Цели урока:
Проверить, как ученики усвоили:
- понятие тепловых явлений, процессов перехода веществ в различные агрегатные состояния; особенности изменения внутренней энергии физических тел при таких процессах;
- формулы на определение количества теплоты, получаемое или передаваемое при протекании тепловых процессов;
Отработать алгоритмы решения типовых задач на расчёт количества теплоты.
Выяснить качество умений и навыков при решении задач по данной теме; обобщить знания и умения учеников применять полученные знания по данной теме на практике при решении задач.
Развивать логическое мышление учеников, их пространственное воображение; элементы быстрого счета; само- и взаимоконтроля.
Воспитывать аккуратность, внимание.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Решение задач по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества».»
Тема урока: «Решение задач по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества».
Цели урока:
Проверить, как ученики усвоили:
понятие тепловых явлений, процессов перехода веществ в различные агрегатные состояния; особенности изменения внутренней энергии физических тел при таких процессах;
формулы на определение количества теплоты, получаемое или передаваемое при протекании тепловых процессов;
Отработать алгоритмы решения типовых задач на расчёт количества теплоты.
Выяснить качество умений и навыков при решении задач по данной теме; обобщить знания и умения учеников применять полученные знания по данной теме на практике при решении задач.
Развивать логическое мышление учеников, их пространственное воображение; элементы быстрого счета; само- и взаимоконтроля.
Воспитывать аккуратность, внимание.
Оборудование: рабочие карты урока для учеников, презентация, плакаты «Тепловые процессы».
УМК А.В. Перынкина
Ход урока:
Орг. Момент. Постановка целей урока (1мин)
Актуализация знаний (20 мин)
Физический диктант (обозначение, единицы измерения физических величин);
№ п/п | Название физической величины | Обозначение | Единицы измерения в СИ |
1. | Количество теплоты | Q | Дж |
2. | Температура | t | 0С |
3. | Масса | m | кг |
4. | Удельная теплоёмкость вещества | c | |
5. | Удельная теплота плавления (кристаллизации) | | |
6. | Удельная теплота парообразования (конденсации) | L | |
7. | Удельная теплота сгорания топлива | q | |
| Заполняются учениками |
Название, определение, особенности тепловых процессов (по диаграмме);
Номер на диаграмме | 1 | 2 | 3 | 4 |
Процесс | Плавление | парообразование | Кристаллизация | конденсация |
Количество теплоты «-» - выделяется; «+» - поглощается | + | + | - | - |
№ п/п | Название | № формулы | Математическая запись формулы |
1 | Формула для нахождения количества теплоты, выделившегося при сгорании топлива массой m | А | |
2 | Формула для нахождения количества теплоты, поглощенного при нагревании тела | Б | |
3 | Формула для нахождения количества теплоты, выделяющегося при конденсации пара | В | |
4 | Формула для нахождения количества теплоты, поглощающегося при плавлении тела, взятого при температуре плавления вещества | Г | |
Ответ:
| 0, 25 кДж | 123 МДж | 0, 0064 МДж | 111 кДж |
Дж | 250 | 123000000 | 6400 | 111000 |
| 24 Дж | 24,5 МДж | 123400 Дж | 1234 МДж |
кДж | 0,024 | 24500 | 123,4 | 1234000 |
Разбор решения задач (8 мин)
А) №1188 [Л.](нагрев льда, плавление льда, нагрев воды);
Б) №1122 [Л.](конденсация водяного пара, охлаждение воды).
Р
абота с графиком зависимости температуры от времени для тепловых процессов с целью получения информации:
Задача:
Рассчитайте количество теплоты, которое прошло на плавление 500 г льда (см. правый рисунок).
Дано: | Решение: |
t1=-400C t2=00C t3=1000C cл=2100 св=4200 m=0,5 кг | |
| Ответ: 2072 кДж. |
Самостоятельная работа по решению задач (8 мин)
№1091 [Л.]
Домашнее задание (2 мин)
№: 1078, 1030, 1065, 1071, 1092.
Рефлексия, подведение итогов урока (1мин)
Критерии оценивания работы:
ФД | Тепл. Пр. | Формулы | Кр.вел. | Работа с Ф. | Работа с Гр. | Решение задачи | Итого |
7 | 8 | 8 | 8 | 6 | 10 | 8б | 55 |
Перевод в пятибалльную систему:
«3» - 23-38,
«4» - 39-48,
«5» - 49-55.