Перспективная цель: формирование представления о русском языке как развивающемся явлении, связанным с историей народа.
Актуальная цель: формировать представление учащихся об одежде, которую носили на Руси; познакомить со словами, обозначающими предметы одежды в прошлом в процессе смены видов учебной деятельности.
Обучающая - формировать у учащихся знание об одежде, которую носили на Руси; умение объяснять значение и происхождение слов, называющих то, во что раньше одевались; объяснять смысл устойчивых словосочетаний, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта; умения извлекать информацию из текстов различных жанров в процессе выполнения учебных заданий.
Развивающая – развивать память, речь, воображение, словесно-логическое мышление в процессе объяснения учителя.
Воспитательная – воспитывать самостоятельность, ответственность за результаты свой деятельности, интерес к изучению русского родного языка.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): учащиеся будут знать об одежде, которую носили на Руси; уметь объяснять значение устаревших слов, называющих то, во что раньше одевались, смысл устойчивых словосочетаний, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта, уметь извлекать информацию из текстов различных жанров в процессе выполнения учебных заданий.
Коммуникативные: учащиеся будут строить речевые высказывания в соответствии с задачей, включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность; проявлять стремление ладить с собеседниками, вежливо общаться; признавать свои ошибки.
Познавательные: учащиеся будут перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать различные ситуации; делать выводы на основе обобщения знаний; ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: учащиеся будут формулировать учебную задачу урока, планировать свою деятельность; контролировать и оценивать результаты своей деятельности по выбранным критериям.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): учащиеся будут проявлять интерес к изучению родного русского языка.
Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, О.М. Александрова, презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска, карточки-задания.
Литература: учебник «Русский родной язык» 2 класс, О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, «Поурочные разработки по русскому родному языку» к УМК О.М. Александровой 2 класс.
Тип урока: открытия новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Принципы: доступности, наглядности, целесообразности, психологической комфортности, целесообразности.
Методы, приемы: словесные (беседа), наглядные (работа с интерактивной доской), практические (выполнение упражнений в тетради, работа с интерактивной доской).
Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1. Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок - Ребята, скажите, пожалуйста, что за урок у нас сейчас? - Правильно. А как вы думаете, для чего нам знания Родного Русского языка? - Для изучения этого предмета создан вот такой интересный учебник (Слайд) - Сегодня на уроке нас ждет много открытий. Пожелаем друг другу успехов! | Доброжелательный настрой на урок - Родной Русский язык. - Чтобы правильно говорить, чтобы жить и понимать друг друга. Слушают учителя. Настраиваются на урок. | Личностные: будут проявлять интерес к родному русскому языку. |
3. Актуализация знаний и целеполагание Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке | Определяется степень освоения ранее изученных способов действия - Посмотрите на эти слова: платье, кафтан, пиджак, душегрейка, брюки, шляпа, кокошник (Слайд) - Прочитайте их. - Что вы увидели, что можете о них сказать, что их объединяет? - По какому признаку их можно разделить на две группы? - Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? - Давайте откроем учебник на с.4 и прочитаем название раздела. - Прочитайте с какими тематическими группами мы будем знакомится в этом разделе. - Прочитайте название темы. - Из какой пословицы это выражение? - Как вы поняли, что мы сегодня узнаем на уроке? - Откройте с. 3 Вспомните, с какими условными обозначениями мы встретимся на страницах учебника. Прочитайте объяснение к каждому значку. (Слайд) - А теперь, закройте условные обозначения тетрадкой и объясните соседу по парте смысл этих знаком. - Откройте тетради, запишем число, классная работа. - Итак, вы готовы отправится в путь за знаниями? - Что мы с собой возьмем? (Слайд) | В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке Читают слова на слайде: - Платье, кафтан, пиджак, душегрейка, брюки, шляпа, кокошник. - Это предметы одежды. - В первую группу можно отнести слова, обозначающие предметы современной одежды, а ко второй – старинной. - Мы будем знакомится