СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»»

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Цель: углубление знаний о собственных и нарицательных именах существительных.


Задачи:

  1. Совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

  2. Стимуляция познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии.

  3. Воспитание любви к родному краю, к животным.

  4. Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи.

  5. Формирование орфографического навыка.

  6. Расширение кругозора учащихся.

  7. Развитие творческих способностей у детей.


Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям.

  • Развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

  • Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.






Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Прозвенел звонок веселый,

Вы урок начать готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг друга понимать!

Учитель: Ребята, мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь Вам, а Вы улыбнитесь мне. Поприветствуйте гостей и улыбнитесь. А теперь настроимся на работу. Но в любом деле нам необходимо соблюдать определенные правила.

- Давайте эти правила повторим!

- Не выкрикиваем!

- Не перебиваем друг друга!

- Мы слышим друг друга!

- Учимся работать сообща!

- А еще давайте вспомним, как нужно работать, чтобы получить результат.

Дети: - Наблюдаю.

- Замечаю.

- Размышляю.

- Делаю вывод.


II. Актуализация знаний.

  1. Традиционный этап урока – чистописание.

Знает каждый ученик:

Эта буква, как турник,

Перекладина, две ножки.

Есть в словах «птенец», «пенал», «панно».

- Как называется эта буква?

- Какой звук она обозначает?

2. Словарная работа.

3. Составление предложения.

4. Комментированное письмо.

5. Словари.



III.

1. Одну и ту же букву можно писать и как большую (заглавную), и как маленькую (строчную).

- Для чего это нужно?

- Ведь заглавная и строчная буква обозначают один и тот же звук?

- Оказывается, у заглавной буквы есть две роли в русском языке.

- О первой из них легко догадаться, обратив внимание на начало любого предложения.

- Прочитайте скороговорку.


Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля.


- Как показано начало предложения?

- Сравните слова в скобках.

- И подумайте, какая вторая роль заглавной буквы.


2. Зрительный диктант (проверьте).

- Давайте подчеркнем грамматическую основу.

- Что это значит?

- Повторить, что обозначает и на какие вопросы отвечает подлежащее и сказуемое.


IV. Постановка цели и задачи урока.

  1. Учитель: Проанализировав скороговорку, можете ли вы сформулировать тему нашего урока?

- На какой вопрос нам нужно ответить? Давайте проверим ваше предположение.

2. Запишите тему нашего урока (на доске).


V. Усвоение новых знаний

1. Проведем исследование.

- Работа в группах. У каждой группы свое задание.

- Вы должны:

  1. Прочитать текст (про себя).

  2. Обратить внимание на буквы, выделенные в словах.

  3. Сделать вывод: какие слова пишутся с заглавной буквы.



Материал для исследования.

1 группа.

Февраль. На деревьях появились почки. Скоро появятся листочки. Уже зацвели миндаль и алыча.

2 группа.

К празднику наряжали класс Андрей Соколов и Люда Соколова. Им помогали Наташа Петрова и учительница Анна Сергеевна.

3 группа.

На лугу пасется корова Зорька, конь Воронок и коза Милка. Их охраняет собака Дружок.

4 группа.

Мы живем на планете Земля. Моя Родина - Россия. Я живу в городе Ялта.


4. Заслушаем каждую группу.

- Какое правило «спряталось» в вашем тексте?

- Объединим ваши выводы и сформулируем правило о написании заглавной буквы в словах.

Пиши с заглавной буквы.

  1. Первое слово в начале предложения.

  2. Имена, отчества, фамилии людей.

  3. Клички животных.

  4. Географически названия.


VI. Закрепление новых знаний.

  1. Работа в тетради.

Имена. Отчества. Фамилии

- Из слогов составить имена.

Ми Ма Ти

Ка Са Я

Но Да ду

Гла Па Ке

ша

- Почему не все слоги использовали?

- Записать имена полностью: Михаил, Тимофей, Мария.

- Записать свое имя полностью.

2. Работа в парах.

- Что обозначают записанные слова?

Галина Васильевна, Евгений Федорович, Елена Петровна.

- Кто знает, как возникли отчества? (образовались от имени отца).

- Допишите отчества к именам, которые у вас записаны.

- К своему имени добавьте отчество.


3. Закройте тетради и прочитайте на обложках слова, которые записаны с большой буквы.

- Что они обозначают?


4. Запишите фамилию друга и соседа по парте, напишите свою фамилию.

- Прочитайте.


Учитель: Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилию давали по месту, где жил человек: Рязанов, Донской; по ремеслу: Столяров, Кузнецов.


  1. Учитель: Мы говорили об именах собственных. Как они пишутся?

А как в предложении называются слова, которые пишутся с маленькой буквы? Откройте учебник и вы узнаете.

Выполнение упражнения.


VII. Рефлексия

Учитель: С какой темой мы сегодня познакомились?

- Как вы думаете, мы достигли цели урока?

- Что вам понравилось на уроке?


VIII. Оценивание и самооценка работы каждого ученика.


IX. Домашнее задание.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!