СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока " Скелет человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить строение скелета человека,выявив особенности строения

Просмотр содержимого документа
«Тема урока " Скелет человека"»

Конспект открытого урока по биологии

в 8-м классе

по теме «Скелет человека»

Класс: 8

Ключевые слова: скелет человека

Цель: изучить строение скелета человека, выявив особенности его строения, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища;

  • раскрыть значение и функции опорно-двигательного аппарата;

Развивающие:

  • развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения;

  • оценивать результаты выполненных действий;

  • переводить текстовую информацию в графическую;

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • воспитывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • учащиеся должны знать строение скелета головы и туловища;

  • распознавать их на наглядных пособиях;

  • устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника;

Метапредметные:

познавательные УУД:

  • продолжить формирование умений работы с текстом, иллюстрациями, раздаточным материалом;

  • объяснять значения новых терминов;

регулятивные УУД:

  • выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

  • составлять план;

  • отвечать на поставленные вопросы;

  • продолжить формирование умений самостоятельно работать с рисунками, схемами, таблицами;

коммуникативные УУД:

  • развивать умения работать в группе;

  • выражать свои мысли и выслушивать ответы одноклассников;

Личностные:

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив при усвоении новых знаний;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

Тип урока: комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с текстом, рисунками, раздаточным материалом); практические (поиск информации в тексте, заполнение таблицы).

Понятия и термины: осевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый; грудная клетка, рёбра, грудина.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (набор позвонков, таблицы, модель скелета и черепа).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Тестовая работа

1. Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас:

  1. опорная;*

  2. двигательная;

  3. рефлекторная.

2. Какая функция опорно-двигательной системы возможная только при условии взаимодействия мышц и костей скелета:

  1. опорная;

  2. двигательная;*

  3. защитная.

3. В каком возрасте кости человека наиболее прочны:

  1. 5-10 лет;

  2. 20-30 лет;*

  3. 60-70 лет.

4. Как называется плотная соединительная ткань, которой покрыты кости:

  1. подкостница;

  2. закостница;

  3. надкостница.*

5. Какие клетки выполняют кроветворную функцию костей:

  1. клетки желтого костного мозга;

  2. клетки красного костного мозга;*

  3. клетки синего костного мозга.

6. Кости плеча, предплечья, бедра и голени - это:

  1. трубчатые кости;*

  2. губчатые кости;

  3. плоские кости.

7. В каком возрасте завершается рост в длину трубчатых костей:

  1. 5-10 лет;

  2. 20-25 лет;*

  3. 50-55 лет.

3. Объяснение нового материала

Актуализация знаний

На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете.

"Движение - это жизнь", - как заметил Вольтер.

Чтоб черпать полной чашей

Труд, счастье, наслажденье,

Залогом жизни нашей

Является движенье!

В.В. Розенблат.



Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека»

Что же такое скелет?

Скелет (skeletos - высохший) - совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Скелет - совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма - 10-15 кг (у мужчин несколько больше).

Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.

Скажите, пожалуйста, каково значение опорно-двигательного аппарата млекопитающих животных? (Данная система органов у млекопитающих животных выполняет опорную и защитную функции, обеспечивает движение тела).

О существовании костей в нашем организме знает каждый. Будучи твердым остовом, скелет (от греч. "скелетон" - "высохший", "высушенный") выполняет в нашем организме различные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с мышцами и соединительнотканными образованиями - хрящами, связками, сухожилиями - дарит нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов - мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет - пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы. Кроме основных функций кости скелета участвуют в минеральном обмене (кости - источник Ca, F и других минеральных веществ), а также содержат красный костный мозг - орган кроветворения.

Работа в группах

Вы уже разбиты на группы, и у каждой группы будет своё задание.

(Каждая группа дает краткий отчет о проделанной работе, а обучающиеся других групп заполняют соответствующие графы в итоговой таблице).

Изучить строение и функции отдела, заполнить таблицу.

  • 1 группа - Скелет головы.

  • 2 группа - Скелет туловища. Позвоночник и строение позвонков

  • 3 группа - Скелет туловища. Грудная клетка. Соединение костей.

Первая группа (работа с черепом)

Скелет головы

Череп состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей. В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Череп - определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Мозговой отдел черепа:

  • непарная лобная кость;

  • непарная затылочная кость;

  • теменные кости (парные);

  • височные кости (парные);

  • клиновидная кость;

  • пирамидные отростки височных костей.

