Учебный предмет: Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний
Тема урока: Строение и функции скелета человека. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека
Тип урока: УФНЗ
Цель занятия: изучить строение и функции скелета человека;
развить представление о рост и развитие скелета;
формировать целостное представление о строении детского организма;
воспитывать культуру здорового образа жизнедеятельности.
Ход занятия
-
Организационный момент
-
Формулирование целей и задач урока
-
Опрос
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
5.Закрепление материала
6.Задание на дом. [ 1 ] c. 70-106
3. Опрос
3.1. Как осуществляется связь нервной и гуморальной регуляции в организме?
3.2. В чем особенности гормонального статуса новорожденного?
3.3. Что такое половое созревание с точки зрения деятельности желез внутренней секреции?
3.4 Как гормоны участвуют в организации функций в процессе деятельности и адаптации?
3.5. Что такое клетка (орган) — мишень для гормонов?
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
4.1. Функции опорно-двигательного аппарата
4.2. Состав и соединения костей
4.3. Общий план строения скелетв
4.4. Отделы скелета
4.5. Строение черепа
4.6. Рост и развитие скелета человека
5. Закрепление материала
? Перечислить отделы скелета
? Занести в таблицу все кости отделов скелета
? Перечислить кости черепа
?Показать на муляжах кости черепа и конечностей
5.1.Рефлексия.
Материал к занятию
Движение осуществляется при взаимодействии костей и скелетных мышц, которые вместе составляют опорно-двигательный аппарат, состоящий из двух частей:
пассивной(кости) и активной(мышцы).
Функции опорно-двигательного аппарата:
-
защитная (скелет черепа защищает головной мозг);
-
опорная (опора для мышц и внутренних органов);
-
локомоторная (кости – рычаги, приводимые в движение мышцами);
-
рессорная (смягчает толчки и сотрясения при движении);
-
обменная (депо P, Ca, Fe и др.);
-
кроветворная (красный костный мозг).
Кость– сложный орган. Каждая кость занимает соответствующее место, имеет соответствующую форму, строение и выполняет свойственные только ей функции.
Состав
неорганические вещества органические вещества(вода, минеральные соли, (белки, жиры…) Na, Mg, K, Cl, P…)______________
придают костям – твердость; – упругость;– прочность – эластичность
Кости, выдерживающие большую нагрузку, при недостатке витамина D в костях плохо откладываются соли извести, сроки окостенения нарушаются, а недостаток витамина А может привести к утолщению костей.Снаружи кость покрыта надкостницей, деление клеток приводит к росту кости в толщину. Головки костей покрыты хрящевой тканью, за счет которой кость растет в длину. Все пространство внутри кости (полость) заполнено желтым костным мозгом (питательная функция). В ячейках губчатого вещества находится красный костный мозг (кроветворная функция).
В скелете человека соответственно функциональной значимости различают скелет туловища, головы, верхней и нижней конечностей.
Скелет головы защищает головной мозг и органы чувств. Выделяют мозговой и лицевой отделы черепа.
Мозговой отдел (8 костей):парные непарные (височная, теменная) (лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная).
Лицевой отдел:парные непарные
(верхняя челюсть, носовая, (нижняя челюсть, сошник, слезная, скуловая, небная) подъязычная)
Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой. Позвоночный столб состоит из 33-34 соединяющихся между собой позвонков:шейные (7); грудные (12); поясничные (5); крестцовые (5);копчиковые (4-5).
В телах позвонков – спинно-мозговой канал, в котором расположен спинной мозг. Позвоночник имеет S-образную форму, т.е. 2 изгиба вперед (лордоз – шейный и поясничный) и 2 изгиба назад (кифоз – грудной и крестцовый).
Грудная клетка защищает жизненно важные органы человека: сердце, аорту, органы дыхания и частично органы пищеварения. Она образована грудиной, ребрами, грудным отделом позвоночника.
Грудина– плоская кость, расположенная по передней срединной линии тела.
В ней различают 3 сросшиеся кости: рукоятку, тело и мечевидный отросток.
У человека 12 пар ребер. Из них: I – VII пары – истинные ребра;VIII – X пары – ложные;XI – XII пары – колеблющиеся.
Пояс верхней конечности Iи свободная верхняя конечность
-
лопатка (2) - плечевая кость
-
ключица (2) - кости предплечья (локтевая, лучевая)
-
кости запястья (в 2 ряда)
-
кости пясти (5) кисть - фаланги пальцев
Скелет нижних конечностей.В скелете нижних конечностей различают:
I пояс нижней конечности II свободная нижняя конечность
лобковая, седалищная) -кости голени (большая и малая берцовые)
-
кости предплюсны (7)
-
кости плюсны стопа
-
Особенности опорно-двигательного аппарата человека связаны с размерами его тела, прямохождением.
СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ. Скелет состоит из костей, более 200.Внутри кости проходят многочисленные полости и каналы, кость обильно снабжается кровью и лимфой, к ней подходят многочисленные нервные окончания, которые воспринимают информацию о состоянии костной ткани и передают управляющие импульсы из нервных центров. Внутри многих костей имеется полость, где расположен костный мозг — важнейший орган кроветворения, в котором образуются все типы клеток крови.
Кость — очень прочное и твердое вещество: в 30 раз тверже кирпича, в 2,5 раза тверже гранита; прочность кости в 9 раз выше, чем у свинца, и почти столь же велика, как у чугуна. Бедренная кость человека в вертикальном положении выдерживает давление до 1,5 т, а большеберцовая — до 1,8 т.
В составе кости около 10 % воды, 30 % белка и других органических веществ, а остальное (60 %) — минеральные соли. Важнейшим органическим составляющим костной ткани является белок коллаген, образующий эластичные и вязкие волокна. Хрящевая ткань, выстилающая суставы и находящаяся на периферии костей молодого организма, содержит много коллагена и мало солей кальция.
У детей в костной ткани содержание минеральных веществ значительно ниже, поэтому их скелет более гибкий и эластичный
По мере роста и развития человека минерализация его костей увеличивается, достигая оптимальных значений к концу полового созревания. К старости, когда минеральный обмен нарушается, из кости вымывается значительное количество кальция, в результате кости утрачивают прочность, сохраняя при этом свою хрупкость. Вот почему у стариков так часты переломы костей.
В течение первого года жизни окостенение скелета происходит очень активно во множестве точек. Этому способствует специфическое строение костной ткани ребенка, в частности относительно большее (в 5—10 раз в расчете на единицу площади поперечного сечения) количество каналов, по которым внутри кости проходят мелкие сосуды. Благодаря этому снабжение костей кровью у детей гораздо более интенсивное, чем у взрослых. Недостаток витамина Д ведет к появлению рахита͵ который проявляется в замедлении процессов окостенения и, как следствие, — в нарушении пропорций. Признаки рахита особенно часто видны по измененной форме черепа и грудной клетки. Для профилактики рахита принято давать детям первого года жизни рыбий жир или синтетический витамин D.
Рост и развитие костей заканчиваются к 20—24 годам у мужчин и на 2— 3 года раньше — у женщин. К этому времени завершается окостенение всех зон роста͵ т. е. замена в них хрящевой ткани на костную.
Череп. Вместилищем головного мозга. (рис. ).
Череп новорожденного состоит из нескольких отдельных костей, такие зоны называют родничками. Благодаря родничкам кости черепа сохраняют подвижность, что имеет важнейшее значение при родах, так как голова плода в процессе родов должна пройти через очень узкие родовые пути женщины. После рождения роднички зарастают в основном к 2—3 месяцам, но самый большой из них — лобный — только к возрасту 1,5 лет.Мозговая часть черепа детей значительно более развита͵ чем лицевая. Интенсивное развитие лицевой части в подростковом периоде под воздействием гормона роста. У новорожденного объём мозгового отдела черепа в 6 раз больше объёма лицевого, а у взрослого — в 2—2,5 раза.
