Конспект урока по русскому языку в 11 классе
Тема урока: «Средства выразительности речи»
Цели урока:
Образовательные: обобщение знаний о средствах выразительности русской речи, расширение представлений о стилистическом разнообразии русского языка.
Развивающие: развитие умения анализировать тексты различных стилей, определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте, вырабатывать умение осознанно употреблять средства выразительности в собственной речи.
Воспитательные: воспитание интереса к богатству родного языка, чувства гордости за культурное наследие страны, бережного отношения к родному слову.
Тип урока: комбинированный урок-обобщение
Методы и приёмы:
Объяснительно-иллюстративный,
Частично-поисковый,
Проблемный диалог,
Практический анализ текста,
Творческое задание.
Оборудование и материалы:
Учебник русского языка для 11 класса,
Сборники художественных произведений русских классиков,
Презентация PowerPoint (или доска),
Индивидуальные карточки-задания,
Интерактивная доска (при наличии).
Ход урока
I. Организационный этап (2 мин)
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, объявление темы и целей урока.
II. Проверка домашнего задания (7 мин)
Обсудите домашнее задание предыдущего урока, попросив нескольких учеников представить свою работу классу (например, составить небольшой рассказ с использованием тропов). Проверьте правильность понимания ранее изученного материала.
III. Актуализация опорных знаний (8 мин)
Используя презентацию, повторите основные понятия и термины, необходимые для изучения данной темы («эпитет», «метафора», «сравнение», «аллегория», «ирония», «гипербола», «литота»). Задавайте вопросы классу для проверки усвоения терминологии.
IV. Изучение нового материала (15 мин)
Объясните значение термина «средства выразительности». Предложите нескольким учащимся привести примеры употребления разных средств выразительности в художественной литературе. Подчеркните значимость каждой фигуры речи, её влияние на образ автора и читателя.
Предложите учащимся проанализировать отрывок художественного произведения известного писателя (например, Ф.М. Достоевского), выделяя различные средства выразительности и определяя их роль в раскрытии авторского замысла.
V. Закрепление полученных знаний (15 мин)
Разделите класс на группы. Каждой группе предложите карточку с заданиями разного типа:
Найти определённые виды тропов в данном фрагменте текста.
Определить, какой эффект создаёт использование конкретного тропа.
Составить собственное предложение, используя указанное средство выразительности.
Проведите взаимопроверку работ групп, обсудите найденные варианты.
VI. Итоги урока (5 мин)
Подведите итоги урока вместе с учащимися. Запишите выводы на доске. Оцените активность каждого ученика во время урока. Выставьте оценки.
VII. Домашнее задание (3 мин)
Задание на дом: подготовить устный анализ стихотворения или прозы любимого поэта/писателя с акцентом на выявление и интерпретацию использованных автором средств выразительности. Дополнительно предложить сочинить собственный короткий художественный текст с обязательным применением минимум трёх видов средств выразительности.
Литература и ресурсы:
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 10–11 классы.
Голованова М.И., Хруцкий Н.В. Русский язык. Учебник для 11-го класса общеобразовательных учреждений.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.
Интернет-ресурсы образовательных порталов (сайт «Инфоурок»).