СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Словосочетание, его структура и виды».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить распознавать словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слово в словосочетании; развить умение правильно строить и употреблять словосочетания в речи, умение по главному слову определять вид словосочетания; развивать умение самостоятельно работать с учебником; воспитывать у учащихся интерес к языку.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться выделять словосочетания в предложении, анализировать их структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетаниях.

Метопредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании.

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, доска, карточки с заданиями.

Ход урока.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Словосочетание, его структура и виды».»

Урок № 17

Предмет русский язык

Класс 8-В

Дата 09.10

Тема урока: «Словосочетание, его структура и виды».

Цель: научить распознавать словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слово в словосочетании; развить умение правильно строить и употреблять словосочетания в речи, умение по главному слову определять вид словосочетания; развивать умение самостоятельно работать с учебником; воспитывать у учащихся интерес к языку.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться выделять словосочетания в предложении, анализировать их структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетаниях.

Метопредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании.

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, доска, карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой. Приветствует учащихся, создает положительный настрой на работу.

Ребята, добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

- Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное,ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)

Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

Повторение п/м

А) Вопросно-ответная беседа

-Что такое синтаксис?( раздел науки о языке, в котором изучается строение словосоч. и предложений)

Мотивация учебной деятельности.

- Сравните записи в двух столбцах. В каком из них мысль выражена точнее, полнее:

мальчик вежливый мальчик

корзина старая корзина

спустился спустился на парашюте

луч солнечный луч

экскурсия экскурсия в музей

- Как называются сочетания слов во втором столбике?

-Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основную цель.

- Сегодня на уроке русского языка мы проверим ваши умения в определении вида связи в словосочетании, выделять словосочетания из предложения и самим составлять их. Откройте тетради, запишите число, тему.

- Что такое словосочетание? (Сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)

-Что не яв-ся словосочетанием?

-Из каких частей состоит словосоч.?

-Какие бывают словосоч. по характеру главного слова?

- Какие бывают средства связи слов в словосоч.?

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

Б) Цифровой диктант. Выписать только цифры словосочетаний

1. гражданин республики

2. между народами Казахстана

3. решение Президента

4. живущих в согласии

5. независимого государства

6. степи и горы

7. процветает страна

8. история показывает

9. празднуется в декабре

10. народные традиции

11. дружным народом

12. соблюдаются традиции

13. государственный язык

14. официального статуса

15. жители города

16. обычаи и традиции

17. празднуются даты

18. казахские степи

19. изображен орел

20. мир прекрасен

Взаимопроверка по ключу: 1, 2, 3, 4, 5,9, 10, 11,13,14,15,18

В). Распределительный диктант.

Задание: распределить перечисленные словосочетания в три колонки – именные, глагольные и наречные; обозначить главное слово (один учащийся выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях; другой учащийся проверяет написанное на доске; оба получают отметки за работу).

Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги,

Физкультминутка

Сначала, дети, встанем в ряд,

Чуть попятимся назад.

А потом шагнём вперёд,

Улыбнувшись в полный рот.

Вправо плавно мы качнёмся,

Затем влево повернёмся.

Колени чуточку согнём,

Руки крепко в них упрём,

Плечи дружно разведём

И в итоге - их сведём.

Всё! Закончилась минутка -

Продолжаем слушать чутко.

Г) Сценки. Выходят 2 ученика в образе главного и зависимого слов.

1сценка: Главное слово: Люблю, чтобы со мной во всем соглашались! Но одного согласия мне мало – я ценю подражание. Я говорю другому слову : «Смотри на меня и делай, как я!»

Зависимое слово: Не все так стремятся к власти. Я, например, мягкое и податливое. Мне нравится принимать такую форму, какую выбрало другое слово. Так и живём – как нитка с иголкой.

-Какой тип связи вы узнали? (согласование) (подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже, при изменении главного слова зависимое тоже изменяется)

-А какие части речи выступают в роли зависимых слов при согласовании? (прилагательные, причастия, местоимения, порядковые числительные)

2 сценка: Главное слово: Я считаю, что для самостоятельного с лова самое подходящее занятие – управлять! Но если хочешь, чтобы тебя слушались, не требуй слишком многого – только того, что могут исполнить. Меня, например, в зависимом слове интересует только падеж

Зависимое слово: Вот мной и управляй! А то я такое нерешительное! Вечно не знаю, в каком падеже стоять, а уж самому выбирать, нужен мне предлог или нет, – это всегда так сложно!

-А это какой тип связи? ( управление)

- Расскажите о нём (подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному, при изменении главного слова зависимое не меняется.

3 сценка: Главное слово: Для меня главное – быть главным! И если ко мне стремятся примкнуть всякие слова, которым вообще не дана способность изменяться, то я не возражаю.

Зависимое слово: Можно подумать, что примыкать – значит быть несчастным. Надо же понимать, что в постоянстве (неизменяемости) есть свой смысл. Мы не поддаемся чужому влиянию, и главное слово, как ни старается, ничего не может поделать с нами.

-Узнали? Это… (примыкание)

- В чём его особенность? (подчинительная связь, при которой слова связаны по смыслу, в роли зависимых слов выступают неизменяемые части речи: деепричастия, наречия, глаголы в неопределённой форме)

3) Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.

А) Допишите словосочетания, вместо точек подставив слова.

какие × × как→ × -откуда→ × -чему→ ×-когда→ × -что→ × о чём

сороки; … грустно; слова из …; учиться …; приду …; пишу …; говорю …;


× где

родник …;

Б) Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существительные с предлогами или без них. Определите вид словосочетаний.

Надеяться …; опасаться…; подойти …; удостоен …; тосковать …; дойти … .

В) Замените выделенные выражения одним прилагательным и запишите полученные словосочетания. Определите вид словосочетаний.

Человек, твёрдо стоящий на своих позициях; вершина, которую нельзя взять; самый лучший сверхзвуковой самолёт; зверёк, имеющий неказистый вид; человек, который не заболел, общаясь с больными.

Слова для замены: непреклонный, неприступный, непревзойдённый, непривлекательный, невосприимчивый.

Г) Замените сочетания фразеологическими оборотами.

Решительный отказ; во избежание неприятности; не быть самим собой; действовать неосмотрительно; глухая провинция; перестать обращать внимание; временно, на незаконных основаниях; наделать непоправимых ошибок; обманывать; очень дружно.

Для справок: водить за нос; на птичьих правах; от ворот поворот; наломать дров; от греха подальше; махнуть рукой; играть роль; медвежий угол; шутить с огнём; водой не разольёшь.

Д) Выборочное письмо

А) Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

Б) Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

В) Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

4) Подведение итогов

5. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Что вызвало затруднения?

Что показалось наиболее просто?

Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?

6) Д/З Выписать из худож. произ. 5 предл., выписать из них все словосоч., определить вид словосоч.