СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Строение и функции скелета. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Строение и функции скелета. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Строение и функции скелета. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека»

Учебный предмет: Анатомия, физиология и гигиена с основами медицинских знаний (2ч)


Тема урока: Строение и функции скелета. Скелет черепа. Рост и развитие скелета человека

Тип урока: УФНЗ

Цель занятия: изучить строение и функции скелета человека; развить представление о рост и развитие скелета; формировать целостное представление о строении детского организма; воспитывать культуру здорового образа жизнедеятельности.

Наглядные средства: 3-D наглядное пособие «Строение скелета человека», плакат «Строение скелета», муляжи костей туловища и черепа, гиф-анимация, материалы сообщества в ВК «Анатомический ликбез».

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

3. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.Закрепление материала. Тест

5.Задание на дом. [ 1 ] c. 70-106

3. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

3.1. Функции опорно-двигательного аппарата

3.2. Состав и соединения костей

3.3. Общий план строения скелетв

3.4. Отделы скелета

3.5. Строение черепа

3.6. Рост и развитие скелета человека

4. Закрепление материала

? Перечислить отделы скелета

? Занести в таблицу все кости отделов скелета

? Перечислить кости черепа

? Показать на муляжах кости черепа и конечностей

Ответьте на 12 вопросов теста "Опорно-двигательный аппарат"

https://multiurok.ru/tests/oporno-dvigatelnyi-apparat.html

Маршрут: Мультиурок – тесты, или Мультиурок - Онлайн-практикум -«Проверь себя» https://onlinetestpad.com/jbgyrhq5ajpnc


5.1.Рефлексия

О чем говорят числа: 5,1,7,12,31,2,14, 8!











Материал к занятию

Движение осуществляется при взаимодействии костей и скелетных мышц, которые вместе составляют опорно-двигательный аппарат, состоящий из двух частей:

пассивной(кости) и активной(мышцы).

Функции опорно-двигательного аппарата:

  • защитная (скелет черепа защищает головной мозг);

  • опорная (опора для мышц и внутренних органов);

  • локомоторная (кости – рычаги, приводимые в движение мышцами);

  • рессорная (смягчает толчки и сотрясения при движении);

  • обменная (депо P, Ca, Fe и др.);

  • кроветворная (красный костный мозг).

Кость– сложный орган. Каждая кость занимает соответствующее место, имеет соответствующую форму, строение и выполняет свойственные только ей функции.

Состав костей:

неорганические вещества органические вещества(вода, минеральные соли, (белки, жиры…) Na, Mg, K, Cl, P…) придают костям – твердость; – упругость;– прочность – эластичность

Кости, выдерживающие большую нагрузку, богаче известью и прочнее. Питание только растительной или только животной пищей может вызвать изменения химического состава костей. При недостатке в пище ребенка витамина D в костях плохо откладываются соли извести, сроки окостенения нарушаются, а недостаток витамина А может привести к утолщению костей, запустению каналов в костной ткани.

Снаружи кость покрыта надкостницей. Деление клеток её приводит к росту кости в толщину. Головки костей покрыты хрящевой тканью, за счет которой кость растет в длину. Все пространство внутри кости (полость) заполнено желтым костным мозгом (питательная функция). В ячейках губчатого вещества находится красный костный мозг (кроветворная функция).

В скелете человека соответственно функциональной значимости различают скелет туловища, головы, верхней и нижней конечностей.

Скелет головы защищает головной мозг и органы чувств. Выделяют мозговой и лицевой отделы черепа.

Мозговой отдел (8 костей) парные непарные

(височная, теменная) (лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная) 

Лицевой отдел парные непарные

(верхняя челюсть, носовая, (нижняя челюсть, сошник, слезная, скуловая, небная) подъязычная)

Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой. Позвоночный столб состоит из 33-34 соединяющихся между собой позвонков. В его отделах позвонки имеют неодинаковые размеры и форму. Различают:- шейные (7); - грудные (12); - поясничные (5); - крестцовые (5);

- копчиковые (4-5).

Между телом позвонка и дугой находится отверстие – спинно-мозговой канал, в котором расположен спинной мозг. Позвоночник имеет S-образную форму, т.е. 2 изгиба вперед (лордоз – шейный и поясничный) и 2 изгиба назад (кифоз – грудной и крестцовый).

Грудная клетка защищает жизненно важные органы человека: сердце, аорту, органы дыхания и частично органы пищеварения. Она образована грудиной, ребрами, грудным отделом позвоночника.

Грудина– плоская кость, расположенная по передней срединной линии тела.

В ней различают 3 сросшиеся кости: рукоятку, тело и мечевидный отросток.

У человека 12 пар ребер. Из них: I – VII пары – истинные ребра;

VIII – X пары – ложные;

XI – XII пары – колеблющиеся.

пояс верхней конечности II свободная верхняя конечность

  • лопатка (2) - плечевая кость

  • ключица (2) - кости предплечья (локтевая, лучевая)

  • кости запястья (в 2 ряда)

  • кости пясти (5) кисть - фаланги пальцев

Скелет нижних конечностей.В скелете нижних конечностей различают:

I пояс нижней конечности II свободная нижняя конечность

  • тазовые кости (подвздошная, - бедренная кость

лобковая, седалищная) -кости голени (большая и малая берцовые)

  • кости предплюсны (7)

  • кости плюсны стопа




Особенности опорно-двигательного аппарата человека во мно­гом связаны с размерами его тела, а также с прямохождением. Тем не менее, как и у всех млекопитающих, тело человека со­стоит из головы, туловища и конечностей, причем такое строе­ние приобретает эмбрион уже на 3-м месяце внутриутробной жизни.

Кость. Скелет состоит из костей, которых у взрослого челове­ка более 200. Кость — это сложнейший орган, кость обильно снабжается кровью и лимфой, к ней подходят многочисленные нервные окончания, которые воспринимают информацию о состоянии костной ткани и передают управляющие импульсы из нервных центров. Внутри многих костей расположен костный мозг — важнейший орган кроветворения, в котором образуются все типы клеток крови

Кость — очень прочное и твердое вещество: в 30 раз тверже кирпича, в 2,5 раза тверже гранита; прочность кости в столь же велика, как у чугуна. Бедренная кость человека в вертикальном положении выдерживает давление до 1,5 т, а большеберцовая — до 1,8 т.

Механическая прочность кости зависит от содержания в ней солей кальция.

В составе кости около 10 % воды, 30 % белка и других органических веществ, а остальное (60 %) — минеральные соли.

Важнейшим органическим составля­ющим костной ткани является белок коллаген, образующий эла­стичные и вязкие волокна, придает упругость. Хрящевая ткань, содержит мно­го коллагена и мало солей кальция.

У детей содержание ми­неральных веществ значительно ниже, по­этому их скелет более гибкий и эластичный

По мере роста и развития человека минерали­зация его костей увеличивается, достигая оптимальных значений к концу полового созревания. С воз­растом кости становятся менее эластичными, но более хрупкими. К старости, когда минеральный обмен нарушается, из кости вы­мывается значительное количество кальция, в результате кости утрачивают прочность, сохраняя при этом свою хрупкость. Вот почему у стариков так часты переломы костей.

В течение первого года жизни окостенение скелета происхо­дит очень активно.

На развитии костного скелета может отрицательно сказывать­ся нарушение баланса витамина D, который участвует в метабо­лизме кальция в костной ткани. Недостаток витамина ведет к по­явлению рахита͵ который проявляется в замедлении процессов окостенения. Для профи­лактики рахита принято давать детям первого года жизни рыбий жир или синтетический витамин D.

Рост и развитие костей заканчива­ются к 20—24 годам у мужчин и на 2— 3 года раньше — у женщин. К этому вре­мени завершается окостенение всех зон роста͵ т. е. замена в них хрящевой тка­ни на костную

Череп. Вместилищем головного моз­га, а также каркасом для мышц, обес­печивающих мимику и первичную об­работку пищи в ротовой полости, яв­ляются кости черепа

Череп новорожденного состоит из нескольких отдельных кос­тей, соединенных мягкой соединительной тканью. В тех местах, где сходятся 3—4 кости, эта перепонка особенно велика, такие зоны называют родничками. Благодаря родничкам кости черепа со­храняют подвижность, что имеет важнейшее значение при родах, так как голова плода в процессе родов должна пройти через очень узкие родовые пути женщины. После рождения роднички зараста­ют в основном к 2—3 месяцам, но самый большой из них — лоб­ный — только к возрасту 1,5 лет.

Голова ребенка относительно очень велика. С возрастом суще­ственно изменяется соотношение между высотой головы и рос­том. Это соотношение используется как один из морфологических критериев биологического возраста ребенка.

Позвоночник. Позвоночник новорожденного, как и взрослого, состоит из 32—33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 пояснич­ных, 5 тазовых и 3—4-х хвостовых), причем их рост и окостенение заканчиваются только с половым созреванием. Главной отличи­тельной особенностью позвоночника ребенка первого года жизни является практическое отсутствие изгибов. Οʜᴎ формируются по­степенно по мере роста туловища и реализации антигравитационных реакций (сидение, стояние, прямохождение)

Первой образуется шейная кривизна (выпуклостью вперед), когда у ре­бенка появляется возможность удерживать в вертикальном поло­жении голову. К концу первого года жизни формируется пояснич­ная кривизна (также выпуклостью вперед), необходимая для реализации позы стояния и акта прямохождения.

Нарушения в развитии позвоночника могут иметь самые тяжелые последствия для здоровья. Именно в связи с этим так важна профилактика, которую следует начинать уже на первом году жиз­ни ребенка, выполняя с ним осторожные и умеренные физичес­кие упражнения и массажируя его при соблюдении гигиенических норм и правил обращения с ребенком. Наиболее часто развивается сколиоз — боковые искривления позвоночника в шейном и груд­ном отделах причем нередко они возникают в результате неправильного ухода за ребенком. Так, очень важно следить, чтобы ребенок спал на достаточно твердой поверхности с невысокой по­душкой, в удобной и естественной позе, а также периодически ее менял — это одно из средств профилактики сколиозов шейного отдела. Сколиозы грудного отдела, а также кифоз (передне-заднее искривление грудного отдела) и лордоз (чрезмерный изгиб в пояс­ничной области вперед) в раннем возрасте развиваются редко.

Рост позвоночника наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. При этом сначала все отделы позвоночника растут относительно равномерно головы к хвостуʼʼ.

Окостенение позвонков продолжается в течение детско­го возраста͵ причем до 14 лет окостеневают только их средние части. Завершается окостенение позвонков только к 21—23 годам. Изгибы позвоночника, начавшие формироваться на 1-м году полностью формируются в возрасте 12—14 лет, т. е. на началь­ных стадиях полового созревания.

Грудная клетка. Грудной отдел позвоночника, 12 пар ребер и грудина составляют грудную клетку, в которой под этой надежной защитой размещены сердце, легкие и другие жизненно важ­ные органы. Движения ребер под воздействием межреберных мышц обеспечивают акт дыхания.

По мере роста ребенка форма грудной клетки меняется. Умень­шается угол, под которым ребра соединены с позвоночником. Форма грудной клетки после 12—13 лет тесно связана с тело­сложением.

Скелет верхних конечностей. Пояс верхних конечностей состо­ит из двух лопаток и двух ключиц. Οʜᴎ образуют жесткий каркас, формирующий верхнюю границу туловища. К лопаткам подвижно прикреплены кости свободных конечностей (правой и левой), которые включают плечевую кость, предплечье (лучевая и локте­вая кости) и кисть (мелкие кости запястья, 5 длинных пястных костей и кости пальцев).

Окостенение свободных конечностей продолжается до 18—20 лет, причем ранее всœего окостеневают ключицы (практически еще внутриутробно), затем — лопатки и последними — кости кисти. Имен- | но эти мелкие кости служат объектом рентгенографического ис­следования при определœении ʼʼкостного возрастаʼʼ. На рентгенограмме  эти мелкие косточки у новорожденного только намечаются и становятся ясно видимыми только к 7 годам. К 10—12 годам выявляются половые различия, которые заключаются в более быстром! окостенении у девочек по сравнению с мальчиками (разница составляет примерно 1 год). Окостенение фаланг пальцев завершается в основном к 11 годам, а запястья — в 12 лет, хотя отдельные! зоны продолжают оставаться не окостеневшими до 20—24 лет.

Скелет нижних конечностей. Пояс нижних конечностей вклю­чает таз и свободные нижние конечности. У детей каждая тазовая кость состоит из трех самостоятельных костей: подвздошной, лобковой и седалищной. Их сращение и окостенение начинается с 5—6 лет, а завершается к 17—18 годам. Крестец у детей также еще состоит из несросшихся позвонков, которые соединяются в единую кость в подростковом возрасте. В этом возрасте важно следить за походкой, качеством и удобством обуви, а также остерегаться резких ударов, способных причинить вред позвоночнику. Половые различия в строении таза начинают проявляться в возрасте 9 лет.

Стопа образует свод, опирающийся на пяточную кость. Свод стопы — исключительная привилегия человека, связанная с прямохождением. Свод действует как рессо­ра, смягчая удары и толчки при ходьбе и беге, а также распределяя тяжесть при переноске грузов. Сводчатость стопы формируется только после 1 года, когда ребенок начинает ходить. Уплощение свода сто­пы — плоскостопие одно из частых нарушений осанки, с которым крайне важно бороться.

Скелет верхних конечностей. Пояс верхних конечностей Окостенение свободных конечностей продолжается до 18—20 лет, причем ранее окостеневают ключицы (практически еще внутриутробно), затем — лопатки и последними — кости кисти. Скелет нижних конечностей. Пояс нижних конечностей таз состоит из крестца (нижний отдел позвоночника) и неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей. У детей каждая тазовая кость состоит из трех самостоятельных костей: подвздошной, лобковой и седалищной.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!