Тема урока: Слова с буквами И и Й.
Цели урока:
-воспроизвести знания о звуках й и и, учить умению различать согласный звук й и гласный звук и;
-учить навыкам переноса слов с буквой й, совершенствовать умение обозначать эти звуки буквами, воспитывать уважение к трудовым навыкам и доброе отношение к природе и животным.
Ход урока:
1.Организационный момент. Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
2.Актуализация знаний.
-Запишем сегодняшнее число, месяц. (Седьмое мая)
-Какой сегодня день недели? (Понедельник
-Что можете рассказать про звук буквы и в слове понедельник? (Гласный, безударный, смягает согласный н).
-Что вы можете сказать про звук й в слове май? (Согласный, мягкий, непарный, звонкий непарный)
-Повторим написание букв и,й.
-Из каких элементов они состоят? (Прямая наклонная с закруглением внизу вправо)
-Запишем слоги с буквой и, они должны быть такие, чтобы участвовали согласные, парные по звонкости-глухости. (Дети дают ответ и записывают:
би, пи, ди, ти, жи, ши,ги, ки, ви, фи.
-А теперь запишем слова с буквами и и й. Но сначала отгадайте загадки. Запишите отгадки.
В животе баня,
В носу решето.
На голове пуговица,
Одна рука и та на спине...(Чайник)
Только бег его спасает.
От врагов он убегает.
Прыгает, как мячик
Быстроногий…(Зайчик)
Из железа тучка,
А из тучки – ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку... (Лейка).
Ч...йник, зайчик, лейка.
-Какую орфограмму заметили? (Ча-ща пиши с буквой а).
-Какой общий согласный звук в словах – отгадках? (й)
-Подчеркните в словах букву, которая обозначает звук й.
-Устно составьте предложение с одним из слов.
3.Целеполагание.
- Над чем будем работать сегодня на уроке?
-Сравним свои предположения с учебником (с.78)
-Прочитайте тему урока. (Буквы Й и И)
- Уточните познавательную задачу. (Чем отличаются звуки и и й)
-Молодцы, отгадали.
-В награду к вам пришёл зайчик (картинка на доске).
-Какой он, расскажите? Но учитывайте то, что в ваших словах должен быть звук и или й. (Беленький, пушистый, маленький).
-Как мы должны относится к животным? Почему? (Беречь их, любить, они ведь живые)
4. Работа по теме урока.
-Приведите свои примеры слов со звуками и,й.
(Ответы учащихся.)
Работа по учебнику (с.78 №2)
Выполнение упражнения.
-Одинаково ли количество слогов в словах каждой пары? Объясните свой ответ.
(Нет: рой-1слог-1гласный, рои-2слога-2гласных).
-Разделим их на слоги. (1человек у доски работает)
-Может ли й составлять слог? (Нет, он согласный)
-А звук и может составлять слог? (Да, он гласный)
Рой-рои, попугай – попугаи
-Предлагаю вам выполнить диктант из словарных слов.
-Но для начала познакомимся с новым словарным словом:
Я порядок соблюдаю,
Нарушителей ругаю,
Нынче я совсем не шумный,
Потому что я… (Дежурный) (7 СЛАЙД)
- Поставьте ударение, каку орфограмму мы должны выделить?
(безударный гласный е) дежурный
-С новой сторки,с большой буквы, через запятую начинаем диктант.
Русский язык, маленький воробей, хитрый заяц, дежурный по классу.
-Определите, в каких словах есть буква й. Подчеркните её. Сосчитайте, сколько раз она встретилась в нашем словарном диктанте. (5)
Физминутка (пальчиковая
5.Первичная проверка понимания.
Работа по учебнику ( с.79 №3)
Игра «Собери слова».
-Запишите слова. Разделите их для переноса. Сделайте вывод. Отделяется ли буква «и краткое» от предыдущей буквы при переносе слов.
Мой-ка, зай-ка, лай-ка, сой-ка, трой-ка, лей-ка, ко-пей-ка, май-ка, гай-ка, строй-ка
-Найдите многозначное слово. Объясните его значения. (Тройка)
Работа по учебнику ( с.80 №6)
Работа в парах:
- 1 ряд составляем предложения со словом колючий, 2 ряд со словом пушистый. Помощь рисунки.
Доскажи пословицу.
Не имей сто рублей, не суйся в воду.
Не зная брода, ни одного не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься, а имей сто рублей.
-Объясним смысл пословиц.
-Спишите любую пословицу, которая вам больше всего понравилась.
-Что нового узнали
-В чём отличие звуков и и й?
(Звук й- это согласный звук. Без гласного звука он слога не составляет)
7. Рефлексия.
-Закончите предложения…
-Мне было интересно…
-Теперь я могу…
-Мне было трудно…
-Самое интересное задание…
-У меня получилось…