Лицевой отдел черепа:

  • верхняя челюсть;

  • нижняя челюсть;

  • скуловые кости (парные);

  • носовые кости (парные);

  • решетчатая кость.



Череп

А - вид спереди;

Б - вид сбоку:
1 - теменная кость;
2 - лобная кость;
3 - клиновидная кость;
4 - височная кость;
5 - слезная кость;
6 - носовая кость;
7 - скуловая кость;
8 - верхняя челюсть;
9 - нижняя челюсть;
10 - затылочная кость



Вторая группа (работа со скелетом)

Скелет туловища. Позвоночник и строение позвонков

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33-34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

  • шейный (7 позвонков)

  • грудной (12)

  • поясничный (5)

  • крестцовый (5)

  • копчиковый (4-5) .

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.

За грудным отделом следуе поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.

Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость - крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.

Наконец, последний отдел позвоночника - копчик. Он состоит из 4-5 сросшихся маленьких позвонков.

Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных - только шейный и крестцовый).

Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.
Лордоз - это изгиб позвоночника вперед.

Кифоз - это изгиб позвоночника назад.

Появление изгибов связано с прямохождением, они амортизируют при ходьбе, защищая внутренние органы от сотрясения.

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Строение позвонков.

Позвонки состоят из тела и дуги, которая замыкает отверстие, где проходит спинной мозг. От дуги отходят поперечные отростки, служащие для сочленения с другими позвонками. Между позвонками имеются хрящевые межпозвоночные диски (полуподвижное соединение). Хрящ способен к уплощению и растяжению, поэтому каждый день, в результате действия силы тяжести, мы теряем 8 мм роста. А за ночь, когда мы находимся в лежащем состоянии, наш рост возвращается к норме.

Каждый позвонок состоит из тела, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Располагаясь друг над другом, тела позвонков образуют позвоночный столб, а наложенные друг на друга косные кольца - позвоночный канал - костный футляр для спинного мозга.

Между позвонками находятся прослойки упругой хрящевой ткани, которая обеспечивает гибкость и прочность позвоночника.

Размеры позвонков неодинаковы: шейные позвонки имеют небольшое тело, т.к. испытывают меньшую нагрузку. Первый шейный позвонок называется Атлант, второй - Аксис, или Эпистрофей.

Шейные позвонки Атлант и эпистрофей (первый, второй) участвуют во вращении головы.

  • грудные крупнее шейных и сочленены с ребрами;

  • поясничные отличаются массивностью тел;

  • крестцовые срастаются в одну кость в результате приспособления к большой нагрузке в результате прямохождения;

  • копчиковые - остаток хвоста - рудимент.

Третья группа.

Скелет туловища. Грудная клетка. Соединение костей

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью - грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.





Выделяют 3 вида ребер:

  1. Истинные ребра - соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).

  2. Ложные ребра - соединены с последним истинным ребром (3 пары).

  3. Колеблющиеся ребра - передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).

Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).

































Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

Соединение костей:

  1. Неподвижное - костный шов (череп)

  2. Полуподвижное - позвоночник.









Заполнение таблицы:

Тесты

ФИ _______________ класс ______

Номер вопроса

a

b

c

1




2




3




4




5




6




7




4. Закрепление знаний

А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.

Теперь мы с вами изучили строение осевого скелета человека и сможем сравнить скелет млекопитающего и скелет человека, выявив его особенности к прямохождению и развитию речи.

I. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением

  1. Позвоночник имеет изгибы

  2. Грудная клетка расширена в стороны

  3. Тазовый пояс широкий, имеет вид чаши

  4. Массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук

  5. Стопа сводчатая

II. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью

  1. Большой палец руки противопоставлен остальным

  2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым

5. Домашнее задание

Параграф и вопросы после него.

Заполнить таблицу “Скелет человека”.


Части тела

Отделы скелета

Кости скелета

Особенности скелета человека

Голова (скелет– череп)







Туловище (скелет)







Конечности (скелет)





































































приложение

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Костной ткани в общей массе организма – 10–15 кг, т.е. составляет 1/5–1/7 массы тела человека. Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Во-первых, оно несколько различно у разных людей. Примерно у 20 % людей есть отклонения в количестве позвонков. Один человек из каждых 20 имеет лишнее ребро, причем у мужчин это встречается примерно в три раза чаще, чем у женщин (вопреки библейской легенде о сотворении Евы из ребра Адама). Во-вторых, количество костей меняется с возрастом: со временем некоторые кости срастаются, образуя плотные швы. Поэтому современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300. каждая кость имеет определенную форму, величину и занимает определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами, которые приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами.