СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Строение и функции скелета человека. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет:  Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний

Тема урока: Строение и функции скелета человека. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Строение и функции скелета человека. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека»

Учебный предмет: Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний

Тема урока: Строение и функции скелета человека. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека

Тип урока: УФНЗ

Цель занятия: изучить строение и функции скелета человека;

развить представление о рост и развитие скелета;

формировать целостное представление о строении детского организма;

воспитывать культуру здорового образа жизнедеятельности.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Опрос

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом. [ 1 ] c. 70-106

3. Опрос

3.1. Как осуществляется связь нервной и гуморальной регуляции в организме?

3.2. В чем особенности гормонального статуса новорожденного?

3.3. Что такое половое созревание с точки зрения деятельности желез внутренней секреции?

3.4 Как гормоны участвуют в организации функций в процессе деятельности и адаптации?

3.5. Что такое клетка (орган) — мишень для гормонов?

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1. Функции опорно-двигательного аппарата

4.2. Состав и соединения костей

4.3. Общий план строения скелетв

4.4. Отделы скелета

4.5. Строение черепа

4.6. Рост и развитие скелета человека

5. Закрепление материала

? Перечислить отделы скелета

? Занести в таблицу все кости отделов скелета

? Перечислить кости черепа

?Показать на муляжах кости черепа и конечностей

5.1.Рефлексия.












Материал к занятию

Движение осуществляется при взаимодействии костей и скелетных мышц, которые вместе составляют опорно-двигательный аппарат, состоящий из двух частей:

пассивной(кости) и активной(мышцы).

Функции опорно-двигательного аппарата:

  • защитная (скелет черепа защищает головной мозг);

  • опорная (опора для мышц и внутренних органов);

  • локомоторная (кости – рычаги, приводимые в движение мышцами);

  • рессорная (смягчает толчки и сотрясения при движении);

  • обменная (депо P, Ca, Fe и др.);

  • кроветворная (красный костный мозг).

Кость– сложный орган. Каждая кость занимает соответствующее место, имеет соответствующую форму, строение и выполняет свойственные только ей функции.

Состав

неорганические вещества органические вещества(вода, минеральные соли, (белки, жиры…) Na, Mg, K, Cl, P…)______________

придают костям – твердость; – упругость;– прочность – эластичность

Кости, выдерживающие большую нагрузку, при недостатке витамина D в костях плохо откладываются соли извести, сроки окостенения нарушаются, а недостаток витамина А может привести к утолщению костей.Снаружи кость покрыта надкостницей, деление клеток приводит к росту кости в толщину. Головки костей покрыты хрящевой тканью, за счет которой кость растет в длину. Все пространство внутри кости (полость) заполнено желтым костным мозгом (питательная функция). В ячейках губчатого вещества находится красный костный мозг (кроветворная функция).

В скелете человека соответственно функциональной значимости различают скелет туловища, головы, верхней и нижней конечностей.

Скелет головы защищает головной мозг и органы чувств. Выделяют мозговой и лицевой отделы черепа.

Мозговой отдел (8 костей):парные непарные (височная, теменная) (лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная).

 Лицевой отдел:парные непарные

(верхняя челюсть, носовая, (нижняя челюсть, сошник, слезная, скуловая, небная) подъязычная)

Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой. Позвоночный столб состоит из 33-34 соединяющихся между собой позвонков:шейные (7); грудные (12); поясничные (5); крестцовые (5);копчиковые (4-5).

В телах позвонков – спинно-мозговой канал, в котором расположен спинной мозг. Позвоночник имеет S-образную форму, т.е. 2 изгиба вперед (лордоз – шейный и поясничный) и 2 изгиба назад (кифоз – грудной и крестцовый).

Грудная клетка защищает жизненно важные органы человека: сердце, аорту, органы дыхания и частично органы пищеварения. Она образована грудиной, ребрами, грудным отделом позвоночника.

Грудина– плоская кость, расположенная по передней срединной линии тела.

В ней различают 3 сросшиеся кости: рукоятку, тело и мечевидный отросток.

У человека 12 пар ребер. Из них: I – VII пары – истинные ребра;VIII – X пары – ложные;XI – XII пары – колеблющиеся.

Пояс верхней конечности Iи свободная верхняя конечность

  • лопатка (2) - плечевая кость

  • ключица (2) - кости предплечья (локтевая, лучевая)

  • кости запястья (в 2 ряда)

  • кости пясти (5) кисть - фаланги пальцев

Скелет нижних конечностей.В скелете нижних конечностей различают:

I пояс нижней конечности II свободная нижняя конечность

  • тазовые кости (подвздошная, - бедренная кость

лобковая, седалищная) -кости голени (большая и малая берцовые)

  • кости предплюсны (7)

  • кости плюсны стопа

Особенности опорно-двигательного аппарата человека связаны с размерами его тела, прямохождением.

СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ. Скелет состоит из костей, более 200.Внутри кости проходят многочисленные полости и каналы, кость обильно снабжается кровью и лимфой, к ней подходят многочисленные нервные окончания, которые воспринимают информацию о состоянии костной ткани и передают управляющие импульсы из нервных центров. Внутри многих костей имеется полость, где расположен костный мозг — важнейший орган кроветворения, в котором образуются все типы клеток крови.

Кость — очень прочное и твердое вещество: в 30 раз тверже кирпича, в 2,5 раза тверже гранита; прочность кости в 9 раз выше, чем у свинца, и почти столь же велика, как у чугуна. Бедренная кость человека в вертикальном положении выдерживает давление до 1,5 т, а большеберцовая — до 1,8 т.

В составе кости около 10 % воды, 30 % белка и других органических веществ, а остальное (60 %) — минеральные соли. Важнейшим органическим составля­ющим костной ткани является белок коллаген, образующий эла­стичные и вязкие волокна. Хрящевая ткань, выстилающая суставы и находящаяся на периферии костей молодого организма, содержит мно­го коллагена и мало солей кальция.

У детей в костной ткани содержание ми­неральных веществ значительно ниже, по­этому их скелет более гибкий и эластичный

По мере роста и развития человека минерали­зация его костей увеличивается, достигая оптимальных значений к концу полового созревания. К старости, когда минеральный обмен нарушается, из кости вы­мывается значительное количество кальция, в результате кости утрачивают прочность, сохраняя при этом свою хрупкость. Вот почему у стариков так часты переломы костей.

В течение первого года жизни окостенение скелета происхо­дит очень активно во множестве точек. Этому способствует спе­цифическое строение костной ткани ребенка, в частности отно­сительно большее (в 5—10 раз в расчете на единицу площади поперечного сечения) количество каналов, по которым внутри кости проходят мелкие сосуды. Благодаря этому снабжение кос­тей кровью у детей гораздо более интенсивное, чем у взрослых. Недостаток витамина Д ведет к по­явлению рахита͵ который проявляется в замедлении процессов окостенения и, как следствие, — в нарушении пропорций. Признаки рахита особенно часто вид­ны по измененной форме черепа и грудной клетки. Для профи­лактики рахита принято давать детям первого года жизни рыбий жир или синтетический витамин D.

Рост и развитие костей заканчива­ются к 20—24 годам у мужчин и на 2— 3 года раньше — у женщин. К этому вре­мени завершается окостенение всех зон роста͵ т. е. замена в них хрящевой тка­ни на костную.

Череп. Вместилищем головного моз­га. (рис. ).

Череп новорожденного состоит из нескольких отдельных кос­тей, такие зоны называют родничками. Благодаря родничкам кости черепа со­храняют подвижность, что имеет важнейшее значение при родах, так как голова плода в процессе родов должна пройти через очень узкие родовые пути женщины. После рождения роднички зараста­ют в основном к 2—3 месяцам, но самый большой из них — лоб­ный — только к возрасту 1,5 лет.Мозговая часть черепа детей значительно более развита͵ чем лицевая. Интенсивное развитие лицевой части в подростковом пери­оде под воздействием гормона роста. У новорожденного объём мозгового отдела черепа в 6 раз больше объёма лицевого, а у взрос­лого — в 2—2,5 раза.

Позвоночник. Позвоночник новорожденного, как и взрослого, состоит из 32—33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 пояснич­ных, 5 тазовых и 3—4-х хвостовых), причем их рост и окостенение заканчиваются только с половым созреванием. Главной отличи­тельной особенностью позвоночника ребенка первого года жизни является практическое отсутствие изгибов. Οʜᴎ формируются по­степенно (рис. 4). Первой образуется шейная кривизна (лордоз), когда у ре­бенка появляется возможность удерживать в вертикальном поло­жении голову. К концу первого года жизни формируется пояснич­ный лордоз. Нарушения в развитии позвоночника могут иметь самые тяжелые последствия для здоровья. Именно в связи с этим так важна профилактика, которую следует начинать уже на первом году жиз­ни ребенка, выполняя с ним осторожные и умеренные физичес­кие упражнения и массажируя его при соблюдении гигиенических норм и правил обращения с ребенком. Наиболее часто развивается сколиоз — боковые искривления позвоночника в шейном и груд­ном отделах.Так, очень важно следить, чтобы ребенок спал на достаточно твердой поверхности с невысокой по­душкой, в удобной и естественной позе, а также периодически ее менял — это одно из средств профилактики сколиозов шейного отдела. Сколиозы грудного отдела,в раннем возрасте развиваются редко.

Рост позвоночника наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В динамике роста позвоночного столба также отмечается выраженный градиент темпов развития — ʼʼот головы к хвостуʼʼ.

Окостенение позвонков продолжается в течение всего детско­го возраста͵ причем до 14 лет окостеневают только их средние части. Завершается окостенение позвонков только к 21—23 годам. Изгибы позвоночника, начавшие формироваться на 1-м году жиз-ни, полностью формируются в возрасте 12—14 лет, т. е. на началь­ных стадиях полового созревания.

Грудная клетка. Грудной отдел позвоночника, 12 пар ребер и грудина составляют грудную клетку, в которой под этой надежной защитой размещены сердце, легкие и другие жизненно важ­ные органы. Движения ребер обеспечивают акт дыхания.

По мере роста ребенка форма грудной клетки меняется. Умень­шается угол, под которым ребра соединены с позвоночником. Уже к концу 1-го года жизни это обеспечивает значительное увеличе­ние амплитуды дыхательных движений грудной клетки, что дела­ет дыхание более глубоким и эффективным и позволяет снизить его темп. Коническая форма грудной клетки после 3—4 лет сменя­ется на цилиндрическую, а к 6 годам пропорции грудной клетки становятся похожими на пропорции взрослого человека. Это в еще большей степени позволяет увеличить эффективность дыхатель­ных движений, особенно при физической нагрузке. К 12—13 го­дам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого.

Скелет верхних конечностей. Пояс верхних конечностей состо­ит из двух лопаток и двух ключиц. К лопаткам подвижно прикреплены кости свободных конечностей (правой и левой), которые включают плечевую кость, предплечье (лучевая и локте­вая кости) и кисть (мелкие кости запястья, 5 длинных пястных костей и кости пальцев).

Окостенение свободных конечностей продолжается до 18—20 лет, лопатки и последними — кости кисти. К 10—12 годам выявляются половые различия, которые заключаются в более быстром! окостенении у девочек по сравнению с мальчиками (разница составляет примерно 1 год). Окостенение фаланг пальцев завершается в основном к 11 годам, а запястья — в 12 лет.

Скелет нижних конечностей. Пояс нижних конечностей вклю­чает таз и свободные нижние конечности. Таз состоит из крестца (нижний отдел позвоночника) и неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей. У детей каждая тазовая кость состоит из трех самостоятельных костей: подвздошной, лобковой и седалищной. Их сращение и окостенение начинается с 5—6 лет, а завершается к 17—18 годам. Крестец у детей также еще состоит из несросшихся позвонков, которые соединяются в единую кость в подростковом возрасте. В этом возрасте важно следить за походкой, качеством и удобством обуви, а также остерегаться резких ударов, способных причинить вред позвоночнику. Стопа образует свод, опирающийся на пяточную кость. Свод стопы — исключительная привилегия человека, связанная с прямохождением. Свод действует как рессо­ра, смягчая удары и толчки при ходьбе и беге, а также распределяя тяжесть при переноске грузов. Сводчатость стопы формируется только после 1 года, когда ребенок начинает ходить. Уплощение свода сто­пы — плоскостопие одно из частых нарушений осанки, с которым крайне важно бороться.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!