СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Понятие о производной.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

Курс__, гр__

Дисциплина: Математика

Профессия: Пчеловод

Преподаватель:

Тема урока: Понятие о производной.

 

Тип урока - урок изучения нового материала.

Пусть дан график  функции у=f(x).

Рассмотрим точку М0 с абсциссой xo. Пусть ∆х – это изменение абсциссы от точки xдо х, т.е. ∆х = х – x, M0М – секущая, M0N – касательная.

Найдите:

а) угловой коэффициент секущей (это средняя скорость изменения функции);

б) угловой коэффициент касательной (подсказка: касательная – это предельное положение секущей)

Решение: у= f(x) – заданная функция, ∆х = х – x– изменение абсциссы от точки xo до х.

vср =  . В нашем случае kсек = 

При х→х0 (или ∆х →0) будет f(x)→f(x0), следовательно, M0М→ M0N. 

Тогда кас =  .

Рассмотрим движение материальной точки М по прямой с выбранным на ней началом отсчета – точкой О. Расстояние от начала отсчета до точки М в каждый момент времени t обозначим буквой s. Тогда движение точки М будет описываться функцией

s = s (t), t[ t0 ; t].

Найдите:

а) среднюю скорость за отрезок [t0 ; t];

б) скорость точки в момент времени t0 (мгновенную скорость).

Решение: За промежуток времени длительности t – t0 между моментами времени tи t точка проходит путь равный s(t) –s(t0 ).

Среднюю скорость получают, разделив перемещение материальной точки s на изменение времени, в течение которого оно совершено.

Тогда vср = ;

Чем меньше рассматриваемый промежуток времени, тем точнее можно охарактеризовать движение. А мгновенной скоростью называется число к которому стремится разностное отношение средней скорости за промежуток времени от tдо t при t→ t0. 

Тогда vмгн =  ,

Бактерии размножаются быстро и просто – они делятся пополам и при благоприятных условиях за сутки из одной бактерии могут образоваться десятки тысяч. Рост клеток бактерий в условиях ограниченности питательных веществ или пространства в течение начального интервала времени от tдо t происходит по некоторому закону y = N(t).

Найдите:

а) среднюю скорость изменения количества бактерий за промежуток времени [t0 ; t];

б) скорость изменения количества точки в момент времени t0 (мгновенную скорость).

Решение: В физике для нахождения средней скорости делят длину перемещения тела s на время, в течение которого оно совершено,

 т.е. vср = . В нашем случае vср = .

Мгновенной скоростью v(t0) в момент времени t0 является число к которому стремится разностное отношение средней скорости за промежуток времени от tдо t при t→ t0.

Тогда  vмгн = .

4. Изучение нового материала 

Приращению аргумента соответствует «приращение функции», которое также обозначается с помощью заглавной греческой буквы «∆».

Вопрос: Скажите, а вы знаете, кто впервые стал использовать знак «∆» для обозначения разности аргументов?

- Да. Буква «∆» – одна из заглавных букв греческого алфавита ее стал использовать Эйлер (сер. 18 века).

Исходя из этого полученную формулу можно записать по-другому: или и прочитать так: число, к которому стремится разностное отношение  =   при .

Поскольку многие задачи в различных областях науки в процессе решения приводят к такой же модели – этому отношению надо: дать название, дать обозначение и изучить его. Это мы с вами сейчас и сделаем.

(Слайд 4)

Определение: Производной функции  в точке  называется число, к которому стремится разностное отношение  =   при .

но обозначается по-разному:

х),  у′ – эти обозначения для производной ввел Жозеф Луи Лагранж

Это определение вы запишете в тетрадях.

Теперь посмотрите на ваши задачи и сформулируйте план нахождения производной.

(Учащиеся должны ответить):

(Слайд 5)

1. Задать функцию f(x).

Алгоритм нахождения производной  (находим )):

1) Задать приращение  и вычислить  =  = .

2) Найти разностное отношение  и сократить на .

3) Если  при   стремится к какому-то числу, то это число будет  .

Далее группа самостоятельно формулирует и записывает в тетради

Физический смысл производной – это скорость изменения расстояния: s‘(t) = v(t).

(За бесконечно малое время прошел бесконечно малое расстояние. Спидометр машины показывает мгновенную скорость. Скорость в данный момент времени ).

Если производная положительная, то расстояние увеличивается, а если отрицательная, то расстояние уменьшается.

(Слайд 6)

Геометрический смысл: f‘(хо) – это коэффициент угла наклона касательной к оси Ох

f‘(хо) = k = tg α.