Позвоночник. Позвоночник новорожденного, как и взрослого, состоит из 32—33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 тазовых и 3—4-х хвостовых), причем их рост и окостенение заканчиваются только с половым созреванием. Главной отличительной особенностью позвоночника ребенка первого года жизни является практическое отсутствие изгибов. Οʜᴎ формируются постепенно (рис. 4). Первой образуется шейная кривизна (лордоз), когда у ребенка появляется возможность удерживать в вертикальном положении голову. К концу первого года жизни формируется поясничный лордоз. Нарушения в развитии позвоночника могут иметь самые тяжелые последствия для здоровья. Именно в связи с этим так важна профилактика, которую следует начинать уже на первом году жизни ребенка, выполняя с ним осторожные и умеренные физические упражнения и массажируя его при соблюдении гигиенических норм и правил обращения с ребенком. Наиболее часто развивается сколиоз — боковые искривления позвоночника в шейном и грудном отделах.Так, очень важно следить, чтобы ребенок спал на достаточно твердой поверхности с невысокой подушкой, в удобной и естественной позе, а также периодически ее менял — это одно из средств профилактики сколиозов шейного отдела. Сколиозы грудного отдела,в раннем возрасте развиваются редко.
Рост позвоночника наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В динамике роста позвоночного столба также отмечается выраженный градиент темпов развития — ʼʼот головы к хвостуʼʼ.
Окостенение позвонков продолжается в течение всего детского возраста͵ причем до 14 лет окостеневают только их средние части. Завершается окостенение позвонков только к 21—23 годам. Изгибы позвоночника, начавшие формироваться на 1-м году жиз-ни, полностью формируются в возрасте 12—14 лет, т. е. на начальных стадиях полового созревания.
Грудная клетка. Грудной отдел позвоночника, 12 пар ребер и грудина составляют грудную клетку, в которой под этой надежной защитой размещены сердце, легкие и другие жизненно важные органы. Движения ребер обеспечивают акт дыхания.
По мере роста ребенка форма грудной клетки меняется. Уменьшается угол, под которым ребра соединены с позвоночником. Уже к концу 1-го года жизни это обеспечивает значительное увеличение амплитуды дыхательных движений грудной клетки, что делает дыхание более глубоким и эффективным и позволяет снизить его темп. Коническая форма грудной клетки после 3—4 лет сменяется на цилиндрическую, а к 6 годам пропорции грудной клетки становятся похожими на пропорции взрослого человека. Это в еще большей степени позволяет увеличить эффективность дыхательных движений, особенно при физической нагрузке. К 12—13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого.
Скелет верхних конечностей. Пояс верхних конечностей состоит из двух лопаток и двух ключиц. К лопаткам подвижно прикреплены кости свободных конечностей (правой и левой), которые включают плечевую кость, предплечье (лучевая и локтевая кости) и кисть (мелкие кости запястья, 5 длинных пястных костей и кости пальцев).
Окостенение свободных конечностей продолжается до 18—20 лет, лопатки и последними — кости кисти. К 10—12 годам выявляются половые различия, которые заключаются в более быстром! окостенении у девочек по сравнению с мальчиками (разница составляет примерно 1 год). Окостенение фаланг пальцев завершается в основном к 11 годам, а запястья — в 12 лет.
Скелет нижних конечностей. Пояс нижних конечностей включает таз и свободные нижние конечности. Таз состоит из крестца (нижний отдел позвоночника) и неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей. У детей каждая тазовая кость состоит из трех самостоятельных костей: подвздошной, лобковой и седалищной. Их сращение и окостенение начинается с 5—6 лет, а завершается к 17—18 годам. Крестец у детей также еще состоит из несросшихся позвонков, которые соединяются в единую кость в подростковом возрасте. В этом возрасте важно следить за походкой, качеством и удобством обуви, а также остерегаться резких ударов, способных причинить вред позвоночнику. Стопа образует свод, опирающийся на пяточную кость. Свод стопы — исключительная привилегия человека, связанная с прямохождением. Свод действует как рессора, смягчая удары и толчки при ходьбе и беге, а также распределяя тяжесть при переноске грузов. Сводчатость стопы формируется только после 1 года, когда ребенок начинает ходить. Уплощение свода стопы — плоскостопие одно из частых нарушений осанки, с которым крайне важно бороться.