным задачам): учащиеся будут проявлять интерес к изучению родного русского языка.


Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, О.М. Александрова, презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска, карточки-задания.


Литература: учебник «Русский родной язык» 2 класс, О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, «Поурочные разработки по русскому родному языку» к УМК О.М. Александровой 2 класс.


Тип урока: открытия новых знаний.


Вид урока: комбинированный.


Принципы: доступности, наглядности, целесообразности, психологической комфортности, целесообразности.


Методы, приемы: словесные (беседа), наглядные (работа с интерактивной доской), практические (выполнение упражнений в тетради, работа с интерактивной доской).

Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок


- Ребята, скажите, пожалуйста, что за урок у нас сейчас? 

- Правильно. А как вы думаете, для чего нам знания Родного Русского языка? 


- Для изучения этого предмета создан вот такой интересный учебник (Слайд)


- Сегодня на уроке нас ждет много открытий. Пожелаем друг другу успехов!

Доброжелательный настрой на урок



- Родной Русский язык.


- Чтобы правильно говорить, чтобы жить и понимать друг друга.





Слушают учителя. Настраиваются на урок.

Личностные:

будут проявлять интерес к родному русскому языку.


3. Актуализация знаний и целеполагание


Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке

Определяется степень освоения ранее изученных способов действия


- Посмотрите на эти слова: платье, кафтан, пиджак, душегрейка, брюки, шляпа, кокошник (Слайд)

- Прочитайте их.



- Что вы увидели, что можете о них сказать, что их объединяет?

- По какому признаку их можно разделить на две группы?



- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?


- Давайте откроем учебник на с.4 и прочитаем название раздела.

- Прочитайте с какими тематическими группами мы будем знакомится в этом разделе.

- Прочитайте название темы.

- Из какой пословицы это выражение?

- Как вы поняли, что мы сегодня узнаем на уроке?

- Откройте с. 3 Вспомните, с какими условными обозначениями мы встретимся на страницах учебника. Прочитайте объяснение к каждому значку. (Слайд)

- А теперь, закройте условные обозначения тетрадкой и объясните соседу по парте смысл этих знаком.

- Откройте тетради, запишем число, классная работа.



- Итак, вы готовы отправится в путь за знаниями?

- Что мы с собой возьмем?

(Слайд)

В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке





Читают слова на слайде:

- Платье, кафтан, пиджак, душегрейка, брюки, шляпа, кокошник.


- Это предметы одежды.

- В первую группу можно отнести слова, обозначающие предметы современной одежды, а ко второй – старинной.

- Мы будем знакомится с предметами одежды в прошлом, мы будем говорить о прошлом и современном.

- Русский язык: прошлое и настоящее.

- Читает ученик:

- Детская одежда, традиционная еда, забавы, игрушки, домашняя утварь.

- По одежке встречают…

- По одежке встречают, провожают по уму.

- Мы узнаем, как называлась одежда в прошлом.

По очереди читают условные обозначения.


Работают в паре.


Проговаривают правило:

- Я тетрадочку открою, уголочком положу…

Записывают число, классная работа.



- Внимание, старание, уважение, знания, самоконтроль.


Метапредметные: Коммуникативные: будут строить речевые высказывания в соответствии с задачей, уметь вести диалог.

Регулятивные: будут формировать учебную задачу, планировать свою деятельность.


Личностные:

будут проявлять интерес к родному русскому языку

4. Открытие нового знания


Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия

Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия


- Где мы можем получить знания?

- Откроем учебники на с. 4 прочитаем, что означает этот знак?

- Прочитайте вопрос.





- Как вы на него ответите?


- Давайте ниже рассмотрим иллюстрацию на с.4 на, что здесь изображено?

- Назовите головные уборы мужчины и женщины.

- Назовите верхнюю одежду мужчины.

- Назовите верхнюю одежду женщины.

- Назовите слова, обозначающие предметы обуви.

- Как называется пояс, которым подпоясывались мужчины?

- Определите из каких корней состоит слово «Душегрейка»? (Слайд)

- Почему этот предмет так называется?

- Какие предметы одежды носили и мужчины и женщины?

- Прочитайте вопрос на с.5



- Как вы на него ответите?