(Слайд 7)

Т.е. из геометрического смысла получается, что если существует производная в точке хо, то можно провести что? (обычно ученики говорят: что можно провести касательную в точке хо и наоборот – если можно провести касательную в точке хо, то в этой точке существует производная. На ошибку в формулировке пока не обращается внимание, фраза записывается на доске в таком виде и дальше продолжаются обсуждения.

записывается под определением на доске

…Если существует производная в точке хо, то можно провести касательную в точке хо. Наоборот — если можно провести (…) касательную в точке хо, то в этой точке существует производная.

Итак, подведём итог: вы сами дали мне определение производной, но встаёт вопрос: а всегда ли существует производная в точке?

Особое внимание обращается на моменты, когда касательная перпендикулярна оси Ох и параллельна оси Ох.

Всегда ли существует ли производная в точке хо?

Задается ряд вопросов:

Если касательная к графику функции будет убывающей, то каким будет угол между этой прямой и осью Ох?

Угол будет тупым.

Каким будет угловой коэффициент k ?

k < 0

Если касательная к графику функции будет возрастающей, то каким будет угол между этой прямой и осью Ох?

Угол будет острым.

Каким будет угловой коэффициент k ?

k > 0

Если касательная к графику функции будет параллельна оси Ох или совпадать с ней, то каким будет угол между этой прямой и осью Ох?

Угла не будет, вернее α = 0º

Чему равен тангенс угла наклона такой касательной?

tg 0º = 0

Чему равен угловой коэффициент k касательной, параллельной оси Ох?

Также не существует!

Чему равен угол наклона вертикальной касательной?

α = 90º

Чему равен тангенс угла наклона

вертикальной касательной?

tg 90º не существует. Почему? Потому, что cos 90º = 0…

Чему равен угловой коэффициент k вертикальной касательной?

Также не существует!

Давайте вернёмся к геометрическому смыслу производной: производная в точке равна угловому коэффициенту касательной, проведённой в этой точке f‘(хо) = k = tg α.

Если в точке можно провести невертикальную касательную, то в этой точке существует производная, и наоборот, если в точке существует производная, то в этой точке можно провести невертикальную касательную

5. Закрепление нового материала

Самостоятельная работа в группах (15-20 минут)

Вот теперь вы готовы к работе с производной и можете приступить к выполнению задания №2

Биологи

Пользуясь определением и схемой вычисления производной, найдите производную функции y = C.

Решение

y = C – постоянная линейная функция.

∆у = f(x +∆х) – f(x)= С – С = 0; 

то у′ =  0.

Итак, ( С ) ′= 0.

Физики

Пользуясь определением и схемой вычисления производной, найдите производную функции y = kx + b.

Решение

y = kx + b – линейная функция.

Аргументу х дадим приращение ∆х, тогда

∆у = f(x + ∆х) – f(x)=

= k (x +∆х)+ b – (kx + b) = k∙x + k∆∙х – kx – b = k∆∙х

= k = k.

Итак, (kx + b)′ = k.

 

Математики

Лист №2: Пользуясь определением и схемой вычисления производной, найдите производную функции y = х2.

Решение

y = х2 .

Аргументу х дадим приращение ∆х, тогда

∆у = f(x + ∆х) – f(x)=

= (x +∆х)2 – х2 =

= х2+ 2∙х∙∆х + (∆х)2 – х= 2∙х∙∆х + (∆х)2 = ∆х∙(2х +∆х)

= 2х = 2х.

Итак, (х2 )′ = 2х.

6 этап. Закрепление нового понятия

1) Откройте учебники на стр. 106, № 189(а,б)

2) Возьмите лист № 3. Задания из ЕГЭ

 

Лист № 3.

1. Задание 7 (№ 9649)

На рисунке изображены график функции y = f(x) и

касательная к нему в точке с абсциссой  x0 . Найдите

значение производной функции = (x) в точке  x0 .

 

 

2. Задание B7 (№ 6399)

На рисунке изображен график функции , определенной на интервале . Определите количество целых точек, в которых производная функции  положительна.

 

7 этап. Итог урока

8 этап. Домашнее задание

№188 (б)

Постройте график функции f и проведите к нем касательную, проходящую через точки с абсциссой x0. Пользуясь рисунком, определите знак углового коэффициента этой касательной.

б) 

 

№189 (в, г)

Определите знак углового коэффициента касательной, проведенной к графику функции через точки с абсциссой  (если касательная существует).

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Понятие о производной.»



План урока

Курс__, гр__

Дисциплина: Математика

Профессия: Пчеловод

Преподаватель:

Тема урока: Понятие о производной.


Тип урока - урок изучения нового материала.

Пусть дан график  функции у=f(x).

Рассмотрим точку М0 с абсциссой xo. Пусть ∆х – это изменение абсциссы от точки xдо х, т.е. ∆х = х – x, M0М – секущая, M0N – касательная.

Найдите:

а) угловой коэффициент секущей (это средняя скорость изменения функции);

б) угловой коэффициент касательной (подсказка: касательная – это предельное положение секущей)

Решение: у= f(x) – заданная функция, ∆х = х – x– изменение абсциссы от точки xo до х.

vср =   . В нашем случае kсек =  

При х→х0 (или ∆х →0) будет f(x)→f(x0), следовательно, M0М→ M0N. 

Тогда кас =   .

Рассмотрим движение материальной точки М по прямой с выбранным на ней началом отсчета – точкой О. Расстояние от начала отсчета до точки М в каждый момент времени t обозначим буквой s. Тогда движение точки М будет описываться функцией

s = s (t), t[ t0 ; t].

Найдите:

а) среднюю скорость за отрезок [t0 ; t];

б) скорость точки в момент времени t0 (мгновенную скорость).

Решение: За промежуток времени длительности t – t0 между моментами времени tи t точка проходит путь равный s(t) –s(t0 ).

Среднюю скорость получают, разделив перемещение материальной точки s на изменение времени, в течение которого оно совершено.

Тогда vср =  ;

Чем меньше рассматриваемый промежуток времени, тем точнее можно охарактеризовать движение. А мгновенной скоростью называется число к которому стремится разностное отношение средней скорости за промежуток времени от tдо t при t→ t0. 

Тогда vмгн =   ,

Бактерии размножаются быстро и просто – они делятся пополам и при благоприятных условиях за сутки из одной бактерии могут образоваться десятки тысяч. Рост клеток бактерий в условиях ограниченности питательных веществ или пространства в течение начального интервала времени от tдо t происходит по некоторому закону y = N(t).

Найдите:

а) среднюю скорость изменения количества бактерий за промежуток времени [t0 ; t];

б) скорость изменения количества точки в момент времени t0 (мгновенную скорость).

Решение: В физике для нахождения средней скорости делят длину перемещения тела s на время, в течение которого оно совершено,

 т.е. vср =  . В нашем случае vср =  .

Мгновенной скоростью v(t0) в момент времени t0 является число к которому стремится разностное отношение средней скорости за промежуток времени от tдо t при t→ t0.

Тогда  vмгн =  .

4. Изучение нового материала 

Приращению аргумента соответствует «приращение функции», которое также обозначается с помощью заглавной греческой буквы «∆».

Вопрос: Скажите, а вы знаете, кто впервые стал использовать знак «∆» для обозначения разности аргументов?

- Да. Буква «∆» – одна из заглавных букв греческого алфавита ее стал использовать Эйлер (сер. 18 века).

Исходя из этого полученную формулу можно записать по-другому: или и прочитать так: число, к которому стремится разностное отношение   =    при  .

Поскольку многие задачи в различных областях науки в процессе решения приводят к такой же модели – этому отношению надо: дать название, дать обозначение и изучить его. Это мы с вами сейчас и сделаем.

(Слайд 4)

Определение: Производной функции   в точке   называется число, к которому стремится разностное отношение   =    при  .

но обозначается по-разному:

х),   у′ – эти обозначения для производной ввел Жозеф Луи Лагранж

Это определение вы запишете в тетрадях.

Теперь посмотрите на ваши задачи и сформулируйте план нахождения производной.

(Учащиеся должны ответить):

(Слайд 5)

1. Задать функцию f(x).

Алгоритм нахождения производной  (находим  )):

1) Задать приращение   и вычислить   =   =  .

2) Найти разностное отношение   и сократить на  .

3) Если   при    стремится к какому-то числу, то это число будет   .

Далее группа самостоятельно формулирует и записывает в тетради

Физический смысл производной – это скорость изменения расстояния: s‘(t) = v(t).

(За бесконечно малое время прошел бесконечно малое расстояние. Спидометр машины показывает мгновенную скорость. Скорость в данный момент времени ).

Если производная положительная, то расстояние увеличивается, а если отрицательная, то расстояние уменьшается.

(Слайд 6)

Геометрический смысл: f‘(хо) – это коэффициент угла наклона касательной к оси Ох

f‘(хо) = k = tg α.

(Слайд 7)

Т.е. из геометрического смысла получается, что если существует производная в точке хо, то можно провести что? (обычно ученики говорят: что можно провести касательную в точке хо и наоборот – если можно провести касательную в точке хо, то в этой точке существует производная. На ошибку в формулировке пока не обращается внимание, фраза записывается на доске в таком виде и дальше продолжаются обсуждения.

записывается под определением на доске

…Если существует производная в точке хо, то можно провести касательную в точке хо. Наоборот — если можно провести (…) касательную в точке хо, то в этой точке существует производная.

Итак, подведём итог: вы сами дали мне определение производной, но встаёт вопрос: а всегда ли существует производная в точке?

Особое внимание обращается на моменты, когда касательная перпендикулярна оси Ох и параллельна оси Ох.

Всегда ли существует ли производная в точке хо?

Задается ряд вопросов:

Если касательная к графику функции будет убывающей, то каким будет угол между этой прямой и осью Ох?

Угол будет тупым.

Каким будет угловой коэффициент k ?

k 

Если касательная к графику функции будет возрастающей, то каким будет угол между этой прямой и осью Ох?

Угол будет острым.

Каким будет угловой коэффициент k ?

k  0

Если касательная к графику функции будет параллельна оси Ох или совпадать с ней, то каким будет угол между этой прямой и осью Ох?

Угла не будет, вернее α = 0º

Чему равен тангенс угла наклона такой касательной?

tg 0º = 0

Чему равен угловой коэффициент k касательной, параллельной оси Ох?

Также не существует!

Чему равен угол наклона вертикальной касательной?

α = 90º

Чему равен тангенс угла наклона

вертикальной касательной?

tg 90º не существует. Почему? Потому, что cos 90º = 0…

Чему равен угловой коэффициент k вертикальной касательной?

Также не существует!

Давайте вернёмся к геометрическому смыслу производной: производная в точке равна угловому коэффициенту касательной, проведённой в этой точке f‘(хо) = k = tg α.

Если в точке можно провести невертикальную касательную, то в этой точке существует производная, и наоборот, если в точке существует производная, то в этой точке можно провести невертикальную касательную

5. Закрепление нового материала

Самостоятельная работа в группах (15-20 минут)

Вот теперь вы готовы к работе с производной и можете приступить к выполнению задания №2

Биологи

Пользуясь определением и схемой вычисления производной, найдите производную функции y = C.

Решение

y = C – постоянная линейная функция.

у = f(x +∆х) – f(x)= С – С = 0; 

то у′ =  0.

Итак, ( С ) ′= 0.

Физики

Пользуясь определением и схемой вычисления производной, найдите производную функции y = kx + b.

Решение

y = kx + b – линейная функция.

Аргументу х дадим приращение ∆х, тогда

у = f(x + ∆х) – f(x)=

= k (x +∆х)+ b – (kx + b) = k∙x + k∆∙х – kx – b = k∆∙х

= k = k.

Итак, (kx + b)′ = k.

 

Математики

Лист №2: Пользуясь определением и схемой вычисления производной, найдите производную функции y = х2.

Решение

y = х2 .

Аргументу х дадим приращение ∆х, тогда

у = f(x + ∆х) – f(x)=

= (x +∆х)2 – х2 =

= х2+ 2∙х∙∆х + (∆х)2 – х= 2∙х∙∆х + (∆х)2 = ∆х∙(2х +∆х)

= 2х = 2х.

Итак, (х2 )′ = 2х.

6 этап. Закрепление нового понятия

1) Откройте учебники на стр. 106, № 189(а,б)

2) Возьмите лист № 3. Задания из ЕГЭ

 

Лист № 3.

1. Задание 7 (№ 9649)

На рисунке изображены график функции y = f(x) и

касательная к нему в точке с абсциссой  x0 . Найдите

значение производной функции = (x) в точке  x0 .

 

 

2. Задание B7 (№ 6399)

На рисунке изображен график функции  , определенной на интервале  . Определите количество целых точек, в которых производная функции   положительна.

 

7 этап. Итог урока

8 этап. Домашнее задание

№188 (б)

Постройте график функции f и проведите к нем касательную, проходящую через точки с абсциссой x0. Пользуясь рисунком, определите знак углового коэффициента этой касательной.

б) 


№189 (в, г)

Определите знак углового коэффициента касательной, проведенной к графику функции через точки с абсциссой   (если касательная существует).