Тема урока: « Составление рассказа о себе»
Цель: совершенствование грамматического строя и развитие связной речи.
Задачи:
обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;
развивать логическое мышление и память;
развивать умение составлять распространенные предложения;
развивать умение строить высказывание, опираясь на зрительную схему.
Оборудование:
нарисованные детьми автопортреты;
иллюстрации с изображением детей;
большое настенное зеркало;
текст стихотворения Р.Сефа «Еще одно эхо;
план-схема составления описательного рассказа о себе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Дети стоят в кругу.
- Я рада вас видеть. Вы все такие красивые, нарядные. Подскажите, как мне к вам обратиться, чтобы назвать всех вас одним словом? (Дети, ребята, друзья, детки т. д.)
- А дети – это кто? (Дети – это маленькие люди)
- Чем все люди похожи? (Люди имеют голову, туловище, две руки, две ноги. Люди разговаривают, питаются, одеваются и т. д.)
- Ребята, а люди все одинаковые? (Нет)
- У нас у всех очень много общего, но все мы отличаемся друг от друга. Давайте попробуем разобраться в этом трудном вопросе и понять, что мы знаем о себе. Чтобы нам было легче, нам помогут картинки-подсказки. Я буду показывать картинки, а вы отвечайте, что видите на них.
(Воспитатель выставляет картинку с изображением мальчика и девочки, дети отвечают. Первое задание будет на внимательность: пусть сядет тот, у кого (называются особенности внешности детей)
длинные волосы
карие глаза и др.
Воспитатель просит встать сначала мальчиков, а затем девочек).
2. Дыхательная гимнастика
«Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и
набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
4. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Япредлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот», а поможет нам мячик. Далее я называю прилагательное, а ребенок – антоним.
Молодой – старый
Сильный – слабый
Взрослый – маленький
Толстый – худой
Веселый – грустный
Добрый – злой
Высокий – низкий
Умный – глупый
5. Рассматривание других детей
– Кто это?
– Какого он/она роста (высокий – средний – низкий)?
– Какого он/она возраста (ребенок – взрослый – старик)?
– Какого цвета и формы у него:
глаза (большие – маленькие, карие – голубые – зеленые – серые, хитрые – добрые – серьезные …)
брови (густые – тонкие, прямые – изогнутые…)
нос (большой – маленький, округлый – острый…)
губы (пухлые – тонкие…)
волосы (темные – светлые, прямые – кудрявые, короткие – длинные, какая именно прическа…)
– Где он живет (в городе – в деревне, одноэтажном – многоэтажном доме)?
– Где живете вы (см. выше + адрес)?
– С кем вы живете (перечисление членов семьи и их краткое описание по желанию детей)?
– Чем вы любите заниматься (рисовать красками, играть в конструктор, читать книги, мыть посуду…)
В ходе беседы логопед периодически подчеркивает индивидуальность каждого человека, его непохожесть на других.
6. Дидактическая игра «Ответь правильно»
Передают друг-другу зеркало, описав себя, называют цвет глаз.
Знакомить детей со схемой, пояснить значение каждой корточки. Затем предлагать детям в индивидуальном порядке ответить на вопрос в соответствии с предъявленной карточкой.
– Света, у тебя волосы длинные или короткие?
– Сережа, ты живешь в городе или в деревне?
– Оля, у тебя глаза голубые или карие? И т.д.
7. Физкультминутка
8. Образец рассказа
Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Давайте вспомним, как нужно составить рассказ.
ИМЯ, ПОЛ –– РОСТ, ВОЗРАСТ–– ВНЕШНОСТЬ –– МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ, АДРЕС –– СОСТАВ СЕМЬИ –– ИНТЕРЕСЫ
В качестве примера составляет рассказ о себе.
9. Составление рассказа (по цепочке)
МЕНЯ ЗОВУТ… (дети говорят по одному предложению, при необходимости задать наводящие вопросы, уточняет формулировки). Далее предложить каждому ребенку составить рассказ о самом себе, при необходимости – оказывает помощь.
11. Подведение итога занятия
Сегодня мы с вами говорили о том, что все люди отличаются внешне, у каждого их нас свои интересы. С помощью опорной схемы и волшебного зеркала вы научились составлять рассказ о самом себе. Я хочу похвалить каждого (дает индивидуальную оценку работы каждого ребенка).