- Ниже прочитайте текст.


- Как вы теперь ответите на вопрос?

- Что означало слово «рубаха» в прошлом?


- Рассмотрите рубахи на иллюстрации ниже.

- Что вас удивило? Чем отличается покрой этих рубах от современных рубашек?

- Прочитайте устойчивые выражения, записанные на слайде.

(Слайд)

- Какое значение они имеют?



- Продолжите чтение рубрики на с.6


- Оправдались ли ваши предположения?

- А теперь подведем итог. С какими словами, называющими одежду и обувь, вы познакомились?



Осваивают новые способы действия при изучении нового знания


- В учебнике.

Читает ученик.

- Интересный вопрос.


Высказывают свое мнение.


- Старинная русская одежда. Мужская и женская.

- Шапка, кокошник.

- Кафтан, рубаха, штаны.

- Рубаха, душегрейка, сарафан.



- Сапоги.

- Кушак.


- Душ – корень и и гре – корень.

- Душегрейка грела грудь и спину.


- Сапоги.

Читает ученик.

- У этих слов корень руб.


Хорошо читающие ученики по цепочке читают текст.

- У этих слов есть общий «предок».

- полотнище ткани, которое отрезали и сшивали по краям.

Рассматривают иллюстрацию на с.5

- У рубах длинные рукава.

- Работать спустя рукава.

- Работать засучив рукава.


- Работать спустя рукава, значит плохо, когда лень работать и т.д.

- Работать засучив рукава, значит усердно, старательно и т.д.

Хорошо читающие ученики по цепочке читают текст.


Высказывают свое мнение.


Мальчики называют предметы мужской одежды:

- Кафтан, рубаха, кушак, сапоги, шапка.

Девочки называют предметы женской одежды:

- Сарафан, рубаха, кокошник, сапоги, душегрейка.


Предметные:

будут знать об одежде, которую носили на Руси; уметь объяснять значение устаревших слов, называющих то, во что раньше одевались, смысл устойчивых словосочетаний, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта, уметь извлекать информацию из текстов различных жанров.


Метапредметные: Коммуникативные: будут строить речевые высказывания в соответствии с задачей, уметь вести диалог.

Познавательные: будут сравнивать, анализировать и делать выводы; осуществлять поиск информации.

Регулятивные: будут контролировать результаты своей деятельности.


Личностные:

будут проявлять интерес к родному русскому языку

5. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила)

Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи



- Итак, мы узнали, как называлась одежда, которую носили на Руси. А сейчас будем учиться находить в художественных произведениях слова, называющие предметы одежды.

- Выполним зад.2 на с.6-7.

- Послушайте стихотворение Александра Александровича Блока «колыбельная песня».

- Что поет луна деткам?

- Прочитайте, как луна описывает свою одежду.

- Прочитайте строку, где описывается одежда «брата».

- Как вы думаете, почему его кафтан в «золоте»? О каком брате идет речь?

- Спишите в тетрадь две строчки, в которых описывается одежда луны и солнца.


- Рассмотрите репродукции картин на с.7 и с.8

- Прочитайте названия картин и фамилии авторов.



- Назовите предметы одеты, в которую одеты дети на картине «После катания».

- Как вы думаете, как называлась теплая верхняя одежда?

- Прочитайте значение слова «тулуп» на с.8, что означает это обозначение в учебнике?

- Рассмотрите головные уборы мальчиков и девочек.

- Прочитайте значение слова «картуз» из Толкового словаря на с.8


- Назовите предметы одеты, в которую одеты дети на картине «Новая сказка».


Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия








Слушают учителя.

Читают строки их стихотворения.


- В серебре мой сарафан.


- Братний в золоте кафтан.


- Речь идет о солнце.


Один ученик записывает на доске, остальные в тетради.




- «После катания» Ф.В. Сачков

- «Новая сказка» Н.П. Богданов-Бельский


Называют предметы одежды.


- Толковый словарь.

Читают значение слова «тулуп» из Толкового словаря на с.8



Называют предметы одежды.



Метапредметные: Коммуникативные: будут строить речевые высказывания в соответствии с задачей, уметь вести диалог.