с предметами одежды в прошлом, мы будем говорить о прошлом и современном. - Русский язык: прошлое и настоящее. - Читает ученик: - Детская одежда, традиционная еда, забавы, игрушки, домашняя утварь. - По одежке встречают… - По одежке встречают, провожают по уму. - Мы узнаем, как называлась одежда в прошлом. По очереди читают условные обозначения. Работают в паре. Проговаривают правило: - Я тетрадочку открою, уголочком положу… Записывают число, классная работа. - Внимание, старание, уважение, знания, самоконтроль. | Метапредметные: Коммуникативные: будут строить речевые высказывания в соответствии с задачей, уметь вести диалог. Регулятивные: будут формировать учебную задачу, планировать свою деятельность. Личностные: будут проявлять интерес к родному русскому языку |
4. Открытие нового знания Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия | Организация работы по изучения нового знания, применения нового способа действия - Где мы можем получить знания? - Откроем учебники на с. 4 прочитаем, что означает этот знак? - Прочитайте вопрос. - Как вы на него ответите? - Давайте ниже рассмотрим иллюстрацию на с.4 на, что здесь изображено? - Назовите головные уборы мужчины и женщины. - Назовите верхнюю одежду мужчины. - Назовите верхнюю одежду женщины. - Назовите слова, обозначающие предметы обуви. - Как называется пояс, которым подпоясывались мужчины? - Определите из каких корней состоит слово «Душегрейка»? (Слайд) - Почему этот предмет так называется? - Какие предметы одежды носили и мужчины и женщины? - Прочитайте вопрос на с.5 - Как вы на него ответите? - Ниже прочитайте текст. - Как вы теперь ответите на вопрос? - Что означало слово «рубаха» в прошлом? - Рассмотрите рубахи на иллюстрации ниже. - Что вас удивило? Чем отличается покрой этих рубах от современных рубашек? - Прочитайте устойчивые выражения, записанные на слайде. (Слайд) - Какое значение они имеют? - Продолжите чтение рубрики на с.6 - Оправдались ли ваши предположения? - А теперь подведем итог. С какими словами, называющими одежду и обувь, вы познакомились? | Осваивают новые способы действия при изучении нового знания - В учебнике. Читает ученик. - Интересный вопрос. Высказывают свое мнение. - Старинная русская одежда. Мужская и женская. - Шапка, кокошник. - Кафтан, рубаха, штаны. - Рубаха, душегрейка, сарафан. - Сапоги. - Кушак. - Душ – корень и и гре – корень. - Душегрейка грела грудь и спину. - Сапоги. Читает ученик. - У этих слов корень руб. Хорошо читающие ученики по цепочке читают текст. - У этих слов есть общий «предок». - полотнище ткани, которое отрезали и сшивали по краям. Рассматривают иллюстрацию на с.5 - У рубах длинные рукава. - Работать спустя рукава. - Работать засучив рукава. - Работать спустя рукава, значит плохо, когда лень работать и т.д. - Работать засучив рукава, значит усердно, старательно и т.д. Хорошо читающие ученики по цепочке читают текст. Высказывают свое мнение. Мальчики называют предметы мужской одежды: - Кафтан, рубаха, кушак, сапоги, шапка. Девочки называют предметы женской одежды: - Сарафан, рубаха, кокошник, сапоги, душегрейка. | Предметные: будут знать об одежде, которую носили на Руси; уметь объяснять значение устаревших слов, называющих то, во что раньше одевались, смысл устойчивых словосочетаний, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта, уметь извлекать информацию из текстов различных жанров. Метапредметные: Коммуникативные: будут строить речевые высказывания в соответствии с задачей, уметь вести диалог. Познавательные: будут сравнивать, анализировать и делать выводы; осуществлять поиск информации. Регулятивные: будут контролировать результаты своей деятельности. Личностные: будут проявлять интерес к родному русскому языку |
5. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила) | Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи - Итак, мы узнали, как называлась одежда, которую носили на Руси. А сейчас будем учиться находить в художественных произведениях слова, называющие предметы одежды. - Выполним зад.2 на с.6-7. - Послушайте стихотворение Александра Александровича Блока «колыбельная песня». - Что поет луна деткам? - Прочитайте, как луна описывает свою одежду. - Прочитайте строку, где описывается одежда «брата». - Как вы думаете, почему его кафтан в «золоте»? О каком брате идет речь? - Спишите в тетрадь две строчки, в которых описывается одежда луны и солнца. - Рассмотрите репродукции картин на с.7 и с.8 - Прочитайте названия картин и фамилии авторов. - Назовите предметы одеты, в которую одеты дети на картине «После катания». - Как вы думаете, как называлась теплая верхняя одежда? - Прочитайте значение слова «тулуп» на с.8, что означает это обозначение в учебнике? - Рассмотрите головные уборы мальчиков и девочек. - Прочитайте значение слова «картуз» из Толкового словаря на с.8 - Назовите предметы одеты, в которую одеты дети на картине «Новая сказка». | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия нового материала, способа действия Слушают учителя. Читают строки их стихотворения. - В серебре мой сарафан. - Братний в золоте кафтан. - Речь идет о солнце. Один ученик записывает на доске, остальные в тетради. - «После катания» Ф.В. Сачков - «Новая сказка» Н.П. Богданов-Бельский Называют предметы одежды. - Толковый словарь. Читают значение слова «тулуп» из Толкового словаря на с.8 Называют предметы одежды. | Метапредметные: Коммуникативные: будут строить речевые высказывания в соответствии с задачей, уметь вести диалог. Познавательные: будут сравнивать, анализировать и делать выводы; осуществлять поиск информации. Регулятивные: будут планировать свою деятельность и контролировать результаты своей деятельности. Личностные: будут проявлять интерес к родному русскому языку. |
Физкультминутка. | Игра –хоровод на слова: “Как на нашем на уроке, Красный русский сарафан Вот такой ширины, Вот такой узины, Вот такой красоты. Подпевай скорее ты: Сарафан, сарафан, красный русский сарафан!” Как на нашем на уроке красный русский сарафан Вот такой ширины, вот такой ужины Вот такой красоты, подпевай скорее ты: «Сарафан, сарафан, красный русский сарафан!» | Проговаривают с учителем слова, выполняют движения. | |
6. Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму | Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем - Продолжаем работать. Выполним зад. 4 на с.8., прочитайте его. - Прочитайте текст. - А теперь в парах ответьте на вопросы. - Вам понятно, что нужно сделать? - Приступайте к обсуждению. - Кто готов ответить на вопросы? - Какое новое слово встретилось вам в тексте? - Объясните значение слова «бескозырка». - Прочитайте текст из рубрики «Из истории языка и культуры» на с.9-10 - Чему мы научились, рассматривая репродукции картин и читая художественные произведения? | Самостоятельное выполнение практических упражнений по предложенному алгоритму Читает один ученик. Хорошо читающие ученики по цепочке читают текст. - Да. Коллективная проверка. Перечисляют предметы одежды детей. - Бескозырка. Предлагают варианты. Читают текст на с.9-10. - Мы научились называть предметы одежды, которую носили на Руси в прошлом. | Предметные: будут знать об одежде, которую носили на Руси; уметь объяснять значение устаревших слов, называющих то, во что раньше одевались, уметь извлекать информацию из текстов различных жанров. Метапредметные: Коммуникативные: будут строить речевые высказывания в соответствии с задачей, уметь вести диалог. Познавательные: будут сравнивать, анализировать и делать выводы; осуществлять поиск информации. Регулятивные: планировать свою деятельность и контролировать результаты своей деятельности. Личностные: будут проявлять интерес к родному русскому языку |
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме - Теперь давайте проверим ваши знания. - Перед вами карточки, вам надо соединить линией слова, называющие предмет одежды, с соответствующими рисунками. (Слайд) - Посмотрите на слайд и проверьте правильно ли вы выполнили задание. | Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой Самостоятельно выполняют работу в карточках. Самопроверка по эталону. | Предметные: будут знать об одежде, которую носили на Руси. Метапредметные: Регулятивные: планировать свою деятельность и контролировать результаты своей деятельности. Личностные: будут проявлять интерес к родному русскому языку. |
8. Рефлексия Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся - Итак, наш урок подошел к концу. Во время нашего пути мы узнали с вами очень много из истории родного языка. - Скажите, какие новые слова вы узнали? - В каком словаре можно узнать их значение? -Что вы напишите иностранному гражданину об одежде наших предков? - Сейчас вспомните, как вы выполняли задания, как отвечали на уроке и отметьте свои успехи на Лесенке знаний. - Нарисуйте на смайлике улыбку – отличное настроение, я все понял на уроке; серьезный смайлик - настроение хорошее, я старался работать, грустный смайлик – у меня плохое настроение, я работал не в полную силу. - Спасибо за урок! | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. Примерные ответы: - Тулуп, телогрейка, кафтан, кушак, бескозырка и т.д. - В Толковом словаре. Высказывают свое мнение. Оценивают результаты свой работы на Лесенке знаний. Проводят оценивание настроения с помощью смайлика. | Метапредметные: Коммуникативные: будут строить речевые высказывания. Познавательные: будут делать выводы. Регулятивные: будут контролировать результаты своей деятельности. |