Познавательные: будут сравнивать, анализировать и делать выводы; осуществлять поиск информации.

Регулятивные: будут планировать свою деятельность и контролировать результаты своей деятельности.


Личностные:

будут проявлять интерес к родному русскому языку.

Физкультминутка.

Игра –хоровод на слова:

“Как на нашем на уроке, Красный русский сарафан

Вот такой ширины, Вот такой узины,

Вот такой красоты. Подпевай скорее ты:

Сарафан, сарафан, красный русский сарафан!”

Как на нашем на уроке красный русский сарафан

Вот такой ширины, вот такой ужины

Вот такой красоты, подпевай скорее ты:

«Сарафан, сарафан, красный русский сарафан!»

Проговаривают с учителем слова, выполняют движения.







6. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму

Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем


- Продолжаем работать. Выполним зад. 4 на с.8., прочитайте его.















- Прочитайте текст.






- А теперь в парах ответьте на вопросы.

- Вам понятно, что нужно сделать?

- Приступайте к обсуждению.

- Кто готов ответить на вопросы?



- Какое новое слово встретилось вам в тексте?


- Объясните значение слова «бескозырка».

- Прочитайте текст из рубрики «Из истории языка и культуры» на с.9-10

- Чему мы научились, рассматривая репродукции картин и читая художественные произведения?

Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму



Читает один ученик.

Хорошо читающие ученики по цепочке читают текст.


- Да.


Коллективная проверка.

Перечисляют предметы одежды детей.

- Бескозырка.


Предлагают варианты.

Читают текст на с.9-10.


- Мы научились называть предметы одежды, которую носили на Руси в прошлом.

Предметные:

будут знать об одежде, которую носили на Руси; уметь объяснять значение устаревших слов, называющих то, во что раньше одевались, уметь извлекать информацию из текстов различных жанров.


Метапредметные: Коммуникативные: будут строить речевые высказывания в соответствии с задачей, уметь вести диалог.

Познавательные: будут сравнивать, анализировать и делать выводы; осуществлять поиск информации.

Регулятивные: планировать свою деятельность и контролировать результаты своей деятельности.


Личностные:

будут проявлять интерес к родному русскому языку





7. Самостоятельная работа и проверка по эталону



Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме


- Теперь давайте проверим ваши знания.

- Перед вами карточки, вам надо соединить линией слова, называющие предмет одежды, с соответствующими рисунками.

(Слайд)

- Посмотрите на слайд и проверьте правильно ли вы выполнили задание.


Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой




Самостоятельно выполняют работу в карточках.


Самопроверка по эталону.


Предметные:

будут знать об одежде, которую носили на Руси.


Метапредметные:

Регулятивные:

планировать свою деятельность и контролировать результаты своей деятельности.


Личностные:

будут проявлять интерес к родному русскому языку.

8. Рефлексия


Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся


- Итак, наш урок подошел к концу. Во время нашего пути мы узнали с вами очень много из истории родного языка.

- Скажите, какие новые слова вы узнали?


- В каком словаре можно узнать их значение?


-Что вы напишите иностранному гражданину об одежде наших предков?


- Сейчас вспомните, как вы выполняли задания, как отвечали на уроке и отметьте свои успехи на Лесенке знаний.

- Нарисуйте на смайлике улыбку – отличное настроение, я все понял на уроке; серьезный смайлик - настроение хорошее, я старался работать, грустный смайлик – у меня плохое настроение, я работал не в полную силу.

- Спасибо за урок!

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.




Примерные ответы:

- Тулуп, телогрейка, кафтан, кушак, бескозырка и т.д.

- В Толковом словаре.



Высказывают свое мнение.




Оценивают результаты свой работы на Лесенке знаний.



Проводят оценивание настроения с помощью смайлика.



Метапредметные: Коммуникативные: будут строить речевые высказывания.

Познавательные: будут делать выводы.


Регулятивные: будут контролировать результаты своей деятельности.






Приложение. Раздаточный материал.



Карточка № 1. Соедини линией слова, называющие предмет одежды, с соответствующими рисунками.





Кафтан



Сарафан



Сапоги



Бескозырка



Кокошник



Сарафан



Душегрейка




Шапка











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!